English

Мотивация как источник развития личности

Психологический мастер-класс для родителей

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    26 Июня 2019
Мотивация как источник развития личности

Человек может быть счастлив только тогда, когда его ничто не беспокоит, все его потребности удовлетворены. Быть счастливым – настоящее искусство, которому следует начинать учиться с ранних лет. Важно, чтобы взрослые с детства воспитывали в ребенке определенные качества и привычки, помогали ему понять самого себя. Психолог-педагог Татьяна Дымент объяснила, как устроена структура потребностей человека, чем различаются детская и взрослая личности, а также поделилась с родителями советами о том, как развить в себе педагогическое мастерство. 

лекция-для-родителей_патриУмT.jpg Татьяна Дымент
доцент кафедры общей и социальной психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий, педагог-психолог

Согласно пирамиде Маслоу у человека есть пять уровней потребностей. В основании пирамиды лежит физиология, затем – потребности в безопасности и защите, в принадлежности к социальной группе и поддержке, в уважении и признании, в самовыражении. Верхнего уровня способны достигнуть не все, для этого необходимо удовлетворить четыре предыдущие ключевые потребности. Однако именно стремление к самовыражению, бескорыстной реализации своего потенциала отличает людей от животных, позволяет духовно развиваться.

лекция-для-родителей_патриУм2.jpg

Человек регулярно испытывает необходимость удовлетворить потребности того или иного уровня. Если говорить метафорично, то у него возникают «дыры», к которым нужно подобрать «заплатку», на языке психологии – мотив. Все люди разные, поэтому различаются и способы удовлетворения их потребностей. Для кого-то проявление любви и заботы заключается в цветах и подарках, а кто-то нуждается в разговоре по душам. Важно, чтобы человек сам четко понимал, что может удовлетворить его потребности, что нужно сделать, чтобы он чувствовал себя комфортно. Только тогда он сможет стать по-настоящему счастливым.

Люди по-разному понимают такие явления, как уважение, поддержка, признание. Необходимо прислушиваться к мотивам человека, чтобы найти нужную «заплатку».

Появляясь на свет, младенец еще не умеет различать свои потребности. Дети лишь со временем начинают понимать, чего именно они хотят. Значимую роль при этом играют родители, их задача – внимательно относиться к ребенку и понимать, что именно ему необходимо в данный момент. Если этого не делать и пытаться, например, успокоить плачущего малыша кормлением, то даже во взрослом возрасте человек, чувствуя дискомфорт, будет пытаться устранить его именно едой.

лекция-для-родителей_патриУм4.jpg

Цель – это образ желаемого, ее нельзя отождествлять с мотивом. Умение правильно определять цели зависит от интеллектуального развития человека.

Татьяна Дымент объяснила, что одна и та же цель может быть сформирована совершенно разными мотивами и потребностями. Например, у школьников есть цель выучить стихотворение. Один из ребят делает это, чтобы получить хорошую оценку, другой – чтобы его не отругали дома за невыученные уроки, а третий просто получает удовольствие от самого процесса. Школьники осуществляют идентичную деятельность, однако получают разный психологический результат.

лекция-для-родителей_патриУм5.jpg

«Найти ключ к каждому человеку – это педагогическое мастерство. Однако ошибочно полагать, что им обладают только учителя», – считает психолог.

Порой люди ставят перед собой цели, но сами не понимают, для чего им это необходимо. Мотив же придает деятельности смысл. По мнению Татьяны Дымент, это важно учитывать родителям, которые просят ребенка что-то сделать и получают отказ. Когда есть мотив, человек включается в работу с большим энтузиазмом.

лекция-для-родителей_патриУм7.jpg

Мотивы бывают внешние и внутренние. Чем более незрелой является личность, тем больше в ее структуре внешних мотивов.

Ребенок – незрелая личность, на формирование которой влияет большое количество внешних факторов. Многие мотивы ему «диктуют» семья, детский сад, школа. Со временем из внешних они превращаются во внутренние.

У взрослого человека, как правило, хорошо сформирована структура внутренних мотивов. Он понимает, какие потребности являются основными, а какие – второстепенными, не требующими сиюминутного удовлетворения. Важно, чтобы родители объясняли это и ребенку, учили его определять иерархию мотивов.

лекция-для-родителей_патриУм1.jpg

Ребенок не должен подавлять собственные потребности и мотивы. Необходимо научить его находить способы их реализации.

Психолог подчеркнула, что зрелая личность относительно независима от мнения общества, у нее есть собственные принципы и убеждения, она способна к самоанализу. Взрослые люди могут развить в себе это качество, более того – помочь сделать это своим детям. Необходимо чаще разговаривать с ребенком и регулярно спрашивать его, что он думает по тому или иному вопросу, какова его точка зрения и что ему нравится или не нравится. Проговаривая вслух свою позицию, человек начинает лучше понимать себя, осознавать свои потребности и желания. Таким людям проще стать счастливыми. 

Мы открыты к диалогу в социальных сетях. Вы можете поделиться своими идеями и предложениями для новых публикаций.

Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»



ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ