Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Соня Стабблбайн о креативном предпринимательстве

Взгляд на развитие рынка искусства
29 Марта 2021
Соня Стабблбайн о креативном предпринимательстве

Соня Стабблбайн – креативный предприниматель и менеджер культурных проектов. Это удивительная девушка, которая вдохновляет своей открытостью, искренней любовью к искусству, профессионализмом и глубиной рассуждений. В интервью Global Women Media она рассказала о проектах, которыми занимается сегодня, об учебе в Голландии и Италии, а также поделилась своим взглядом на развитие рынка искусства в России.

Стабблбайн_0T.jpg Соня Стабблбайн
креативный предприниматель, сооснователь международного проекта AN Art Club

Соня родилась в интернациональной семье, ее мама – русская, а папа – американец. Девушка провела детство в Украине, а ее сознательный школьный и студенческий возраст прошел в России. Позже она несколько лет жила за границей, получая образование в Голландии и Италии.

Культура и искусство для Сони – большая часть ее жизни. С ними связана не только ее профессия, но и главные личные ценности. Сегодня Соня Стабблбайн является арт-менеджером и креативным предпринимателем. Она публикует экспертные материалы в российских и зарубежных журналах и вместе с Александрой Соколовой развивает проект AN Art Club, стремясь популяризировать искусство и привлечь интерес общества к культуре.

Стабблбайн_02.jpg

– Соня, Вы инноватор, который стремится внести свой вклад в развитие культуры. Почему из всех направлений Вы выбрали именно это?

– Для меня искусство составляет большую часть моей жизни. Мне хочется верить, что я унаследовала по папиной линии практичность и прагматичность. Мой отец предприниматель, и его семья тоже занимается бизнесом. А вот любовь к искусству во мне воспитала мама. Она с детства привила мне осознание того, что культура – это неотъемлемая часть жизни. Я даже не представляла, что может быть как-то по-другому.

Первым сильным проявлением искусства в моей жизни были танцы. Я занималась современной хореографией более 10 лет. Для меня это был удивительный сплав спорта, эмоций и творчества.

Мы выступали в Московском театре Луны, регулярно ездили на фестивали в Польшу, Германию и Беларусь.

Стабблбайн_04.jpg

Нужно сказать, что танцы при серьезном системном подходе способны очень многое дать человеку. Танцы воспитывают характер, силу воли и дисциплину, эмоционально раскрепощают человека, помогают ему понять свое тело, чувства и даже мысли.

Позже я поступила на дополнительные курсы в Академию художеств. У нас преподавала Ольга Холмогорова, которая смогла по-настоящему увлечь нас историей искусств. Вместе с ней мы даже путешествовали по миру. Именно тогда я попала в Италию и увидела впервые Рим и Флоренцию. Педагог проводила для нас экскурсии, рассказывая о культуре через истории реальных людей.

Я всегда чувствовала, что искусство – это мое. И, к счастью, мои родители никогда не настаивали на том, чтобы я занималась чем-то, к чему у меня не лежит душа.

Они верили, что если я буду делать то, что люблю, то в будущем обязательно найду способ реализовать себя в выбранной сфере.

Стабблбайн_06.jpg

– Вы учились не только в России, но и за рубежом. Какое образование Вы получили и чем запомнилась учеба в разных странах?

– Я поступила на факультет истории искусств в Высшую школу экономики. На третьем году обучения я первая от моего факультета уехала учиться по обмену – в Голландию в Университет Гронингена, входящий в сотню лучших высших учебных заведений мира.

Это был очень интересный опыт, так как образовательная программа сильно отличались от той, к которой мы привыкли в России. У нас не было четко нормированного распорядка дня, предполагавшего пары с 9 утра до 6 вечера. Большую часть нашего обучения занимало самообразование: выполнение заданий, изучение литературы и поиск информации. Этот формат помогал мне лучше запомнить материал. Кроме того, у нас была свобода в выборе предметов – мы сами выбирали то, что считали важным и полезным для себя.

Мне нравилось, что наравне с привычными классическими дисциплинами у нас была возможность пройти курсы по созданию презентаций, позиционированию себя и развитию различных soft skills.

Для меня было очень показательным то, как строились взаимоотношения студентов и преподавателей. Коммуникация была основана на абсолютном уважении и интересе друг к другу. Среди студентов были люди разного возраста и интересов, представители разных стран, но к каждому из них и однокурсники, и профессора относились одинаково. Например, однажды преподаватель пригласил меня на чашку кофе, потому что ему была очень интересна личность моего двоюродного дедушки, знаменитого искусствоведа.

После Голландии я вернулась в Москву и защитила диплом по истории искусств. Тогда я решила взять перерыв, чтобы определиться со своими планами на будущее. В это время я стала работать синхронным и последовательным переводчиком в музеях и театрах.

Одна из самых интересных работ в моей жизни была в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Я работала с танцорами, помогая им выстраивать коммуникацию с западными хореографами, которые приезжали для постановки спектаклей.

Вскоре я поступила на программу «Contemporary Art Markets» (NABA, Milan) со специализацией «Art & Finance».

Я бы сказала, что итальянское образование по своему формату стояло где-то между российским и голландским. У нас был четкий распорядок дня, предполагавший большое количество часов занятий в университете. Однако чаще всего мы не слушали лекции, а создавали собственные проекты и получали практический опыт. Это была интенсивная годовая программа, которая во многом изменила мои представления о рынке искусства.

Одним из моих любимых предметов было предпринимательство в сфере культуры. Во многом именно полученный в Италии опыт послужил базой и вдохновением для тех проектов, которые я реализую сейчас.

В Италии учеба была 9 месяцев, после этого я прошла преддипломную стажировку. Я работала в американо-итальянском стартапе, занимающемся одной из форм инвестирования в искусство. Тема art&finance для меня очень интересна. И сегодня, и в будущем я хочу реализовывать проекты в том числе в этом направлении.

Стабблбайн_05.jpg

– Расскажите о своем двоюродном дедушке, который был известным искусствоведом. Вероятно, такие корни тоже сыграли роль в выборе Вами сферы деятельности?

– Это был удивительный человек, с которым я, к сожалению, не успела познакомиться лично. Однако он действительно играет очень важную роль в моей жизни.

Здесь я говорю о дедушке по папиной линии – Джеймсе Стабблбайне. Он был единственным из моей американской семьи, кто связал свою жизнь не с бизнесом, а с искусством. Он написал множество книг и статей о раннем Ренессансе, большая их часть посвящены творчеству и жизни Джотто ди Бондоне.

Джеймс Стабблбайн преподавал в Rutgers University (США), где создал отдельную кафедру, посвященную истории искусств. Он издавал книги, которые до сих пор хранятся в самых известных библиотеках мира.

Помимо своей исключительной исследовательской деятельности он также был коллекционером. После своей смерти он завещал свои произведения искусства Метрополитен-музею. Я узнала об этом случайно и, когда приехала с подругой в Нью-Йорк, сразу же поехала в музей. Меня завораживала одна мысль о том, что произведения искусства, собранные моим дедушкой, представлены в стенах одного из самых известных музеев мира. Самое главное – для меня это была возможность ощутить связь с человеком, которого я никогда не знала лично, через то, что было для него ценно.

Конечно, для меня очень важно осознавать, что в моей семье есть люди, которые чувствовали и думали так же, как я. Я очень горжусь, что среди моих предков есть такие люди, которые занимались изучением и поддержкой искусства на таком высоком уровне.

Стабблбайн_03.jpg

– Соня, Вы креативный предприниматель. Это популярное, но пока еще недостаточно четко сформулированное понятие. Какими смыслами его наполняете лично Вы?

– Для меня предприниматель – это в первую очередь тот человек, который сумел заметить определенную потребность общества, понять, почему это важно и нужно миру именно сегодня, создать конкретную идею и воплотить ее в жизнь.

Когда мы создавали AN Art Club, весь мир переживал пандемию, мы видели, что людям не хватает общения и способа провести время онлайн по-другому. Тогда мы предложили им площадку для онлайн-встреч, на которой они могли слушать лекции экспертов из разных стран, общаться и делиться мыслями. За основу мы взяли темы, связанные с культурой и саморазвитием.

Мы живем в удивительном мире, где нас окружает множество возможностей для реализации любой, даже самой глобальной и невероятной идеи. Всё зависит только от нас самих – от широты нашего мышления, веры в себя и желания не только думать, но и воплощать эти идеи в жизнь.

– Предпринимательство в сфере культуры – это, на Ваш взгляд, история в большей степени про бизнес или ценности?

– Невозможно говорить о предпринимательстве, не учитывая финансовые вопросы. Деньги необходимы в первую очередь для того, чтобы поддерживать проект, развивать и масштабировать его. Кроме того, прибыльность бизнеса является хорошим показателем того, что предприниматель движется в верном направлении, создавая продукт, который действительно нужен обществу.

Культурные предпринимательские проекты основаны на ценностях и важности для общества, что не исключает финансовой стороны вопроса.

Сегодня существует мнение о том, что в сфере культуры невозможно или крайне сложно построить успешную карьеру и добиться серьезной прибыли. К сожалению, отчасти это действительно так. В России культура является той сферой, в которой не всегда очевидно, каким образом можно монетизировать идею. Но мы живем в открытом мире, где всегда можно найти примеры того, как подобные системы уже выработались в других странах.

Примером успешных компаний в искусстве являются Artsy и Artnet, которые выросли из небольших, но уверенных стартапов в огромные фирмы, где стремятся работать лучшие специалисты.

В США находятся топовые мегагалереи (Gagosian, Pace, Zwirner), которые поражают своими объемами продаж и списками коллекционеров. Конечно, важно понимать, что в этих странах по-другому устроена экономика, поэтому нам было бы сложно копировать их опыт. Однако мы можем развивать подобные проекты у нас, начиная с малого и адаптируя их к нашей реальности.

Мне кажется, очень важно сегодня поддерживать всех тех, кто работает в сфере культуры, будь то художники, искусствоведы или сотрудники музеев. Все они – люди, которые инвестируют огромное количество времени, энергии и сил в развитие культуры, важной для всего мира.

– Для того чтобы предотвратить обесценивание культуры, важно начинать с воспитания и образования подрастающих поколений. Какие предметы, на Ваш взгляд, можно было бы ввести в школах, чтобы зародить в детях интерес и уважение к искусству?

– Я бы очень хотела, чтобы в школах было больше практико-ориентированных дисциплин. Человеку независимо от его будущей сферы деятельности очень важно развивать креативность, умение генерировать идеи и претворять их в жизнь.

Мы живем в многонациональной большой стране. Вероятно, изучение истории религий или основ религиоведения в школе позволило бы людям лучше понимать и принимать друг друга. Это стало бы хорошей базой для формирования взаимоуважения в обществе.

Говоря именно об искусстве, я бы предложила сделать все теоретические дисциплины, связанные с этой темой, максимально ориентированными на реальность.

Для этого нужно чаще быть в галереях и музеях, смотреть не только на всем известную классику, но и на современное искусство. Тогда человек непременно сможет найти то, что откликнется именно в его сердце сегодня.

– В рамках интервью Global Women Media что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Расширять свои горизонты и верить в свои самые большие идеи и мечты. Я верю, что очень многое зависит именно от того, как мы мыслим. Если наше мышление широко и глобально, то это позволяет так же широко и глобально жить – даже при закрытых границах в условиях мировой пандемии. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG