Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Харизма: навык или суперспособность?

Данные исследований и мнение профессионала
5 Февраля 2021
Харизма: навык или суперспособность?

Харизма – это личная энергия, способность человека привлекать и удерживать внимание окружающих, быть притягательным для людей. Это одно из важнейших качеств для профессионального и личностного роста. Однако можно ли его развить с нуля? Какие элементы важны для создания эффективной коммуникации? Об этом журналисты Global Women Media поговорили с Евгенией Сазоновой – предпринимателем в сфере образования, опытным экспертом по усилению влиятельности и харизмы лидеров через публичные выступления, бизнес-коучем. За семь лет работы она помогла более чем 3 тысячам предпринимателей и руководителей в развитии их лидерских качеств.

Photo_0T.jpg Евгения Сазонова
Предприниматель, бизнес-коуч ICF, российский амбассадор Elite Business Women, член основной команды World Leader Summit

Сегодня Евгения Сазонова видит свою миссию в том, чтобы воспитывать лидеров, помогая им раскрыть свой потенциал и оказывать позитивное влияние на мир. Свою деятельность она осуществляет сразу в нескольких направлениях. Как коуч и эксперт по публичным выступлениям – развивает эффективное мышление, помогает формировать миссию и стратегическое видение лидеров, работает с внутренним состоянием и качествами человека; как член команды двух международных организаций – помогает российским предпринимателям расширять свое дело, предоставляя доступ к возможностям интернационализации бизнеса.

Несколько лет назад Евгения начала серьезно исследовать тему харизмы. По ее мнению, это именно то качество, которое способно повлиять на масштабирование личности человека и его проектов. Интересно, что в первую очередь эксперт делает акцент на формирование у людей правильного мышления. Евгения уверена: от того, как человек относится к жизни и окружающим, а главное – к самому себе, во многом зависит, какие поступки и действия он совершает, а значит, и каких результатов добивается.

Photo_03.jpg

– Евгения, как эксперт как бы Вы определили понятие харизмы? Это прирожденное качество человека или навык, поддающийся развитию?

– Спасибо за вопрос! Разговоры о харизме всегда дарят мне огромное удовольствие. Особый интерес к теме у меня родился несколько лет назад. В какой-то момент я обратила внимание, что мне по жизни достаточно легко удается устанавливать контакты с людьми, а многие знакомые часто называют меня харизматичным человеком. Тогда мне стало интересно, могу ли я как-то помочь в развитии подобной способности тем, кто наделен этим качеством в меньшей мере, кому сложно выстраивать коммуникацию с людьми и привлекать к себе внимание.

Задавшись целью, я нашла огромное количество исследований на тему харизмы. Одно из них, пожалуй, стало базисом для моих, теперь уже экспертных, взглядов в этой области. Речь идет об исследовании специалиста по лидерству и харизме, коуча-консультанта Оливии Фокс Кабейн, лектора Стэнфордского, Йельского, Гарвардского университетов и площадок Организации Объединенных Наций. Она провела серьезную научную работу, в ходе которой выяснила, что харизма – это не врожденное качество человека, а осознанное поведение, подвластное изменениям. Эксперт даже выпустила книгу, в которой собрано большое количество упражнений, позволяющих развить эту способность. Всем интересующимся советую к прочтению – «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять».

Photo_04.jpg

Оливия Фокс Кабейн уверена: чтобы стать харизматичным, человеку необходимо научиться управлять своей ментальной экосистемой, познать себя, свои потребности и научиться демонстрировать миру вдохновляющие модели поведения.

Кроме того, Оливия Фокс Кабейн выделила три ключевые составляющие харизмы – это присутствие, сила и теплота. Я и многие другие эксперты абсолютно согласны с ее точкой зрения. Когда мы говорим о харизматичных людям, в первую очередь мы имеем в виду тех, кто приковывает к себе внимание. При этом внешняя привлекательность играет очень малую роль, на первый план выдвигаются совсем другие качества.

Photo_05.jpg

Приковать к себе внимание «в моменте» может только сильный, волевой, уверенный в себе человек. Зачастую окружающие могут определить такую личность по ровной, устойчивой позе, размеренной и четкой речи, открытому взгляду. Однако для того чтобы увлечь собой (и за собой) людей, мало быть сильным. Важно, чтобы окружающие понимали, что власть будет использована во благо, а не во вред. Поэтому теплота и доброта являются неотъемлемыми качествами харизматичного человека.

Харизматичный человек – это не тот, кто умеет подавать себя, как «звезда» или «небожитель», а тот, кто помогает другим людям чувствовать себя значимыми, умными и яркими.

Сила и тепло всегда тесно связаны с третьим компонентом харизмы –присутствием. Он предполагает включенность человека в ситуацию, его осознанное нахождение «здесь и сейчас». Топ-менеджеры всегда хотят усилить свое присутствие на совещаниях и в конференц-залах. Харизматичные люди умеют слушать и слышать, они концентрируют все свои мысли, внимание и энергию на тех, кто находится рядом с ними. Только таким образом может быть создана эффективная коммуникация.

Photo_06.jpg

– Какую коммуникацию, на Ваш взгляд, можно назвать эффективной? Что может являться ее целью и результатом?

– Мне нравится формулировка вопроса. Я действительно хотела бы поделиться именно собственными рассуждениями о том, какую коммуникацию считаю эффективной. Потому что стандартное определение этого понятия без труда можно найти во многих источниках.

Исходя из своего опыта работы с клиентами, общения с коллегами, проведения исследований, я вижу, что эффективная коммуникация – это та, от которой получают пользу обе стороны. Причем выгоду здесь можно рассматривать как с точки зрения конкретных результатов от сотрудничества, так и с точки зрения положительных эмоций.

В основе эффективной коммуникации лежит стратегия win-win. Поэтому важно, чтобы с первых секунд общения обе стороны были ориентированы на ту пользу, которую они могут принести собеседнику.

Интересно, что такой подход позволяет не только сделать коммуникацию эффективной, но и помочь человеку избавиться от страха публичного выступления. Одна из самых работающих в этом плане рекомендаций звучит следующим образом: не думайте о себе, а думайте о других. Когда мы перестаем переживать по поводу того, как мы одеты, правильно ли мы себя ведем, всё ли у нас получится, и начинаем фокусировать свое внимание на том, чем мы можем быть полезны для окружающих, все страхи отступают. Для них в нашей голове уже просто не находится места. И коммуникация неминуемо становится эффективной. Потому что, когда человек нацелен на пользу другим, он обязательно ее даст.

Photo_07.jpg

–Сейчас весь мир находится в ситуации, когда большая часть работы и общения перешла в сферу онлайн. Как Вы считаете, можно ли выстроить эффективную коммуникацию без живого присутствия?

–Есть результаты исследований, которые говорят о том, что при личной встрече мы воспринимаем человека на 55% по его позе, жестам, мимике и улыбке, на 38% – по голосу, и лишь в 7% мы ориентируемся на содержание его речи. И если проанализировать наше собственное восприятие людей, то можно понять, что первое впечатление о человеке у нас формируется больше в зависимости от того, как он себя подает через невербальные каналы.

При живом общении у нас есть возможность влиять на окружающих сразу на нескольких уровнях. Во время разговора или выступления от нас исходит большая энергетика – от того, как мы стоим, двигаемся, жестикулируем, улыбаемся. В онлайн-формате круг возможностей такого влияния сужается. Гораздо большую роль, чем при живой коммуникации, начинают играть голос, дикция и слова, которые мы используем.

Чтобы сохранить ощущение «живости» при онлайн-общении, например по видеосвязи, я всегда советую максимально входить в кадр, чтобы иметь возможность использовать не только мимику, но и жесты.

Во время онлайн-общения особенно важно быть искренними. Когда мы сами «горим» тем, о чем говорим, искра передается и тем людям, которые сидят по ту сторону экрана.

Кроме того, онлайн-общение требует от нас повышенного внимания и непрерывной связи с оппонентами. Если в живой коммуникации зачастую бывает достаточно просто восстановить контакт, то в цифровой среде, находясь «за экраном», сделать это очень трудно. Я и сама постоянно слежу за тем, как выступаю или веду общение в онлайн-формате, постепенно формулирую для себя новые правила и принципы. Можно сказать, что вся моя жизнь – это постоянное исследование.

– Вы упомянули, что важную часть Вашей профессиональной деятельности составляет международное сотрудничество. С какими организациями Вы взаимодействуете и на решение каких задач направлена их работа?

–Я являюсь членом основной команды World Leader Summit и амбассадором Elite Business Women в России. Обе организации направлены на работу с лидерами и многостороннюю поддержку предпринимателей и руководителей.

Для меня очень важно принимать участие в работе подобных организаций, быть их частью. Я вижу, что в России пока еще не до конца сформирована культура выстраивания международных отношений. Скорее мы живем как отдельное сообщество, зачастую опираясь лишь на собственный опыт и знания. Хотя, конечно, сейчас постепенно ситуация начинает меняться. И мне хочется внести свой вклад в этот процесс – привнести в Россию полезные международные практики.

В России люди часто не склонны много рассказывать о себе, считая это хвастовством. Но разве можно донести свои идеи до мира и быть услышанным как-то иначе? Поэтому от международного сотрудничества и зарубежных практик мне бы хотелось привнести в Россию в первую очередь опыт публичности.

Если говорить о World Leader Summit, то для меня огромная честь быть частью его основной команды. Миссия организации – способствовать развитию предпринимательства во всем мире, и она специализируется на поддержке следующего поколения предпринимателей. Основополагающих программ шесть: менторинг, нетворкинг, образование, финансирование, B2B и B2G, инкубаторы. На ее площадках регулярно проходят мероприятия самых разных форматов с участием мощных спикеров со всего мира. Например, в декабре нам удалось объединить 120 выступающих из 90 стран. Они делились своей экспертизой в разных областях – от инвестиций и женского предпринимательства до здоровья и развлечений.

Я как член основной команды всегда стремлюсь привлекать к подобным событиям экспертов из России. У нас много выдающихся личностей и сильных специалистов, которые могли бы поделиться полезным опытом с международным сообществом. Их голоса должны быть услышаны.

Photo_21.jpg

World Leader Summit реализует менторские программы и образовательные проекты для предпринимателей.

8–10 марта World Leader Summit проведет специальное событие для женщин-лидеров, приуроченное к Международному женскому дню. Нам уже удалось привлечь более 50 спикеров высокого уровня и знаменитостей из 27 стран мира, в том числе и из России. Все они – невероятно успешные, глубокие, мудрые люди, которые способны примером своей жизни и деятельности изменить мышление, взгляды на мир как женщин, так и мужчин. И, конечно, я уверена, что им удастся вдохновить слушателей на невероятные свершения, потому что их выступления будут основаны не просто на ярких тезисах, а на конкретных личных примерах.

Очень важно, что одно из направлений World Leader Summit связано с фондированием и инвестированием стартапов, выстраиванием коммуникации между проектами и потребителями. Таким образом, у организации не только огромное количество задач, но и, главное, много возможностей для того, чтобы развить и поддержать лидеров по всему миру.

World Leader Summit – некоммерческая организация, в которой работают эксперты высочайшего уровня, неравнодушные к судьбе мира. Организация подчеркивает дух благотворительности во всех аспектах ее работы. Для нее важно поддерживать предпринимателей – людей, создающих рабочие места, вносящих вклад в развитие общества и окружающей среды.

Если говорить об Elite Business Women, то это проект для женщин-предпринимателей и руководителей, существующий с 2015 г., который мы только с этого года запустили в России. 18 февраля будет официальное открытие представительства, и, конечно, мы приглашаем всех к нему присоединиться. Я рада быть его представителем в нашей стране: несмотря на «юный возраст» инициативы, у нас очень амбициозные цели и задачи. На сегодня организация насчитывает 12 тысяч участниц, женщин-предпринимателей из 11 стран, среди которых страны Европы, Азии и государства Персидского залива.

Elite Business Women поддерживает женщин по всему миру. И моя цель – помочь российским женщинам-предпринимателям стать частью этого перспективного международного сообщества: на локальном уровне мне кажется важным создание сообщества в нашей стране, где женщины-лидеры могли бы получать бизнес-образование и общаться с ведущими российскими и зарубежными экспертами, а на глобальном уровне – дать им возможность продвижения своего бизнеса и своих идей на международный уровень.

Одна из важнейших тем женского предпринимательского сообщества, которые я буду поддерживать в нашем российском сообществе, связана с life-work balance. Ведь успех в бизнесе во многом зависит от личностных успехов и гармоничного, всестороннего развития человека.

Почему мы делаем акцент именно на женском предпринимательстве? Здесь важно понимать, что речь идет ни в коем случае не о борьбе и конкуренции с мужчинами. Женская сила отличается от мужской, и мы совершенно по-другому ведем бизнес. Не хуже или лучше, а по-другому. Просто у женщин несколько другой взгляд на мир, другие способности и другие потребности. Нам важно быть любимыми, счастливыми, радовать себя мелочами. И только осознав и приняв свои потребности, мы можем добиться успеха и в жизни, и в бизнесе. И важно не стараться подстроиться под мужской стиль, а принять свои отличительные особенности как достоинства, руководить и вести бизнес, сохраняя женственность, используя интуицию, гибкость и другие наши сильные стороны, которые делают женщин особенно сильными лидерами.

– Евгения, что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Я бы пожелала им всегда оставаться верными себе, не предавать себя, слушать свое сердце и сохранять гармонию, соблюдая баланс между работой и жизнью. Потому что когда женщины счастливы, они способны распространять позитивную энергетику повсюду и тем самым вдохновлять других становиться успешными и счастливыми. Пожалуй, это одна из главных женских способностей.

Facebook - https://www.facebook.com/esazonowa

Виктория Ежова,
информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG