Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Успешные модели поддержки женского бизнеса

Вероника Пешкова об опыте регионов
24 Марта 2021
Успешные модели поддержки женского бизнеса

Вероника Пешкова – эксперт международного уровня по вопросам предпринимательства и развития предпринимательских инициатив. На протяжении нескольких лет она является послом доброй воли ЮНИДО и принимает участие в реализации разных проектов, в том числе мирового уровня. Недавно Вероника Пешкова выступила в качестве модератора пленарного заседания V Форума деловых женщин Ульяновской области. Участники встречи обсуждали наиболее острые вопросы, стоящие перед предпринимателями в тех секторах, где представлено большое количество женщин

ттт.jpg Вероника Пешкова
посол доброй воли ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)

Тема женского предпринимательства всегда занимала одну из ключевых позиций в профессиональной деятельности Вероники Пешковой. Именно с этой повестки началось сотрудничество эксперта с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию. Вместе с тем Вероника Пешкова подчеркивает, что сегодня вопросы женского предпринимательства стали особенно часто звучать как на площадках международных форумов, так и на уровне отдельных стран и регионов.

– Вероника, почему, на Ваш взгляд, именно сегодня возросла актуальность женской повестки?

– Пандемия выступила катализатором перехода экономики на цифровые кейсы, в период самоизоляции весь мир был вынужден массово переместиться из офлайна в онлайн-пространство. С одной стороны, это предоставило бизнесу много новых возможностей для развития. С другой стороны, негативное воздействие пандемии в разной степени сказалось на различных предпринимательских проектах. Наиболее тяжело пришлось тем направлениям бизнеса, которые нередко выбирают для себя именно женщины. Увеличился риск разрыва между теми, кто смог адаптироваться к новой реальности, и теми, кто будет лишен такой возможности.

Пешкова_02.jpg

Женщины попали в ситуацию, в которой им была особенно нужна поддержка. Однако дело не в том, что они оказались слабее мужчин, а в особенностях, свойственных по большей части именно женскому предпринимательству.

И сейчас, в период, когда мир постепенно выходит из локдауна, тема женского предпринимательства, вопросы вовлечения женщин в экономику актуальны для мирового сообщества, как никогда раньше.

– Исходя их Вашего опыта и экспертизы, как Вы считаете, что сегодня можно сделать на уровне страны или отдельных регионов, чтобы привлечь женщин в предпринимательство, вселить в них уверенность?

– Первый барьер, который чаще всего мешает открытию бизнеса, связан с отсутствием нужного бюджета и ограниченным доступом к финансированию. И в этом смысле в одинаковом положении находятся как женщины, так и мужчины. Второй барьер, с которым чаще всего сталкиваются женщины, связан с отсутствием у них необходимых профессиональных знаний и навыков. Иногда мы бываем менее решительны и долго обдумываем идею, не находя в себе уверенности пройти обучение и начать действовать.

Пешкова_03.jpg

Между тем я бы хотела напомнить, что наша страна занимает одно из лидирующих мест по числу женщин-руководителей. У нас есть большой потенциал, который мы можем и должны использовать.

Как вовлечь женщин в предпринимательскую деятельность? Я думаю, нам нужны специализированные программы поддержки, ориентированные именно на женский бизнес. И отличным примером подобной инициативы является предложение губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. В его планах – направить на развитие женского предпринимательства все налоги региона, полученные от такой категории бизнеса, как самозанятые граждане. В России подобный опыт будет апробирован впервые, но я уже верю в успех инициативы. На мой взгляд, создавая программы поддержки, мы должны четко понимать, откуда будет поступать финансирование. Предложенная в Ульяновской области модель имеет конкретный источник. Поэтому я уверена, что этот пилотный проект послужит хорошим примером для других регионов.

Интересно, что Ульяновская область сделала ставку на развитие женского предпринимательства еще в 2016 г. В настоящий момент в регионе регистрация малых и средних предприятий в женском сегменте идет даже быстрее, чем в молодежном. И это положительно сказывается на развитии территорий, ведь создание новых компаний влечет за собой увеличение числа рабочих мест и привлекает в бюджет области больше налоговых средств. Меры поддержки женского предпринимательства в России доказали свою эффективность.

Согласно недавно опубликованным данным ФНС России доля женщин-предпринимателей в малом бизнесе составляет 40,2%, женщин-самозанятых – 40%.

А в некоторых регионах доля самозанятых женщин преобладает над долей мужчин: в Республике Бурятия – 58,66%, в Курганской области – 55,62%, в Забайкальском крае – 55,13%, в Республике Алтай – 54,62%. Это очень значимые показатели, которые превышают средний мировой уровень представленности женщин в предпринимательстве.

Пешкова_04.jpg

– Форум, посвященный женской повестке в бизнесе, который прошел в Ульяновской области, – это разовое явление для нашей страны? Или подобные мероприятия проходят и в других регионах?

– Это не разовое явление. Евразийский женский форум, проходящий раз в три года в Санкт-Петербурге, служит серьезным импульсом к активизации женской повестки в регионах.

Больших успехов в этом направлении добился Ханте-Мансийский автономный округ.

К слову, сегодня это единственный регион в России, который возглавляет женщина-губернатор – Наталья Комарова. Это мощный и авторитетный лидер в развитии повестки женского предпринимательства и креатива. Например, в ХМАО создана система поддержки участия предприятий креативных индустрий в государственных и муниципальных закупках.

Много интересных и полезных событий до пандемии проходило и в других регионах. Яркие встречи, посвященные женской повестке, были организованы в Калининграде, Оренбурге и в Республике Дагестан. В регионах реализуются разные уникальные проекты. Самые успешные обязательно нужно тиражировать.

– В каких направлениях сегодня активнее всего развивается женское предпринимательство?

– Легкая промышленность, креативные индустрии, «вкусный бизнес» и сфера красоты. Это те традиционные отрасли, в которые женщины всегда активно приходили и, я уверена, будут приходить. Что касается креативных индустрий, то они рассматриваются на уровне государства как один из возможных эффективных факторов экономического развития.

В повестке ЮНИДО креативные индустрии также занимают далеко не последнее место в формате проектов по развитию территорий.

– Как посол доброй воли ЮНИДО что бы Вы посоветовали тем женщинам, которые хотят реализовать себя в предпринимательстве?

– Верить в себя! И всегда помнить о том, что лучше жалеть о сделанном, чем о неосуществленных мечтах и задумках.

 

Виктория Ежова, информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG