Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Анна Белова: PRO реформы

Уникальная книга по управлению изменениями
18 Ноября 2020
Анна Белова: PRO реформы

Современный мир меняется с невероятной скоростью. И для того чтобы оставаться «на волне», человеку необходимо научиться контролировать процессы трансформации. Управление внедрением изменений – один из самых актуальных навыков в современных условиях. Он важен не только для руководителей компаний и различных проектов, но и для каждого отдельного человека. Ведь изменения – это вся жизнь. Этой теме посвятила свою новую книгу ведущий международный эксперт Анна Белова.

ЕЖС_0T.jpg Анна Белова
научный руководитель Исследовательского центра системных трансформаций МГУ им. М.В. Ломоносова; эксперт, представляющий Россию в Глобальном совете будущего при Всемирном экономическом форуме; председатель и член советов директоров многих крупнейших российских и международных компаний

Трансформация бизнеса – непростая задача для любого руководителя, она требует разносторонних компетенций и профессиональных навыков. Управление изменениями стало отдельным направлением менеджмента. Специалисты из разных стран всё больше говорят на эту тему, подчеркивая ее актуальность. Анна Белова стала первым российским экспертом, посвятившим управлению изменениями целую книгу – «PRO реформы. Универсальные инструменты управления изменениями в компании». Подробнее о ней она рассказала в интервью агентству Global Women Media.

За плечами Анны Беловой многолетний опыт работы в реальном секторе экономики, участие более чем в двух десятках проектов по трансформации отраслей и компаний. В своей книге она поделилась собственной методологией управления изменениями и подготовки к трансформациям, а также сформулировала правила развития эмоционального интеллекта, который является залогом успешной работы лидера.

Belova_02.jpg

– Анна Григорьевна, расскажите, как возникла идея книги.

– У меня есть три основные лекции, которые я читаю для широкой аудитории. В целом они связаны с новыми технологиями и теми процессами, которые происходят в современном мире. Основная лекция называется «Как повернуть большой корабль». Этот четырехчасовой курс посвящен теме внедрения изменений в компаниях. В нем я всегда привожу много примеров и конкретных кейсов. Практика показывает, что это очень интересно студентам, и зачастую четырех часов им не хватает. Они уже давно предлагали мне написать книгу на эту тему.

Еще одним толчком к действию стало общение с главным редактором издательства «Альпина» Сергеем Турко. Он рассказывал мне о том, что на тему управления изменениями у них нет ни одной экспертной книги российского автора – только переводы. Между тем знания и опыт западных специалистов сложно переложить на реалии нашей страны и использовать их в нашей бизнес-среде.

По мнению Сергея Турко, нам нужен был не учебник, а авторский взгляд российского эксперта. И он предложил написать такую книгу мне.

Однако я, будучи очень ответственным человеком, понимала, что если и браться за дело, то его обязательно нужно будет довести до конца, а главное – сделать это максимально качественно. Времени на это у меня совершенно не было, хотя идея написать книгу меня очень вдохновила. И здесь мне на руку сыграла всеобщая самоизоляции. У меня появилось значительное количество времени, что позволило системно завершить работу над книгой.

– С чем связана сегодня необходимость говорить о PRO-реформах и внедрении изменений?

– Сегодня мы находимся в ситуации, когда внешняя среда стала настолько непредсказуемой, что без внутренних изменений, без готовности к ним очень сложно оставаться на плаву. И в этом смысле моя книга является определенным мотиватором, своеобразным руководством к действию. Хочется верить, что она будет интересна и полезна не только топ-менеджерам, так как написана для очень широкого круга читателей.

Это не воспоминания, не учебник и не методологическое пособие. Это очень эмоциональная и очень личная книга, основанная исключительно на моем профессиональном опыте.

Книга включает не только теорию, но и порядка 40 различных кейсов, которые являются краткими иллюстрациями тех или иных шагов на пути внедрения изменений.

Belova_03.jpg

– Как эксперт какую социальную миссию Вы перед собой ставили при написании книги?

– В какой-то момент мы достигаем определенной зрелости, когда нам уже не нужно никому ничего доказывать. У нас появляется потребность безвозмездно делиться своим опытом, знаниями, мыслями. У меня такая потребность появилась, когда я получила сигнал о востребованности информации, причем как со стороны взрослых людей, предпринимателей и руководителей компаний, так и со стороны молодежи, студентов. Им всем было интересно слушать мои выступления, посвященные управлению внедрением изменений. Поэтому я адаптировала свою лекцию для аудитории разного возраста.

Замечая, как внимательно и увлеченно меня слушают люди, я подумала, что моя социальная миссия как профессионала заключается в том, чтобы помочь им выйти на путь трансформации.

Изменения – это важный этап на пути к росту и развитию. Они позволяют выйти из той фазы, когда компания, проект или человек застыли на одном месте. И здесь речь не только про бизнес. Это, собственно говоря, вся наша жизнь.

– Что такое управление изменениями? И в чем состоят особенности проектов в этой области?

– С моей точки зрения, проекты управления внедрением изменений в компаниях отличаются от других проектов тем, что они в большей степени имеют непредсказуемый и неопределенный характер. Когда мы начинаем что-то менять, всплывает много «подводных камней» – то, на что мы изначально не планировали тратить свои ресурсы. Поэтому при внедрении изменений необходимо двигаться шаг за шагом, постоянно анализируя ситуацию, реакцию коллектива, внешней среды, и при необходимости редактировать план действий.

Изменения в компаниях и бизнес-системах – это очень сложный процесс. Он связан с изменением психологии людей и культуры в коллективе. Это не быстро. Чтобы изменения случились, необходимо сложить многие элементы пазла.

Когда мы говорим про проекты, связанные с внедрением изменений, мы говорим в первую очередь про людей. В Китае есть пословица о том, что самое страшное проклятье для человека – жить в эпоху перемен. По своей природе люди очень консервативны, они предпочитают не меняться, оставаясь в зоне комфорта, а это всегда ведет к застою. Чтобы изменить среду, нужно изменить отношение людей к их работе и жизни. Именно поэтому значительная часть моей книги посвящена именно эмоциональному интеллекту.

– Любые трансформации, с одной стороны, предоставляют нам новые возможности, с другой стороны, пугают своей неопределенностью и непредсказуемостью. Что важно знать, чтобы перестать бояться изменений?

– Это очень хороший вопрос. Нельзя замыкаться в своей раковине, боясь перемен. Это психологический барьер, через который можно и нужно перешагнуть. И важно, что каждый человек может сделать это самостоятельно.

В книге я даю много советов по этому поводу, но сейчас поделюсь одним показательным примером. Он связан с тем временем, когда я отвечала за реформирование российских железных дорог. Это был колоссальный проект – железные дороги на тот момент обеспечивали 78% грузового оборота страны (без трубопроводного транспорта), любая ошибка могла привести к разрушению экономических цепочек и к лавинообразному процессу банкротств.

Конечно, нам было волнительно что-то менять, ответственность была слишком велика. И тогда мы выработали для себя одно простое правило: двигаться вперед, но не совершать шагов с необратимыми последствиями.

Дорогу осилит идущий. Другой вопрос, что часто люди не видят выхода, не понимают, в каком направлении двигаться. И в этом состоит главная проблема, приводящая к отставанию и потере конкурентоспособности, причем и для компаний, и для конкретных людей. Однако порой, для того чтобы найти выход, достаточно совершить определенный набор простых и понятных шагов – «растрассировать» себе путь изменений, разбив его на отдельные этапы. Важно представить, с какими препятствиями в процессе трансформации можете встретиться вы и столкнуться команда, какие возможности и варианты решения проблем могут возникнуть на пути. Это очень полезно как для развития проекта или компании, так и для личностного роста. Проходя через изменения, люди учатся по-другому мыслить.

Belova_04.jpg

– Как можно научиться управлять внедрением изменений? Какими качествами, навыками и знаниями должен обладать руководитель?

– В книге я как раз описываю типичные ситуации и причины, почему люди часто откладывают процесс начала изменений. Это может быть связано, например, с ловушкой прежнего опыта, разными сомнениями или недостатком времени. Однако, когда руководитель устраняет все препятствия, стоящие на пути изменений, перед ним возникает ряд вопросов: Кто может возглавить процесс трансформации? Какими качествами должен обладать этот человек и по каким критериям подбирать команду?

По моему мнению, есть два блока качеств, необходимых людям, которые планируют контролировать процесс внедрения изменений. Первый блок – это профессиональные навыки. К ним относятся стремление к постоянному обучению и развитию, умение удерживать внимание и соответствующим образом декомпозировать большую задачу на элементы, а также различные управленческие компетенции. Второй блок включает качества, относящиеся к эмоциональному интеллекту. Это эмпатия, умение завоевать доверие команды, независимость и самостоятельность, способность быстро принимать решения.

Главное в процессе изменений – никогда не опускать руки и понимать, что нерешаемых проблем не бывает.

Многие проблемы возникают у руководителей тогда, когда они теряют уверенность в правильности своих действий и начинают сомневаться в выборе пути. И в этом плане ощущение, что в любой ситуации можно найти выход, является ключом к успеху.

– Почему сегодня особенно важно развивать в себе такое качество, как эмпатия?

– Если ты хочешь что-то поменять, то ты должен быть услышанным и понятым. Для этого необходимо иметь уважение и доверие со стороны команды, людей, с которыми ты работаешь. Важно создать определенную внутреннюю атмосферу, которая будет сближать руководителя с коллективом на уровне ощущений. И очень важно сформировать команду единомышленников.

Люди могут не совпадать по характеру, роду занятий, социальному статусу, интересам, но у них должна быть схожая система ценностей. Только в таком случае рождается доверие, необходимое для процесса внедрения изменений и любого развития.

Маленький пример. Когда я пришла в Совкомфлот в качестве члена совета директоров, первое, что попросила сделать, – дать мне возможность отправиться в рейс. Многие тогда удивились такому желанию, но мне было важно понять и почувствовать людей, работающих на флоте, увидеть их отношение к своему делу, узнать об их проблемах и переживаниях. Так я отправилась в рейс по Северному морскому пути. На протяжении 11 дней мы общались с капитаном судна и матросами, это очень сблизило нас и создало атмосферу доверия. После такого путешествия ко мне стали обращаться капитаны других судов, сотрудники, напрямую рассказывая о существующих проблемах, делясь идеями и пожеланиями. Возникло социальное доверие. Это яркий пример того, как работает эмпатия.

Belova_05.jpg

Когда приходишь в бизнес, ты должен понимать, как он устроен не с высоты кабинета руководства, а «на земле».

Сейчас, в период пандемии, всеобщей самоизоляции и в эпоху цифровизации в целом, тема эмпатии между руководством и сотрудниками особенно важна. Коммуникация, построенная на доверии и понимании, позволяет сделать удаленную работу максимально эффективной. Успех компании и любого проекта во многом зависит именно от развитости корпоративной культуры.

– Вы сказали, что для Вас было важно адаптировать информацию для людей разного возраста. Почему сегодня так важно привлекать к теме управления изменениями молодежь?

– Мне бы очень хотелось, чтобы молодые люди нашли для себя полезные знания, которые пополнили бы их жизненный багаж. Я думаю, это актуальная информация, которая пригодится им в будущем.

Сегодняшний мир ставит перед человечеством множество новых вызовов, с которыми мы никогда не встречались ранее. Например, одна из актуальных проблем, с которой сталкивается молодежь, – digital-выгорание. И для того чтобы этого избежать, необходимо уметь поддерживать себя в эмоциональном плане, адаптироваться к новым реалиям и контролировать свое внутреннее состояние.

Современный объем информации слишком велик. Более того, постепенно образовательные и коммуникационные процессы переходят в цифровое пространство. От этого усваивать информацию становится всё сложнее, ведь именно живое общение эффективнее всего позволяет закреплять новые знания, углубляться в сложные темы.

Мы живем в сложном, меняющемся мире, поэтому востребованность качественных материалов о новой реальности, о преодолении новых вызовов очень высока.

Я считаю, что читать любые экспертные материалы, книги, в которых отражена глубина тех или иных процессов, очень полезно. Это позволяет формировать у человека в коре головного мозга доминантные нейронные связи.

– Современный мир действительно очень быстро меняется. Порой людям сложно успеть за происходящими переменами. Как опытный эксперт, один из ведущих топ-менеджеров международного уровня и мудрая женщина какими советами Вы могли бы поделиться с молодежью?

– Я думаю, нужно любить мир, постоянно интересоваться, как он устроен, что нового о нем узнали ученые и исследователи. Потому что любовь – это всегда любопытство, стремление разобраться во всем, что происходит вокруг. Если человеку нравится смотреть на звезды, то он не просто любуется ими, он начинает думать, изучать их, узнавать новое.

Умение остановиться и задуматься, желание погрузиться в детали – это то, что помогает нам двигаться вперед.

Мне по жизни пришлось работать во многих отраслях. И каждый раз, сталкиваясь с новой сферой, я видела перед собой очередной вызов. Когда я приходила в компанию, чтобы провести реформы, запустить процесс внедрения изменений, меня часто спрашивали: «Ну что Вы понимаете в атомной отрасли? В энергетике? В венчурном бизнесе?» Такое отношение, конечно, может способствовать росту неуверенности в себе. Однако новая отрасль – это не проблема, если у нас есть серьезный багаж знаний в той области, в которой мы считаем себя экспертами. Да, я могу не разбираться в венчурном бизнесе, но я профессионал в управлении внедрением изменений. Остальные недостающие знания всегда можно добрать.

Для того чтобы быть успешным в жизни, человек должен сформировать профессиональный багаж. В чем-то он должен разбираться лучше своих сверстников или коллег. В этом случае возникают уважение и доверие. И даже если в чем-то этого человека постигла неудача, все знают, что он компетентен и авторитетен в своей области.

То, о чем я говорю, – это «самозапускающийся» процесс. Если нам нравится чем-то заниматься, то мы начинаем всё больше погружаться в эту область и со временем обращаемся к смежным сферам деятельности, расширяя свои границы. Поэтому я уверена: если человек любит этот мир, если ему интересно, как он устроен, то такое любопытство непременно станет драйвером для личностного и профессионального развития. 

Марина Волынкина, Виктория Ежова,

информационное агентство «Global Women Media»


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG