English

Агнесса Осипова о развитии франчайзинга в России

Агнесса Осипова о развитии франчайзинга в России

На одной из площадок Второго Евразийского женского форума состоится диалог с женщинами – лидерами франшизы. Куратором этого направления является Агнесса Осипова, президент Российской ассоциации франчайзинга. Наши журналисты узнали подробнее о ее деятельности, о развитии франчайзинга в стране и сильных франчайзинговых проектах, которыми руководят женщины. 

Агнесса Арнольдовна, расскажите о проектах, которые являются для Вас сегодня наиболее значимыми.

– Основная и глобальная цель нашей Ассоциации – обеспечение развития института франчайзинга в России, а также улучшение правовой и бизнес-среды. Наиболее важными проектами для нас являются развитие франчайзинга в регионах, популяризация этого вида деятельности, демонстрация предпринимателям возможностей и рентабельности ведения бизнеса под известным брендом.

Для эффективного развития нужен ряд инструментов, например специализированные банковские продукты, а также государственные субсидии, снижение финансового порога для франчайзи и т.п.

1.jpg

Какую главную миссию Вы перед собой ставите в своей профессиональной деятельности?

– Миссия – это одно из основополагающих понятий стратегического управления. В самом названии РАФ этот смысл уже заложен: популяризация франчайзинга как эффективной бизнес-модели, причем не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах. Франчайзинг выгоден для экономики нашей страны. Более 40 тысяч предприятий России работают на основе франчайзинга, благодаря этому создано более полумиллиона рабочих мест. Наша миссия – многократно увеличить эти показатели и, как следствие, улучшить качество жизни россиян.

Какие региональные, национальные отечественные франшизы Вы могли бы отметить в качестве наиболее успешных и продуктивных?

– Наибольшее количество франчайзи в нашей стране принадлежит поистине национальной компании – «1С», их более 7 тысяч. Сейчас очень успешно развиваются в нашей стране франшизы медицинского сектора диагностики – «Инвитро», «Гемотест», «Хеликс». Такие известные франчайзинговые бренды, как «Шоколадница», «IL Патио», «Сабвей», «Баскин Роббинс» изменили культуру обслуживания, задав новые высокие стандарты. Региональные бренды врываются в рейтинги самых эффективных франшиз. Среди динамично развивающихся компаний по этой бизнес-модели необходимо отметить аптечную сеть «ФармКопейка», которую запустил фармацевтический дистрибьютор из Омска, и аптеки под брендом алтайского производителя БАДов «Эвалар». Ижевская компания «Beauteam» с 2015 г. открыла по франшизе 70 парикмахерских под названиями «Прядки в порядке», создав сеть в 30 городах России. Громко звучат франчайзинговые проекты в сфере общепита: московский «Black Star Burger», тверская сеть фастфуда «Чикен Хауз», ижевская сеть «Coffee Like» и проект «Додо Пицца», который, стартовав в Сыктывкаре, сегодня уже развивается в Китае и США.

2.jpg

Какая, на Ваш взгляд, польза от использования франшизы для бизнеса?

– Стоит уточнить, что крупный бизнес, владеющий известными брендами, выступает во франчайзинге в качестве франчайзера, малый и средний – чаще всего франчайзи, т.е. первые предоставляют свои услуги и товары в концессию. Выгоду приобретают все. Франчайзеры получают деньги в виде роялти, паушального взноса, а франчайзи пользуются всеми благами известной и сильной компании. Благодаря сильным и финансово успешным торговым маркам предприниматели, собирающиеся открыть свой бизнес в сегменте малого и среднего предпринимательства, получают серьезную поддержку. Становясь франчайзи, они могут пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; применять его новейшие технологии и использовать достижения в организации бизнес-процессов.

Отличается ли, на Ваш взгляд, женский подход в предпринимательстве от мужского?

– Возможно, женщины более гибки в решении бизнес-задач и чуть менее прямолинейны, и это отражается в общей статистике, где Россия лидирует по числу женщин – руководителей компаний. По данным международной организации Grant Thornton International, в 2017 г. 45% высших управленческих позиций в нашей стране занимали женщины. Россия неизменно опережает по этому показателю в три раза Германию, в два раза – США, Нидерланды и Аргентину.

Я внимательно изучаю статистику и знаю, что, принимая решение о начале самостоятельного бизнеса, россиянки в 51% случаев стремятся увеличить доход. 42% называют основным мотивом стремление к самореализации и желание приносить пользу обществу. При этом многие женщины, которые хотели бы стать предпринимателями, сталкиваются с объективными трудностями. Барьерами для открытия бизнеса жительницы России, принявшие участие в исследовании Women Business Index, называют отсутствие финансовых возможностей и сложности с привлечением инвестиций (57%), недостаток знаний и предпринимательского опыта (52%), высокую занятость в семье и наличие маленьких детей (34%).

32073891_1152591001547357_4445524084616331264_o.jpg

Таким образом, задача стимулирования женского предпринимательства распадается на два больших направления: с одной стороны, нужно создать для женщин с детьми благоприятные возможности совмещения семейных обязанностей с трудовой, управленческой, предпринимательской деятельностью, что отражено в Национальной стратегии в интересах женщин на 2017–2022 годы, с другой – необходимо дать женщинам возможность обучаться, получать актуальные знания по ведению бизнеса, расширять их деловой кругозор, чтобы деловая активность не ограничивалась узким диапазоном отраслей и бизнес-моделей, в которых может преуспеть женщина-предприниматель. Сейчас сферы бизнеса, где безоговорочно лидируют женщины, – социальное и образовательное предпринимательство, где личное признание и возможность самореализации зачастую важнее финансовой составляющей. Франчайзинг – это именно та сфера, которая позволяет женщине получить теоретические и практические навыки ведения бизнеса.

Какие направления деятельности возглавляют женщины по франшизе?

– Сегодня в России есть примеры женщин, возглавляющих сильные франчайзинговые проекты. Это и основатель сети детских клубов «Крошка Ру» Галина Кукушкина, и генеральный директор сети «KFC Россия и СНГ» Раиса Полякова, президент «Subway Russia Service Company» Ольга Блудовская, хозяйка сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман, Елена Коростылёва, соучредитель европейской сети женских клубов «Тонус-клуб» и др. Все они имеют большой опыт предпринимательства и твердо верят в деловые способности наших соотечественниц. Уверена, что со временем громких женских имен в российском франчайзинге станет еще больше.

33.jpg

Какими качествами, по-Вашему, должна обладать женщина-руководитель, чтобы добиться успеха?

– Успешный руководитель должен обладать определенным набором качеств вне зависимости от того, женщина это или мужчина. Конечно, требуются воля, знание своего дела и преданность ему, постоянное совершенствование знаний, умение управлять коллективом, ставить конкретные задачи и контролировать их исполнение. Этот перечень можно продолжать. Пожалуй, еще удача и обаяние, не лишняя составляющая успеха.

Поделитесь профессиональным советом с женщинами-предпринимателями нашей страны.

– Совет простой: ничего не бойтесь, ставьте перед собой конкретные цели и идите к ним. Как известно, смелость города берет! Верьте в себя и в свои силы. Собирайте в свою команду увлеченных, хорошо образованных, ответственных профессионалов. И обязательно определите миссию для своего бизнес-проекта, это поможет выстраивать долгосрочные программы развития.

Сегодня все больше компаний ведут благотворительную, социально ответственную деятельность. Почему это важно?

– Благотворительность – это базовый принцип большинства известных мне предприятий. Она становится частью корпоративной культуры, когда помощь незащищенным слоям населения или меценатство считается необходимым условием гармоничного развития компании. А важность этого в том, что сотрудники впоследствии продолжают эту деятельность уже вне стен работы, по зову души и сердца. 

Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


11.05.2018

ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ

Теги: АГНЕССА ОСИПОВА, РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА, ЕВРАЗИЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ ФОРУМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, БИЗНЕС, ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛИ

АРХИВ НОВОСТЕЙ


Материалы по теме: