Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Сельское хозяйство и экология

Пластиковая бесконечность: экодизайн

О красоте со смыслом и ответственностью
22 Февраля 2021
Пластиковая бесконечность: экодизайн

Современный дизайн – это красота, наполненная смыслами. Художник или декоратор способен создать форму, не просто привлекающую взгляд, но и заставляющую задуматься. Отчасти в этом видит свою миссию и дизайнер Галина Ларина. Несколько лет она создала бренд альтернативной одежды из полиэтиленовых пакетов. Ее имя звучало на многих выставках и показах. И сегодня новые проекты Галины Лариной неизменно направлены на решение экологических проблем через призму творчества и искусства.

Ларина_0T.jpg Галина Ларина
графический дизайнер, создатель бренда одежды из переработанного полиэтилена «Plasticdoom»

Сегодня Галина Ларина реализует себя в разных областях прикладного искусства, преподает в школе творческие дисциплины и развивает собственную мастерскую. На протяжение многих лет особое внимание дизайнер уделяет экологии. Сама дизайнер подчеркивает, что ее интересы очень многогранны, но все они объединены любовью к прекрасному и неравнодушием к окружающему миру – к судьбе планеты и человечества.

Ларина_02.jpg

– Галина, почему в основу Вашего творчества легла тема экологии? Как и когда пришло осознание, что Вы хотите направлять свои силы на решение именно этих проблем?

– Думаю, во многом наше мировоззрение и отношение к жизни зависит от семьи. Когда я была маленькой, мы часто выбирались на природу, ездили по разным городам. И я благодарна за это своим родителям. Они с детства воспитывали во мне умение созерцать, видеть красоту в окружающем мире.

Хотя, конечно, осознанный интерес к экологической теме у меня возник гораздо позже. Все началось в тот период моей жизни, когда я заканчивала обучение в Британской школе дизайна. Мне нужно было придумать идею для своей выпускной квалификационной работы. Я понимала, что мне неинтересно создавать рекламные проекты и яркие упаковки – мне хотелось найти для себя более глубокую и искренне волнующую меня тему.

Ларина_03.jpg

Мне запомнилась фраза о том, что дизайн – это не просто создание формы, а решение конкретной задачи. Поэтому, размышляя над идеей проекта, я много думала, какие проблемы меня волнуют больше всего, и чем я могу быть полезна в их решении.

Идея пришла в голову, когда я обратила внимание на то, сколько мусора нас окружает на улицах. Мне захотелось углубиться в тему загрязнения среды, понять, почему люди покупают и выбрасывают так много ненужных вещей, а главное – даже не думают о том, как это отражается на окружающем нас мире.

Ларина_04.jpg

Когда я погрузилась в исследования, то столкнулась с таким понятием, как чрезмерное потребление.

Современное общество погрязло в покупках и продажах. И главный вопрос был связан с тем, что моя профессия по своей сути тоже ориентирована в первую очередь на привлечение покупателей и создание продуктов. Как в таком случае быть и может ли дизайн стать инструментом для решения проблемы чрезмерного и бездумного потребления?

Ларина_05.jpg

Изучая литературу по теме, я узнавала о разных вариантах как сделать дизайн более «экологичным». Например, рационально использовать материалы, уметь утилизировать вышедшие из эксплуатации продукты, создавать вещи, имеющие долгий жизненный путь. Однако наиболее интересным мне показался вариант использования в дизайне вторичного сырья – переработанного материала.

Я подумала, что было бы здорово применять в работе то, что в какой-то другой ситуации было бы выброшено в мусор или загрязняло бы наши улицы.

Ларина_06.jpg

Я загорелась идеей, и мне не терпелось начать творить. Изначально в планах было использовать в качестве сырья бумагу, но это показалось слишком простым и скучным. Оглядевшись вокруг, я осознала, что современный мир утопает в горах пластика, который не так просто утилизировать без вреда для экологии. Именно он стал основой для моих творческих экспериментов. Со временем круг пластикового сырья был сужен до полиэтиленовых пакетов. Они лучше всего поддавались обработке, а главное – вокруг меня их было просто неисчисляемое количество.

Так родился мой первый дизайнерский объект из полиэтиленовых пакетов – дождевик. Позже я создала целый бренд альтернативной одежды «Plasticdoom» – игра слов, рождающая понятие «пластиковая бесконечность». Со временем меня стали приглашать на разные выставки, показы и конференции. Я была счастлива, что тема переработки стала действительно популярной и люди хотели узнавать об этом все больше.

Ларина_07.jpg

– Можно ли сказать, что современный дизайн должен быть не столько прагматичным, сколько осмысленным?

– Да, мне кажется, время пришло. Если раньше дизайн служил форме и был нацелен на предоставление покупателю широкого ассортимента товаров, то сейчас профессия претерпевает некоторые изменения. Многие вещи переходят из реальности в диджитал-пространство, становятся нематериальными, поэтому смысловое значение начинает превалировать над формой.

Дизайн стал более социально ориентированным, направленным не столько на рынок и продажи, сколько на ценностные ориентиры и потребности людей.

Ларина_08.jpg

Для графического дизайнера принципиально важно то, как он подает свою идею. Сегодня уже не такое большое значение имеют упаковка и логотип. Гораздо важнее та история и те смыслы, которые стоят за созданием продукта.

Дизайн есть абсолютно во всем, что нас окружает. Поэтому он обязательно должен быть осознанным и осмысленным, иначе в нем не будет никакой ценности.

Ларина_09.jpg

– Получается, дизайн способен повлиять на мышление человека?

– Думаю, да. И в первую очередь обращение к теме экологии в дизайне очень повлияло на мое мышление. Хотя первое время, нужно сказать, я была слишком ярым борцом за сохранение планеты (смеется). Когда я только начинала углубляться в тему, то буквально терроризировала всех вокруг, заставляя сократить бездумные покупки и правильно сортировать мусор, так мне было грустно и обидно за ситуацию в мире. Со временем мысли чуть упорядочились в моей голове, я стала более терпимой.

Говоря об экологии и экопривычках важно понимать, что все люди разные. Кто-то воспитывался в те времена, когда пакеты стирали, потому что их было мало, кто-то вырос в мире, где из «одноразового» пластика сделано все, что только можно. Экологичное мышление необходимо воспитывать у всех людей – но подход должен быть разным.

Ларина_10.jpg

Сейчас я почти не создаю новых коллекций из полиэтилена. Создавая проект, я считала принципиально важным работать не столько над формой, сколько над содержанием. Сейчас же вещи из переработанного пластика пользуются настолько большой популярностью, что многие покупатели приобретают их, ориентируясь не на ценности, а на простое желание приобрести модный товар.

Поэтому сегодня акцент в моей деятельности сместился с производства в сторону образования. Мне интересно работать с мышлением людей, с их мировоззрением. Я создала специальную мастерскую, в которой регулярно провожу встречи и рассказываю о цикле переработке отходов, делюсь своими методами и техниками работы с таким сырьем. Мне бы очень хотелось, чтобы этот новый проект развивался не только потому, что я в него верю, но и потому что он интересен другим людям – потому что, основываясь на моем опыте, они могут реализовывать собственные идеи, донося свои мысли и важные темы до мира.

Ларина_11.jpg

– Насколько сложное оборудование стоит в Вашей мастерской? Можно ли его применять, например, в учебных заведениях? Это очень интересный и полезный проект, было бы здорово его тиражировать.

– Мне кажется, действительно, очень важно и полезно интегрировать такие темы, как экологичный дизайн, в образовательный процесс в творческих учебных заведениях.

Часть машин в мастерской созданы мной по чертежам, находящимся в открытом доступе в профессиональных сообществах, например на платформе Precious Plastic. Другая часть – купленные, несложные аппараты. Например, термопресс, использующийся в текстильном производстве для переноса рисунков на ткань.

Я бы сказала, что оснастить себя техникой и ресурсами для работы со вторичным сырьем не так сложно. Гораздо важнее осознавать всю ответственность работы с такими материалами.

Важно понимать, что при переработке любого типа пластмассы, повышается температура и микроны материала сгорают, выделяя в воздух вредные вещества. Поэтому мастерская обязательно должна быть оснащена системой вентиляции и специальными фильтрами, а мастера – иметь средства защиты и работать в респираторах.

Если у учебного заведения есть возможность обеспечить безопасный процесс работы, то я не вижу преград для экспериментов. Мне кажется, это хороший способ воспитать правильные ценностные ориентиры у будущих дизайнеров. И даже если они не свяжут свою профессиональную деятельность с подобной тематикой, то это оставит след в их мышлении.

Ларина_12.jpg

– Вы преподаете не только в мастерской, но и в школе?

– Да, и считаю, что это настоящий подарок судьбы. Я была по-настоящему счастлива, когда меня пригласили преподавать в школу, которую я окончила. Это общеобразовательное учебное учреждение, но с музыкально-драматическим уклоном. В школе учатся очень творчески дети, и работать с ними – интересно и точно приятно непредсказуемо.

На предложение преподавать я согласилась не раздумывая, это мне показалось очень интересным и ценным опытом. Так, уже год я веду в школе дисциплины, связанные с творчеством и искусством, занимаюсь с ребятами как теорией, так и практикой.

Мне нравится, что к каждому классу приходится искать индивидуальный подход, где-то делать уклон на самовыражение, где-то – на развитие творческого мышления. Это помогает и мне самой смотреть на искусство с разных ракурсов. 

Ларина_13.jpg

– Галина, Вы также являетесь частью сообщества Precious Plastic. Почему для Вас это важно?

– Precious Plastic – это большое сообщество творческих и неравнодушных людей со всего мира, объединенных идеей внести свой вклад в спасение планеты от «пластмассового» загрязнения. В его состав входят дизайнеры, инженеры и экоактивисты, которые объединяются для создания технологий для модификации сырья, реализации совместных проектов, обсуждения и поиска путей решения актуальных экологических проблем, обмена идеями и знаниями. На платформе можно найти информацию не только про работу с пластмассовыми отходами, но и про биоматериалы или текстиль.

Проект создал в 2016 году голландец Дейв Хаккенс. Однако сейчас я бы не стала ассоциировать с этим сообществом только его имя – сегодня оно состоит из миллионов потрясающих людей. Здорово, что Дейв объединил их и дал им возможность быть услышанными.

Экологические проблемы обязательно должны решаться сообща, и коллаборация творческих людей только усиливает эффективность такой работы.

Для меня важно быть частью сообщества, потому что это невероятная поддержка, вдохновение и мотивация. Общаясь с людьми со всего мира, которым небезразличны те же темы и проблемы, что и мне, я понимаю, насколько мы все похожи. Да, мы находимся в разных странах и разных часовых поясах, но мы живем на одной планете, и сохранить ее – наше общее дело.

Ларина_14.jpg

– Экология – одновременно очень конкретное и очень абстрактное слово. Что оно значит лично для Вас?

– Понимание слова «экология» менялось в моем сознании по мере взросления. В детстве для меня оно ассоциировалось в первую очередь с животными – с движением, теплотой, звуками природы. В более старшем возрасте я стала больше наблюдать за окружающим миром, осознав, что экология – это еще и растения, вода, небо, воздух, цикличность жизни. Постепенно я пришла к пониманию того, что экология – это гармоничное сосуществование разных элементов.

Наш мир – это сложные связи, в которых имеет значение каждый элемент. Например, если убрать из экосистемы леса какой-то вид флоры или фауны, то  привычные взаимосвязи нарушатся. И если природа не приспособиться к такому изменению, то вся система погибнет. Даже если один из элементов искусственно добавиться и начнет идти «против системы», разрушая привычные ритмы, это приведет к экологической гибели. Пример тому реликтовые Самшитовые рощи Краснодарского края и Адыгеи, куда были случайно завезены бабочки, которые в этой экосистеме стали негативным элементом и привели к бедственному положению природы этого региона.

Думаю, экология – это явление, при котором механизм работает гармонично и слаженно, не имея «изъянов», нарушающих систему.

Мне кажется, такое видение ситуации очень важно, потому что оно не отделяет человека от системы и в то же время подчеркивает его ответственность за каждый оставленный след. В этом смысле, как дизайнер и творческий человек, я считаю, что людям необходимо научиться замечать такие взаимосвязи и красоту вокруг себя. Ведь прекрасное всегда хочется сохранять, а не разрушать.

Ларина_01.jpg

– Исходя из своей жизненной позиции и творческой деятельности, что бы Вы пожелали подрастающему поколению – поколению Z?

– Не думать о том, что ты «один в поле воин». Не бояться делиться со старшим поколением тем, что тебя действительно волнует. На собственном примере могу подтвердить, что многие этические и моральные основы во мне были заложены именно в процессе общения с более взрослыми людьми. Они помогли мне привести мысли в порядок и сделать свои выводы, основываясь на более полной, разносторонней картине вопроса. Однако важно не просто бездумно «впитывать» в себя их советы и информацию, а вступать в дискуссии, не бояться дебатов, быть честными и открытыми. Только в таком общении происходит прогресс. Думаю, это полезный опыт во всем, и в том числе в творческой реализации. 

Авторы фотографий:
Сергей Панфилов @serejaris
Влада Красильникова @krasilnikova.vlada
Галина Ларина @galyalarina

Виктория Ежова, информационное агентство «Global Women Media»


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG