English
Новости организации

Международная конференция в Минске


                       Рафалюк Татьяна Александровна, город Москва, Россия

Образовательная функция семьи: роль женщины в ее реализации

Ключевые слова: женщина, семья, культура, образование, ценность, социальная реальность, функции семьи, традиции, воспитание, толерантность, семейные узы, этика.

Аннотация: Главное назначение женщины - сохранение ценности семьи в условиях непрерывно меняющейся социальной реальности. Одна из важнейших функций современной семьи – образовательная. Научные исследования выявили за­висимость качества домашнего воспитания детей от уровня обра­зования родителей. Главным критерием успешности консультативной работы с молодыми людьми является комплексный подход и системность в передаче специальных знаний молодежи, вступающей в брак, на начальном этапе  проектирования собственной семьи. Существенную роль, помимо образовательных и просветительских программ, в структуре практической подготовки молодежи к семейной жизни играет социально-педагогическая концепция эстетизации семейного досуга.

Rafalyuk Tatiana, Moscow, Russia

The educational function of the family: the role of women in its implementation

Keywords: woman, family, culture, education, values, social reality, family function, tradition, education, tolerance, family ties, ethics.

Abstract: The main purpose of women is a preservation of family values in an ever-changing social reality. One of the most important functions of the modern family is education. Scientific studies have revealed the dependence of the quality of home education of children from the educational level of parents. The main criterion for the success of counseling work with young people is a comprehensive and systematic approach in the transfer of special knowledge of young people at the initial stage of designing his own families. A socio-pedagogical concept of aesthetization of family entertainment plays an important role in the the practical training of young people for family life.

 

«Быть человеком – это много, но быть женщиной – еще больше»

М. Ларни

                                                                                                                                               

В статье «Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра» Богданова И.Ф.  пишет «и хотя женщины занимаются наукой столь же долго, сколь и мужчины, «мы все еще рассматриваем историю науки как историю мужчин, причем лишь немногих из них — Аристотеля, Коперника, Ньютона, Эйнштейна, сумевших резко изменить наше видение мира. Но история науки — нечто большее. Это история тысяч людей, мужчин и женщин, чья деятельность и вклад в развитие знания и сделали возможными «великие скачки» [1].

Траектория «великих скачек» для женщин пролегла от Древнего Египта до сегодняшнего дня. На этом пути много славных имен женщин-целительниц, врачей, хирургов, математиков, инженеров, физиков:  от Эн Хеду Анны, Теании, Аспазии Аксиопеи, Филисты, Гипатии до просветительницы белорусской земли XII века Евфросиньи Полоцкой и лауреата Нобелевской премии по литературе белорусской писательницы «за многоголосое звучание ее прозы и  увековечивание страдания и мужества» Светланы Алексиевич.

Между названными именами на протяжении веков стоят фамилии и других женщин-ученых, что неопровержимо свидетельствует о том, что женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям.

 ХХ век вошел в историю человечества как век науки и образования. Женщины получили право на образование наравне с мужчинами. Впервые в истории человечества наука стала массовой профессией. Какова же роль женщины в современном обществе? Этим вопросом человечество задавалось всегда. А в сегодняшнем мире, в мире технологий, прогресса, открытий, эмансипации и феминизма этот вопрос стоит наиболее остро. И все-таки женщина – кто это?

Несмотря на вариативность возможностей и ролей, Центр семейной и молодежной эстетики Автономная некоммерческая организация «Петрарка» (далее – АНО «Петрарка») отдает предпочтение главному назначению женщины: сохранению ценности семьи в условиях непрерывно меняющейся социальной реальности.

Как преодолеть возросшую трудность приспособления человека к действительности, выработать иммунитет «… к переменам, порождаемым бурным технологическим развитием, непосредственно вторгающимся во внутренний мир человека, воздействующим на его ценности, этику, отношение к политике, само восприятие мира» [2]. Несмотря на «грохочущий поток перемен», «важно посмотреть на него внимательно, не просто в великой исторической перспективе, но также с позиции живущих, дышащих индивидов, которые его ощущают» [3]. Как в условиях морального смятения, дисгармонии социальных отношений и ценностных приоритетов воспитать у молодежи нравственно-эстетическое мировоззрение, уважение к браку и семейным традициям? Ответ однозначен: «современная семья может быть рассмотрена как важнейшая составная часть любого национального самосознания, её культурные традиции, стереотипы и навыки не могут быть заменены альтернативными социальными моделями и суррогатами» [4].

Основываясь на государственной политике в области семьи и молодежи, АНО «Петрарка» видит свою миссию в сохранении семьи «как важнейшей жизненной ценности настоящего и будущих поколений», а также ее «цементирующую» силу в поддержании межпоколенческих связей. «Где как не в браке, - говорил французский философ-просветитель Д.Дидро - можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятных вздохов, пролитых вместе слез».

Претворение декларируемой миссии невозможно без подготовки молодых семей к реализации основных функций семьи. Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. «Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения)» [5].

Важно понимать, что с течением времени приоритет каждой из функций в семье может меняться: какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. Частично функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален.

Сегодня уникальность образовательной функции семьи «спровоцирована» изменениями, происходящими в обществе. А именно, преодоление неравенства в образовании — это ключевой вызов, который сегодня стоит перед образовательными системами разных стран, и Россия не исключение. Этой теме был посвящен доклад научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина на Московском международном  салоне образования, проходившем в апреле 2016 года. «Само по себе неравенство не является злом, - подчеркнул И. Фрумин, - но проблема заключается в формировании очагов бедности, где дети становятся заложниками социального и культурного статуса своих семей, а в обществе складывается такая стратификация, при которой образование не помогает человеку перейти с одного уровня на другой» [6] .

Происходящие процессы и в их числе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятый в 2012 году, разрешающий   домашнее образование, подводит родителей к осознанию важности семейного воспитания и образовательной функции семьи. В статье «Практики родительского воспитания на рубеже XIX-XX вв. на примере детства русских писателей-модернистов» Рафалюк (Чеховская) О.Е.  обосновывает важность воспитания и образования на различных этапах исторического развития общества «…Приведенные примеры практик детского воспитания, безусловно, не означают, что каждый родитель отринул знакомые методы воспитания детей и с готовностью подхватил новые идеи. Выбор воспитательной стратегии зависел, в первую очередь, от прогрессивности взглядов родителей и семейных традиций. …  Представители новой социальной группы критически подошли к идеалам «отцов». Такая позиция явилась следствием перемены самого взгляда на мир. Она отражала подспудный процесс переориентации культуры, проявлявшийся на ментальном уровне и затрагивавший, прямо или косвенно, все сферы жизнедеятельности человека и общества» [7].

Наиболее благоприят­ные условия воспитания связаны с гражданской позицией родите­лей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества. Научные исследования выявили прямо пропорциональную за­висимость качества домашнего воспитания детей от уровня обра­зования родителей. Практика семейного воспитания показывает, что образование не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители, не имея соответствующих знаний, не умеют растить и способствовать развитию собственных детей. Дру­гие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы, отсутствие средств к существова­нию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители ис­пользуют их, зависят результаты образования детей, и, следовательно, их будущее.

АНО «Петрарка», исследуя проблемы семейно-брачных отношений и ориентированный на просветительскую деятельность молодежи, вступающей в брак, большое внимание уделяет профилактике «семейного неблагополучия» на этапе вступления в брак. 

Существующая практика социальной защиты населения поддерживает семьи в трудных жизненных ситуациях, однако она не включает в себя функций и не наделена должным инструментарием по «противостоянию» прокреативной этике. В современной российской семейной культуре развод и рождение ребенка вне брака  уже не являются аномальными  явлениями. С 1992 года началось стабильное увеличение числа семей, основанных на незарегистрированном браке, следствием чего стало увеличение числа внебрачных детей. В связи с этим АНО «Петрарка» утверждает, что в добрачный период, когда закладывается модель семейной жизнедеятельности, принципиальной реальностью ее воплощения являются ценностные экспектации. В этот очень ответственный момент АНО «Петрарка» помогает будущим супругам обосновать ценностные позиции каждого из них для реализации семейных экспектаций материальными, образовательными, интеллектуальными, личными и прочими ресурсами. Именно в добрачный период  важно найти точку опоры, баланс в семейных ценностях, которые станут приоритетными над всеми остальными, и не позволят привести  молодую семью к кризису в самом начале семейной жизни. Особое внимание в обучающих программах Центра уделяется роли женщины, как «просветительнице и духовной целительнице» собственной семьи,  повышению ее  родительской компетентности в вопросах воспитания и осознанности эмоциональных воздействий на ребенка со стороны взрослых.  Согласно основному методологическому принципу главным критерием успешности консультативной работы с молодыми людьми является комплексный подход и системность в передаче специальных знаний молодежи, вступающей в брак, на начальном этапе  проектирования собственной семьи. От правильно заданного вектора на долгосрочный и счастливый брак посредством разнообразных форм и методов занятий зависит сценарий благополучной семьи.

Разработанные Центром  Social-Cultural Program (SCP)  программы («Кейс-стади wedding») представляют собой технологии совместного роста супругов, «ответственного родительства» и предупреждения социального сиротства, портфолио семейных достижений, успешной конкурентоспособности, что позволяет конструировать «матрицу» социального поведения молодой семьи, ее «защитного кода» от внешних посягательств и репродуктивных претензий на пол Х в последующих поколениях [8].

В современных условиях аккультурации через образовательно-просветительские программы  АНО «Петрарка» «красной нитью»  проходит смысловая доминанта национальной культуры, где культура по выражению В. Сагатовского, «программа образа жизни» [9]. Существенную роль, помимо образовательных и просветительских программ, в структуре практической подготовки молодежи к семейной жизни играет «социально-педагогическая концепция эстетизации семейного досуга как средства духовного наполнения свободного времени членов семьи, как фактора, укрепляющего семейные узы и толерантные взаимоотношения поколений» [10].   

    Список литературы:

1. Алик М. Наследство Гипатии: история женщин в науке с античности до конца XIX века, 1996. Цит. по: Богданова И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра. СоцИс 2004 № 1.

2. См.: Харчев А. Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л., 1968; Антонова. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996; Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.

3.  Тоффлер А. Шок будущего. М., 2002.

4. Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи, ее социальное благополучие, воспитательный потенциал // http://studopedia.ru/9_9838_faktori-harakterizuyushchie-zhiznedeyatelnost-semi-ee-sotsialnoe-blagopoluchie-vospitatelniy-potentsial.html

5. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

6. Фрумин И.Д. Выступление на Московском международном салоне образования в 2016 году // http://2016.mmco-expo.ru/program/

7. Рафалюк  (Чеховская) О.Е. Практики родительского воспитания на рубеже XIX-XX вв. на примере детства русских писателей-модернистов // Политехнический университет, кафедра «История и политология». М., 2016.

8. Морозова О.А. Социокультурное нормирование брака: история и современность. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2012.

9. См.: Культурология / Головнёва Е.В., Горюцкая Н.В., Деменкова Н.П., Рыбакова Н.В. Омск, 2005.

10. Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007.


02.03.2017

АРХИВ НОВОСТЕЙ