English
Женщины и культура

Наука и культура всегда были вместе

Наука и культура всегда были вместе

Ольга Львовна Свиблова – искусствовед, кинорежиссер-документалист, директор Мультимедиа Арт Музея, почетный академик Российской академии художеств.

13 апреля в верхней палате Федерального Собрания РФ состоялась встреча Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с женщинами – представителями науки на тему «Открытый диалог с женщинами-учеными».

Журналист Евразийского женского сообщества побеседовала с великолепной Ольгой Свибловой и выяснила, чем похожи ученые и деятели искусства и почему научная теория – это красиво.

Свиблова_1a.jpg

Ольга Львовна, Вы психолог по образованию, но уже долгое время заняты в сфере культуры и искусства. Что подвигло Вас принять участие в этой встрече?

– Во-первых, когда мы говорим о музее, всегда подразумеваем научно-художественный центр, центр образования. Я не вижу большой разницы между проблемами науки и культуры: у них нехватка оборудования – у нас аналогичная проблема, у них бюрократизация – у нас тоже. Все эти препятствия не дают возможности поднять голову от вороха отчетов и увидеть настоящие смыслы.

Этот круглый стол оказался на редкость полезным. Все ученые здесь – личности. У нас много мероприятий, где под барабанную дробь говорят, что все хорошо. А здесь женщины высказывались свободно и оглашали реальные проблемы, которые они решают каждый день. 

Как Вы считаете, почему люди из науки так успешны в творчестве?

– Потому что механизмы творческой деятельности у художников и ученых абсолютно одинаковы. Есть люди творческие, а есть не творческие. Если ты плохой повар, то никто не станет есть твой борщ. Творческая деятельность имеет инновационные результаты. Можно сидеть и мучиться, что у меня нет нужных ингредиентов, которые прописаны в поваренной книге, а можно придумать собственный рецепт. Умный человек сварит борщ из того, что у него под рукой. На мой взгляд, жизнь – это творчество, и результат – это творчество.

Свиблова_2.jpg

Вы сказали, что сайты музеев необходимо делать friendly. Почему?

– Если вы не friendly, к вам не пойдут люди ни в дом, ни в музей. Если вы не открыты, не человечны, если вы не улыбаетесь, то дорогу к вам скоро забудут. Гость драгоценен, и он должен чувствовать, что его ждут. 

Музей – это переживание. Вы все время бежите по работе и делам, а культура – это место, где вы останавливаетесь и чувствуете что-то совершенно новое. В музее должна быть атмосфера, где человек выпадает из бега. Как же это может быть не friendly?

Во всех областях человеческой жизни должен быть свой язык. В армии он один, в университете другой, в музее третий. И все эти языки важны.

Как, на Ваш взгляд, должны взаимодействовать культура и наука? 

–Время 60-х годов называлось эпохой физиков и лириков. Для лириков главной аудиторией были, конечно же, физики. И огромное количество поэтов, бардов, актеров того времени – это люди из научной среды. Искусство не существует без зрителя. Этим хорошим зрителем была в первую очередь научно-техническая интеллигенция. Само слово «инженер» звучало очень гордо. Мой папа работал у Королёва и делал какие-то лопасти для его ракет. Папа мог показать на небо, где белел след от самолета, и сказать: «Ты посмотри, как красиво…» Меня учили, что след от самолета – это красиво. А учителя физики просили нас представить красоту бесконечно больших и бесконечно малых чисел. В научной теории есть красота не меньшая, чем красота, заложенная в замечательную пьесу и картину. Наука и культура всегда были вместе. Когда они разъединяются, значит, что-то идет не так.

Агата Коровина, информационное агентство Евразийского женского сообщества


23.04.2017

ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ

АРХИВ НОВОСТЕЙ