Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Успешные модели поддержки женского бизнеса

Вероника Пешкова об опыте регионов
24 Марта 2021

Вероника Пешкова – эксперт международного уровня по вопросам предпринимательства и развития предпринимательских инициатив. На протяжении нескольких лет она является послом доброй воли ЮНИДО и принимает участие в реализации разных проектов, в том числе мирового уровня. Недавно Вероника Пешкова выступила в качестве модератора пленарного заседания V Форума деловых женщин Ульяновской области. Участники встречи обсуждали наиболее острые вопросы, стоящие перед предпринимателями в тех секторах, где представлено большое количество женщин

ттт.jpg Вероника Пешкова
посол доброй воли ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)

Тема женского предпринимательства всегда занимала одну из ключевых позиций в профессиональной деятельности Вероники Пешковой. Именно с этой повестки началось сотрудничество эксперта с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию. Вместе с тем Вероника Пешкова подчеркивает, что сегодня вопросы женского предпринимательства стали особенно часто звучать как на площадках международных форумов, так и на уровне отдельных стран и регионов.

– Вероника, почему, на Ваш взгляд, именно сегодня возросла актуальность женской повестки?

– Пандемия выступила катализатором перехода экономики на цифровые кейсы, в период самоизоляции весь мир был вынужден массово переместиться из офлайна в онлайн-пространство. С одной стороны, это предоставило бизнесу много новых возможностей для развития. С другой стороны, негативное воздействие пандемии в разной степени сказалось на различных предпринимательских проектах. Наиболее тяжело пришлось тем направлениям бизнеса, которые нередко выбирают для себя именно женщины. Увеличился риск разрыва между теми, кто смог адаптироваться к новой реальности, и теми, кто будет лишен такой возможности.

Женщины попали в ситуацию, в которой им была особенно нужна поддержка. Однако дело не в том, что они оказались слабее мужчин, а в особенностях, свойственных по большей части именно женскому предпринимательству.

И сейчас, в период, когда мир постепенно выходит из локдауна, тема женского предпринимательства, вопросы вовлечения женщин в экономику актуальны для мирового сообщества, как никогда раньше.

– Исходя их Вашего опыта и экспертизы, как Вы считаете, что сегодня можно сделать на уровне страны или отдельных регионов, чтобы привлечь женщин в предпринимательство, вселить в них уверенность?

– Первый барьер, который чаще всего мешает открытию бизнеса, связан с отсутствием нужного бюджета и ограниченным доступом к финансированию. И в этом смысле в одинаковом положении находятся как женщины, так и мужчины. Второй барьер, с которым чаще всего сталкиваются женщины, связан с отсутствием у них необходимых профессиональных знаний и навыков. Иногда мы бываем менее решительны и долго обдумываем идею, не находя в себе уверенности пройти обучение и начать действовать.

Между тем я бы хотела напомнить, что наша страна занимает одно из лидирующих мест по числу женщин-руководителей. У нас есть большой потенциал, который мы можем и должны использовать.

Как вовлечь женщин в предпринимательскую деятельность? Я думаю, нам нужны специализированные программы поддержки, ориентированные именно на женский бизнес. И отличным примером подобной инициативы является предложение губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. В его планах – направить на развитие женского предпринимательства все налоги региона, полученные от такой категории бизнеса, как самозанятые граждане. В России подобный опыт будет апробирован впервые, но я уже верю в успех инициативы. На мой взгляд, создавая программы поддержки, мы должны четко понимать, откуда будет поступать финансирование. Предложенная в Ульяновской области модель имеет конкретный источник. Поэтому я уверена, что этот пилотный проект послужит хорошим примером для других регионов.

Интересно, что Ульяновская область сделала ставку на развитие женского предпринимательства еще в 2016 г. В настоящий момент в регионе регистрация малых и средних предприятий в женском сегменте идет даже быстрее, чем в молодежном. И это положительно сказывается на развитии территорий, ведь создание новых компаний влечет за собой увеличение числа рабочих мест и привлекает в бюджет области больше налоговых средств. Меры поддержки женского предпринимательства в России доказали свою эффективность.

Согласно недавно опубликованным данным ФНС России доля женщин-предпринимателей в малом бизнесе составляет 40,2%, женщин-самозанятых – 40%.

А в некоторых регионах доля самозанятых женщин преобладает над долей мужчин: в Республике Бурятия – 58,66%, в Курганской области – 55,62%, в Забайкальском крае – 55,13%, в Республике Алтай – 54,62%. Это очень значимые показатели, которые превышают средний мировой уровень представленности женщин в предпринимательстве.

– Форум, посвященный женской повестке в бизнесе, который прошел в Ульяновской области, – это разовое явление для нашей страны? Или подобные мероприятия проходят и в других регионах?

– Это не разовое явление. Евразийский женский форум, проходящий раз в три года в Санкт-Петербурге, служит серьезным импульсом к активизации женской повестки в регионах.

Больших успехов в этом направлении добился Ханте-Мансийский автономный округ.

К слову, сегодня это единственный регион в России, который возглавляет женщина-губернатор – Наталья Комарова. Это мощный и авторитетный лидер в развитии повестки женского предпринимательства и креатива. Например, в ХМАО создана система поддержки участия предприятий креативных индустрий в государственных и муниципальных закупках.

Много интересных и полезных событий до пандемии проходило и в других регионах. Яркие встречи, посвященные женской повестке, были организованы в Калининграде, Оренбурге и в Республике Дагестан. В регионах реализуются разные уникальные проекты. Самые успешные обязательно нужно тиражировать.

– В каких направлениях сегодня активнее всего развивается женское предпринимательство?

– Легкая промышленность, креативные индустрии, «вкусный бизнес» и сфера красоты. Это те традиционные отрасли, в которые женщины всегда активно приходили и, я уверена, будут приходить. Что касается креативных индустрий, то они рассматриваются на уровне государства как один из возможных эффективных факторов экономического развития.

В повестке ЮНИДО креативные индустрии также занимают далеко не последнее место в формате проектов по развитию территорий.

– Как посол доброй воли ЮНИДО что бы Вы посоветовали тем женщинам, которые хотят реализовать себя в предпринимательстве?

– Верить в себя! И всегда помнить о том, что лучше жалеть о сделанном, чем о неосуществленных мечтах и задумках.

 

Виктория Ежова, информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG