English
Евразийский Женский Форум

Информация как воздух

Дискуссия о балансе положительного и отрицательного контента в СМИ

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    24 Сентября 2018
Информация как воздух

На всех дискуссионных площадках Форума, которые мне удалось посетить, говорили о том, как не хватает информации в СМИ о социально ориентированных проектах, об актуальных проблемах и путях их решения, о вдохновляющих историях успеха. Врачи сокрушались, что недостаток элементарных знаний отрицательно влияет на здоровье нации. Те, кто занимается поддержкой предпринимательства, заявляли, что одним из главных препятствий они видят дефицит информации. Благотворительные организации сетовали, что люди не знают о проводимых для них акциях и программах. При этом приводились данные, как увеличивается эффективность социально значимых проектов, если их освещают в прессе. Но, к сожалению, пока большинство масс-медиа неохотно откликаются на такие темы.

Поэтому наш портал инициировал и провел в рамках форума открытую дискуссию «Медиа в формировании современного образа женского лидерства: информация на службе мира и устойчивого развития». Модератором выступила руководитель портала, ректор ИГУМО, д.ю.н., профессор Марина Волынкина. Свидетельством того, насколько актуальна эта тема, стало огромное количество людей в зале.

И это при том, что одновременно проходило очень много других не менее интересных дискуссий.

1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg
1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg

Марина Волынкина решила взглянуть на ситуацию широко, пригласив к обсуждению не только специалистов в области медиа, но и ученых. Как показывают разные исследования, эпидемия негативного контента в отечественных СМИ может отрицательно повлиять на человека, поэтому одной из первых выступила известный ученый в области нейронауки и психолингвистики профессор Татьяна Черниговская. Она сообщила, что небольшие стрессы даже полезны для человека – помогают сконцентрироваться. Например, легкое волнение перед выступлением способствуют большей сосредоточенности, а абсолютное спокойствие лишит спикера драйва, и речь станет не столь эффектной.

Но стресс хорош в меру, когда негативная или абсолютно пустая информация постоянно транслируется по телевизору, она серьезно влияет на человека.

Самый распространенный аргумент оппонентов в таких ситуациях – нажмите на кнопку, выключите телевизор. Но проблема в том, что многие взрослые люди, не говоря уже о детях, не понимают, что подвергают себя опасности. Ведь мозг нуждается в «питании» не меньше, чем желудок. Если мы съедим что попало, то организм отреагирует соответствующе. Тогда мы примем таблетку.

Но если мы «накормим» мозг негативом, то где взять таблетку от информационной интоксикации? В отличие от желудка, «мозг – не решето, всё, что туда попало, там осталось».

Вы можете не знать о том, что запомнили какой-то негатив, но это не значит, что его нет в вашем мозге. Многие удивляются, когда на ровном месте вдруг портится настроение, а ведь это мозг так реагирует на то, чем вы его «накормили». «Я вынуждена всех расстроить: вы – не хозяева того, что происходит в вашем мозге. Так хотя бы не надо туда подсовывать дополнительные отрицательные вещи. Это касается всех независимо от того, умный ты или глупый.

Не пускайте в мозг даже плохую музыку, которая там застревает, с ней потом невозможно бороться.

Почему мы сдаемся заранее? Мы же сдались этому потоку информации. Умейте вовремя “нажать кнопку”, выключить источник негатива и не принимать поток помоев».

Тему, поднятую Татьяной Черниговской, продолжила главный редактор «Геометрия судьбы» Елена Макарова, призвав журналистов ответственно относиться к своим материалам, предвидя, какую именно эмоцию и состояние будет вызывать та информация, которая передается в мир.

Как пояснила Марина Волынкина в самом начале обсуждения, речь не идет о том, что надо публиковать только позитив или, не дай бог, ввести цензуру.

Разумеется, СМИ должны объективно отражать действительность и информировать публику в том числе о негативных событиях. Но почему-то в последнее время многие отечественные медиа предпочитают сообщать преимущественно о негативе, поэтому у людей создается ощущение, что в мире ничего хорошего не происходит, а это не так.

Хотелось бы, чтобы журналисты сняли темные очки и увидели не только черные оттенки окружающего многоцветного мира. Важно восстановить баланс положительного и отрицательного контента.

Информация – как воздух, она постоянно нас окружает и, безусловно, сильно влияет на людей. В последнее время много говорят о загрязнении воздуха, но мало кто поднимает проблему загрязнения информационной среды. Точно так же, как человек не сможет дышать одним кислородом, он не сможет нормально существовать, зная лишь позитивную информацию. Небольшая доля углекислого газа должна присутствовать в воздухе. Задача в том, чтобы свести к минимуму вредные примеси и восстановить нормальную дозу кислорода, необходимую для жизнедеятельности человека, т.е. свести к минимуму токсичную информацию, добавив позитивного, вдохновляющего контента, нужного для развития человека, его самореализации.

Оппоненты социально ответственной журналистики обычно говорят: СМИ – это бизнес, а поскольку плохие новости лучше продаются, мы будем ориентироваться на «чернуху».

К счастью, есть СМИ, которые ответственно относятся к публикуемым материалам и при этом остаются очень популярными. Первый заместитель главного редактора издательского дома «АиФ» Марина Мишункина рассказала, как ее газете удается сохранить баланс между позитивной, образовательной информацией и освещением происшествий.

Она вспомнила слова Гиппократа: «Мы – то, что мы едим» и провела параллель: «Мы потребляем не только пищу, но и эмоции, человеческое общение, информацию. Хочешь быть чище и счастливее – огради себя от тех “продуктов”, которые отравляют твою жизнь. И если ты человек позитивный и ищущий, то потреблять, скорее всего, будешь тот контент, который формирует позитивное отношение к жизни и готовность к развитию. А засилье грязи тебя вряд ли заденет – разве что вскользь».

Считается, что информацию о трагедиях и происшествиях люди прочтут, даже если она плохо написана, а вот для привлечения внимания к позитивному материалу потребуется настоящее мастерство. Убедительный аргумент против этой точки зрения – огромный и количественный, и качественный рост корпоративных СМИ, которые пишут преимущественно о позитиве. Как им это удается, рассказала Лариса Рудакова, президент коммуникационной группы «МедиаЛайн», издающей более сотни корпоративных СМИ для крупнейших российских и зарубежных компаний.

Сегодня примерно 92 миллиона человек – аудитория корпоративных медиа. Один из секретов успеха – не только правдиво, но и очень «вкусно» подать историю, чтобы ее захотелось прочитать.

Поэтому журналисты корпоративных СМИ активно используют все самые современные приемы: сторителлинг, инфографику, кейсы с положительным опытом и т.п.

Лариса предложила запустить флэшмоб в СМИ – День хороших новостей, чтобы хотя бы ненадолго журналисты сконцентрировались на позитивной информации.

О том, как важно освещать социально значимые инициативы в СМИ, рассказала главный редактор журнала «Бизнес и общество», основатель Школы журналистики по КСО Татьяна Бачинская. Она привела пример: компания «Северсталь» практически решила проблему сиротства в Череповце: многих детей усыновили, и в результате было закрыто несколько детдомов. Но такой ошеломительный успех был бы невозможен без кампании в СМИ. Как только подключились местные медиа, эффективность проекта выросла в 20 (!) раз. К сожалению, эта история – скорее исключение из правил, обычно СМИ очень неохотно откликаются на социальные проекты, инициированные коммерческими структурами.

Кроме традиционных СМИ сейчас огромное влияние на общественное мнение, на формирование повестки дня и в конечном счете на картину мира оказывают социальные медиа.

Особенно это актуально для молодого поколения. Поэтому в дискуссию вступила эксперт по цифровым медиа и соцсетям, директор по маркетингу интернет-платформы GetResponse Юлия Ракова. Она сделала обзор самых актуальных тенденций в этой сфере. «К 2020 г. 80% всего потребительского трафика составит именно видео, а миллениалы уже сейчас в 4 случаях из 5 принимают решение (например, о покупке) на основании видео».

Журналист Ксения Собчак выступила против навязывания стереотипов средствами массовой информации. «СМИ – главный источник стереотипов. Проблема сексизма – это та проблема, которая реально меня сегодня беспокоит и которую предлагаю всем обсудить».

Но мало говорить о проблеме. Надо её решать. Поэтому Марина Волынкина предложила провести глобальный марафон женских историй успеха. Ведь изменить снисходительное отношение к дамам можно, рассказав об их реальных достижениях во всех сферах деятельности во всем мире. Это придаст уверенности в себе другим женщинам, которые пока не решаются взяться за серьёзные задачи.

Конечно же, в дискуссии приняли участие и представительницы других стран. Друг нашего портала президент Национального фонда мира Сара Хардер как человек, всю жизнь посвятивший самым благим начинаниям, поддержала идеи, высказанные Мариной Волынкиной.

Основатель и исполнительный директор компании Facultas Media Limited Майтреи Ситхараман (Великобритания) высказалась за то, чтобы новости, особенно экономические, были без эмоционального окраса.

Подытожила выступления руководитель управления конференций ТАСС Лариса Белоусова. Конечно, как и все собравшиеся, она за справедливость и объективность информации, против цензурирования, но при этом очень важно соблюдать баланс, рассказывать обо всем так, чтобы дать мотивирующий на позитив лайфхак. Социальная ответственность СМИ – не только во взвешенности, в форме подачи информации, но в самом контенте. Она должна показывать путь, как делать мир лучше, нести образовательную функцию.

В заключение дискуссии была единогласно принята резолюция с предложением провести глобальный марафон женских историй успеха, которые вдохновят и мотивируют остальных представительниц прекрасного пола создавать новые проекты или участвовать в них, решать наболевшие проблемы, перенимать успешный опыт, в том числе международный, находить единомышленников.

Уверены: этот глоток кислорода очень нужен многим людям. Возможно, нашему примеру последуют и другие СМИ. Дорогие коллеги, давайте не допускать токсичных выбросов, фильтровать ядовитые компоненты информационных потоков и насыщать мир объективной вдохновляющей информацией, добиваясь адекватного баланса негатива и позитива.

Татьяна Ворожцова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ