English
Женщины и культура

Мода как история. Урал как искусство

Мода как история. Урал как искусство

Нина Ручкина – модельер, владелица модного дома Nina Ruchkina

Журналист Евразийского женского сообщества встретилась с модельером Ниной Ручкиной и узнала, почему брендинг – одно из проявлений патриотизма, как 9 мая можно подчеркнуть свою любовь к истории России и что общего у Уралвагонзавода с модой. 

Вычитала на Вашем сайте, что заниматься творчеством на Урале – это вызов. Почему? Урал не принимает творчество?

Урал претерпел века определенного режима. Есть там сумрак и даже мрак. Самоцвет, чтобы он заблестел ярким огнем, надо сначала откопать. На Урале люди к новому испытывают подозрение, они придерживаются традиций. Творчество там воспринимается как некий раздражитель, и кто-то пытается его ликвидировать. Но Екатеринбург щедр на талантливых людей в разных сферах, это абсолютно объективно. И я называю себя уральской красавицей, потому что это принадлежность к той культуре, откуда я родом.

Чтобы не раствориться в Москве?

А невозможно раствориться, если у тебя есть корни. У меня никогда не было такого страха. Уральские самоцветы не растворяются даже в кислоте.

eaw_платки_2.jpg

Кто такая уральская красавица?  

Уральская красавица – это собирательный образ. Конечно, Урал оставляет определенный отпечаток на характере женщины. У нас есть своя история и горнозаводской миф. История эта сопряжена с определенными тяготами жизни: добыча драгоценных камней связана с болью. Красота на грани с выживанием. Эта женская сила всегда вдохновляла наших мужчин, она помогала им воспрянуть духом в самую сложную минуту. Уральская красавица имеет сильный характер, волю к победе, есть в ней некая суровость. Урал – это в большей части борьба и умение прорваться.

А московские красавицы?

Московские красавицы состоят из огромного количества красавиц из разных регионов. В Москве девушки невероятно целеустремленные и мобильные. Общий язык мы с ними находим моментально. У меня много знакомых и из южной части России. У них есть легкость, жажда и радость жизни, этому можно поучиться, совершить обмен духовной красотой. 

Вы всегда создавали наряды для вечерней моды? 

Бренд Nina Ruchkina сначала специализировался на сценических костюмах, работали с танцевальными шоу-балетами, а там корсеты, перья и стразы. Вскоре нас стали замечать посетители, да и девушкам из балета хотелось выглядеть эффектно и вне сцены. Постепенно мы начали делать выходные наряды, свадебные платья, купальники. Модный дом развивается в течение 10 лет. 

eaw_платки_3.jpg

А как Вы перешли к дизайну коллекции «Хозяйка Медной горы»?

В какой-то момент мне захотелось не просто делать красивые платья, но еще найти во всем этом смысл. Я поехала на Неделю моды в Казахстан и познакомилась с творчеством очень талантливого дизайнера Аи Бапани. Она представляла коллекцию, посвященную культуре Казахстана. Наряды были выполнены с помощью традиционной техники, присутствовали национальные узоры. 

А на Урале есть много историй и легенд. Я взяла распространенную – о хозяйке Медной горы. Решила создать вариант ее гардероба, как бы она одевалась сегодня.

Коллекция уральских легенд имиджевая. Эта мода демонстрирует мастерство наших рукодельниц и закройщиков. Такие костюмы завораживают зрителя, который даже не является потребителем женских платьев. Это некая история о России, которая интересна и для наших соотечественников, и для иностранных гостей. Через моду можно знакомиться с культурой страны. Она является инструментом как личного брендинга, так и региона, страны в целом. Хозяйка Медной горы, малахит – через них мы вовлекаем туристов, вдохновляемся сами и вдохновляем молодежь. Брендинг – одно из проявлений патриотизма. Это восхищение собственной культурой.

eaw_платки_4.jpg

Как выглядело Ваше рабочее пространство в самом начале пути и сейчас?

В начале ничего не было. Просто у нас открылся магазин итальянских тканей, и я абсолютно потеряла голову. Мне хотелось шить платья, но мастер никак не могла понять, что я хочу, и я стала придумывать сама, интуитивно работала с тканями. Платья затем по себестоимости забирали мои подруги.

Вскоре родители выделили мне маленькую комнату у себя в офисе и дали машинку оверлок. Девушка, которая умела ею пользоваться, схватывала мои сумасшедшие идеи. У нее была школа, у меня фантазия. 

А сейчас у нас состоявшийся штат, некоторые мастера за это время не единожды были в декрете и вернулись. Но костяк как был 10 лет назад, так он практически со мной и остался.

У Вас ведь двое детей?

Две дочери.

Сколько им лет?

10 и 12.

eaw_платки_5.jpg

Вы их одеваете в одежду своей марки?

Детской модой я не занимаюсь, это абсолютно далекая от меня тема. Дети быстро растут, мы успевали реализовывать свою фантазию только в новогодних костюмах. А сейчас они в таком возрасте, когда у них формируется свой вкус, и я смотрю издалека, что они выбирают. Я им всегда предоставляла такую возможность. Они учатся в художественной школе, и там у них свои законы моды.

Вам нравится то, что они выбирают, или Вы смиряетесь?

Отношусь к этому спокойно, потому что я сама экспериментирую. В этом возрасте у них период какого-то декадентства: они слушают тяжелый рок, категорически отрицают прически, кудри и одеваются во все черное. (Смеется.)

Ваши дети прекрасны! Но если детская мода Вас не привлекает, что-то другое должно.

Верно. Два года назад я искала способ расшить свои творческие границы. В итоге сделала совместный проект с Уралвагонзаводом.

Мода и Уралвагонзавод?

Да, танк Т-34 был сделан там. Руководители решили создать сувенирный бренд. После ребрендинга их компания выглядит очень стильно. Но из сувенирной продукции только толстовки с крупным логотипом. Я в защиту женщин предложила им создать параллельную линейку аксессуаров в виде платков с рисунком символов боевой славы. Тогда как раз был год празднования 70 лет со дня великой Победы.

Почему именно платок?

Платок – это исконно русский аксессуар. Платок всегда имел сакральный смысл. Девушка не выходила замуж без платка. К нему было особое отношение, именно поэтому ордена мы нанесли на платки, а не куда-либо еще.

Платки можно носить круглогодично. Именно эти связаны с важнейшим периодом истории России. Они помогают соединить несколько поколений, это исторический мостик. Данный аксессуар также дает возможность выйти за рамки конкретной даты и быть востребованным каждый день.

Платки с изображением орденов есть уже во всем мире, везде, где проходили выставки вооружения, в которых участвовал Уралвагонзавод.

Когда я погрузилась в эту тему, абсолютно по-другому начала воспринимать историю, более чутко, и отношение к 9 мая у меня тоже изменилось. Я будто сама все это пережила. Я не рассчитываю, что смогу заразить этим всех, но случилось со мной, возможно, случится еще с кем-то.

Естественно, перед началом проекта я подстраховалась, что делать можно, а чего нельзя.

eaw_платки_7.jpg

Изучали Конституцию?

Конечно! Можно ли использовать символы или нет? Интересно, что это все поощряется нашим правительством: есть указы президента, есть специализированные выставки, посвященные истории России, где отдельным блоком идет сувенирная продукция. Через нее распространяется информация, сохраняется память об исторических событиях. Мы должны с молодежью говорить на понятном ей языке. Они не знают тех тягот войны, им сложно это воспринимать. Но победа – это не только боль, но и триумф. Через ощущение триумфа мы вовлекаем молодежь. Мы помним о цене этой победы, но нельзя забывать, что это праздник.

Вы пойдете в этом платке 9 мая? 

Я эти платки ношу круглый год. Для меня проект особенно дорог. Может, там нет такой сложности исполнения, как при работе над вечерним платьем, но я понимаю, что это правильно. Каждый раз к 9 мая в Екатеринбурге мы поздравляем ветеранов, а круглогодично – женщин-юбилярш, которым исполнилось 85 и больше лет. Думаю, что в Москве мы тоже устроим небольшую акцию.

Насколько я понимаю, с этим проектом Вы встретили много критики…

Встретили и встречаем. Нам высказывают, что это кощунство, непочтительное отношение к истории, памяти, ветеранам. Почему-то есть представление, что если это платки, то следующим шагом будут обязательно трусы. Либо говорят: «А что если платок наденут не на то место?» Но это та же сувенирная продукция. До этого были кружки, фляжки, футболки – что угодно. Такая реакция мне показалось странной, она демонстрирует, что люди забыли историю платка, свои корни. И при этом они уверены, что мой следующий шаг будет сделан именно вниз, т.е. они не думают о своем соотечественнике как о здравомыслящем человеке, что он хочет развиваться. Оценка происходит через призму деградации.

Но все равно я считаю, что критика – это очень хорошо. Значит, у людей что-то в душе зашевелилось. Если у человека нет реакции, то он мертв.

Однако культура забывается. Вы никогда не увидите во Франции, чтобы в первую очередь показывали, например, итальянских модельеров, а своих оставляли на задворках. У нас долгие годы это было сплошь и рядом. Момент национальной гордости характерен для Европы и Азии. В Китае ни один государственный и местный праздник не проходит без национального символа – дракона.

С другой стороны, у нас многонациональная страна, и символов огромное количество.

В том-то и дело, надо про них помнить, надо их показывать, рассказывать.

У Вас идеальный путь творческого человека. А если я, например, молодая девушка, мечтаю стать великим дизайнером, но у меня нет денег и возможностей, и я думаю, может, найти «нормальную работу»? 

Начать можно с нулевым бюджетом, не вкладывая никаких денег. На партнерских взаимоотношениях реально сделать все. Instagram и YouTube способны запустить любой продукт практически сразу, вы моментально получаете обратную связь. Сшейте платье себе, потом своей подруге, ее подруге. Сфотографируйтесь, выложите в сеть.

eaw_платки_8.jpg

Когда я начинала, у меня был определенный страх: отсутствие экономического образования, опыта, родители никак не связаны с искусством – никто не знает ни художников, ни модельеров. Но как-то получилось. Я тот человек, который сделал бизнес с нуля.

Смотрите по сторонам, ищите. Есть такие же стремящиеся фотографы, начинающие модели, открывающиеся рестораны. Можно сделать показ через месяц, не вкладывая ни копейки. 

А Ваш показ был через сколько времени после начала?

Где-то через два месяца.

Вы упоминали про страх. Что с ним делать? Казаться никчемным и неумелым крайне неприятно, если не сказать хуже.

Страх является препятствием. Это правда. Я постоянно чего-то боюсь. У меня весь спектр страхов, но страх – это адреналин, который можно повернуть в нужную нам сторону. Абсолютно бесстрашный человек однажды попадет под КАМАЗ. Обязательно нужно накопить некий фундамент негативного опыта. Если вы боитесь казаться смешным, то вы не сделаете ничего нового. Моя карьера могла бы на тех платках и закончиться. Нужно принять этот страх и продолжать делать то, что ты хочешь. Каждый был неуклюж, смешон, нелеп, но если ты принял решение двигаться дальше, то те люди, которые понимают, чего тебе стоил этот рост, в какой-то момент протянут руку, поражаясь и восхищаясь твоей целеустремленностью. А подобное всегда притягивает подобное, если искренне верить, что делаешь. Это как раз и поможет сделать мир лучше.

Один из самых распространенных мифов о сфере искусства или моды, что твоя жизнь – бесконечный праздник. На самом деле это титанический труд. Чтобы создавать красивые вещи, нужно быть все время вдохновленным. А вдохновения часто нет. И каждый день ты заставляешь его появляться. Приходишь в мастерскую в 8 утра, садишься и рисуешь. Без оправданий. Ты просто начинаешь что-то делать.

Ребенок, который учится ходить, падает сотни раз, прежде чем сделать первый шаг. Этот навык, к сожалению, потом нами теряется. И люди, которые несколько раз ошибаются, ставят крест на своих желаниях и мечтах. Сама природа справедлива. Она заложила в нас все ресурсы, чтобы мы могли добиться своей цели.

Вы в момент страха вспоминаете кого-нибудь из людей, что он-то справился, и я могу?

Есть моя вера в Бога. Я думаю, что есть Создатель, который позаботился о том, чтобы люди процветали. Я верю в справедливость. Если мы отклоняемся от правильного курса, логично, что мы падаем, просто нужно делать правильные выводы. Когда я нахожусь на спаде, у меня есть два способа это исправить: благодарность (начинаю вспоминать все хорошее, мне становится легче, я прихожу к тому, что жизнь моя удалась) и возвращение к своим мечтам. Смотрю, что меня радует, например, картины великих художников, вспоминаю, о чем я и про что я. Я об искусстве, я про любовь.

Агата Коровина, информационное агентство Евразийского женского сообщества


08.05.2017

АРХИВ НОВОСТЕЙ