Тренды на устойчивость в карьере и бизнесе
Тренды на устойчивость в карьере и бизнесе


Тренды новой экономики, развития бизнеса и карьеры в эпоху неопределенности, ориентация на устойчивость – одна из самых интересных и остроактуальных тем для профессионального сообщества. Говорить об этом можно много и долго, так как вопросы требуют глубокого и подробного изучения. Мы же взяли ознакомительное, но содержательное интервью у ведущего эксперта по построению стратегий развития компаний и лидера в продвижении экономической повестки стратегического женского лидерства Елены Речкаловой.
![]() |
Елена Речкалова член советов директоров, генеральный директор и лидер сообщества «Женщины в советах директоров» |
Елена Речкалова – общественный деятель, одна из бизнес-лидеров индустрии банковского ритейла с профессиональным портфелем более 350 млрд руб. В настоящее время – член советов директоров, попечительских и наблюдательных советов, бизнес-советник по стратегическому менеджменту и трансформации, СЕО и лидер сообщества «Женщины в советах директоров», эксперт ESG, executive коуч, ментор, консультант по подготовке и построению топ-карьеры для женщин.
Сегодня в своей работе Елена Речкалова уделяет особое внимание теме эффективной деятельности советов директоров, направлению advisory board, а также продвижению женщин на уровни принятия стратегических решений.
– Елена Акимовна, что такое advisory board и как это работает?
– Advisory board – это собрание группы сторонних экспертов из разных областей, успешных предпринимателей или менеджеров, готовых делиться своим опытом и мнением с компаниями. Они помогают командам увидеть новые возможности и смыслы в их деятельности, с другой стороны подойти к решению тех или иных задач, найти новые траектории развития в изменяющихся условиях. На подобные услуги существует большой спрос среди компаний, и это полезно не только для самих заказчиков, но и для экономики в целом.
Как это направление реализуется конкретно в моей деятельности? Я сама провожу консультации, а также у меня уже сформирован достаточно серьезный нетворкинг из ведущих специалистов в разных областях с уникальным опытом. Мы изучаем работу компаний и выявляем причины застоя, определяем, что необходимо сделать команде в первую очередь, чтобы решить проблемы быстрее и эффективнее.
Нередко взгляд сторонних экспертов, не являющихся постоянной частью команды, помогает поставить компании неожиданный «диагноз» и предложить варианты развития.
Чаще всего в advisory board входят специалисты в области маркетинга, финансов, эксперты по стратегическому развитию, организационной структуре. Мы создаем небольшие группы, по 3–5 человек, сформированные исходя из того, какие сложности существуют у компании. Поскольку у нас большой нетворкинг и общение с руководителями успешных российских и международных компаний, мы имеем возможность помогать в том числе в построении бизнеса, оказывать поддержку при выходе на новые рынки.
– Какие тренды сегодня существуют в карьерной сфере? Какие специалисты и лидеры наиболее востребованы?
– Одна из главных проблем в этой области связана с нехваткой серьезных менеджеров с хорошим образованием и мудрым подходом к развитию компании. Почему это важно? Потому что только такие люди могут вывести компанию из кризиса и дать ей возможность двигаться вперед в условиях нестабильности и неопределенности.
Я бы выделила два ключевых тренда в современной карьерной сфере: профессионализм лидера и способность подбирать в команду правильных людей. Очень важно, чтобы это были не только хорошие сотрудники, но и люди, объединенные одними целями, ценностями, общей идеей. Тогда лидеру будет проще организовать коммуникацию между ними, выстроить работу и продолжить вдохновлять свою команду на всех этапах пути.
– В одном из своих интервью Вы сказали, что корпоративная культура – это ДНК компании. Почему она так важна?
– Это большой вопрос, который может стать темой для отдельного серьезного интервью. В данный момент я попробую ответить кратко.
Мой опыт показывает, что успешные компании всегда обладают особой корпоративной культурой. Хотя, безусловно, команду объединяет далеко не только это, но и определенная идеология, лидер, понимание того, насколько их продукт востребован, в чем заключается уникальное торговое предложение. Вместе с тем я неоднократно наблюдала за тем, как именно изменение корпоративной культуры становилось причиной ухода компаний с рынка, даже если все остальные из перечисленных составляющих оставались прежними.
На мой взгляд, корпоративная культура является самой прочной основой успеха. Именно она позволяет собрать в команду правильных людей, притягивая в одну точку единомышленников.
Качественная, здоровая корпоративная культура всегда строится на лидерстве, многообразии команды, ответственности каждого сотрудника, способности взаимодействовать, дополняя компетенции и идеи друг друга, на возможности высказывать критические замечания по поводу принятия решений, проявлять и развивать таланты. Не менее важное место в этом списке занимает атмосфера доверия, уважения и терпимости друг к другу.
– Сегодня много говорят про устойчивое развитие. Про положительные стороны этого подхода известно много, а какие могут возникнуть сложности при переходе к стратегии устойчивого развития?
– Общепризнанным является тот факт, что устойчивое развитие очень выгодно как самим компаниям, так и обществу, миру в целом.
Большой популярностью сегодня пользуется концепция ESG, которая предполагает оценку деятельности компании по трем составляющим: окружающая среда, социальная ответственность и корпоративное управление. Это те вещи, которые могут в значительной степени повлиять на стоимость привлечения финансовых ресурсов и формирование устойчивости компании.
Сегодня бизнес должен не только думать о максимизации прибыли, но и использовать свои способности и ресурсы, чтобы в сотрудничестве с правительствами и гражданским обществом решать основные вопросы этого десятилетия. Он должен активно вносить вклад в создание более целостного и устойчивого мира.
В то же время ESG можно рассматривать как систему финансовых показателей и оценки компании, цель которой – привлечение более дешевого финансирования. Получается, что курс на устойчивость работает «в обе стороны». Если компания устойчива и имеет высокий рейтинг ESG, то внедрение в команду здоровых ценностей и правильного менеджмента будет иметь в том числе эффект финансового стимулирования.
– Отдельное направление Вашей деятельности связано с продвижением женской повестки в корпоративной среде, в частности в советах директоров. Какое значение это имеет для компаний?
– Сегодня в России на стратегическом уровне в корпоративной среде представлены в основном мужчины. Например, в советах директоров они составляют около 90% общей доли руководителей. Причина малой представленности женщин заключается в первую очередь в мешающих двигаться вперед стереотипах. Такие стереотипы, с одной стороны, часто не позволяют мужчинам воспринимать женщин как равных партнеров в бизнесе, с другой – ограничивают возможности самих женщин, вселяя в них неуверенность в собственных силах.
Я вижу проблему в том, что по сей день у нас недостаточно женских ролевых моделей. И это ведет к замыканию круга: многие талантливые и умные женщины не готовы выдвигать себя на лидерские позиции, потому что не видят успешных примеров и просто не знают о том, что могут быть счастливыми, совмещая профессиональную реализацию с заботой о семье. А успешных примеров не становится больше, потому что прирост женщин в руководстве происходит крайне медленно.
Данные статистики показывают, что сами женщины выдвигают себя на руководящие позиции в компаниях в три раза реже, чем мужчины, обладающие теми же опытом и компетенциями.
Как эксперт я вижу свою задачу в том, чтобы поддерживать женщин, помогать им в открытии новых возможностей и подготавливать к переходу на новый управленческий уровень в карьере.
Вовлечение женщин в принятие стратегических решений важно не только и не столько для них самих и для их профессиональной реализации, сколько для компаний. В бизнесе большое значение имеет разнообразие. Формирование моногендерных команд (состоящих только из мужчин или только из женщин) приводит к высоким рискам и недополучению прибыли.
Таким образом, вопрос продвижения женщин и создания смешанных коллективов никак не связан с феминистической тематикой. Это вопрос исключительно экономической целесообразности.
– Каким главным советом Вы как эксперт могли бы поделиться с современными лидерами, руководителями компаний, предпринимателями?
– Помнить, что карьеру можно построить только на основе компетенций. Важно постоянно развивать не только hard skills, но soft skills, позволяющие эффективно работать в команде. Я советую лидерам всегда ставить перед собой самые большие цели и идти к ним, в то же время не забывая о том, что их возможно достичь только совместными усилиями.
Виктория Гусакова, информационное агентство «О людях»