Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Чтобы научить, нужно научиться

Педагоги, которых не смогут заменить технологии
3 Февраля 2021
Чтобы научить, нужно научиться

Оксана Куреня, декан колледжа иностранных языков, убеждена: прежде чем кого-либо чему-то учить, человек сам должен многое узнать. Под ее руководством в колледже реализуется проект, в рамках которого студенты развивают нешаблонное мышление, творческий подход к решению задач, умение эффективно доносить информацию. Интересно, что результатом работы становятся авторские методические пособия, которые готовят сами учащиеся. И это, пожалуй, делает проект уникальным для системы среднего профессионального образования. В интервью для Global Women Media Оксана Куреня поделилась авторскими методиками обучения.

учусь_0T.jpg Оксана Куреня
декан факультета иностранных языков ИГУМО, декан колледжа иностранных языков МКИК, кандидат филологических наук

Оксана Куреня – опытный лингвист и педагог-наставник с многолетним стажем. Она хорошо знает обо всех особенностях обучения иностранным языкам. Этому Оксана Олеговна учит и своих студентов – будущих педагогов-лингвистов.

Традиционно первокурсники Международного колледжа искусств и коммуникаций начинают свое обучение с освоения общеобразовательных дисциплин и знакомства с профессией. Однако уже со второго курса они серьезно углубляются в специальность.

В этом году под руководством Оксаны Олеговны на базе колледжа иностранных языков была запущена новая инициатива, направленная на усиление профессиональной подготовки учащихся. Проект получил название «Учусь учить».

учусь_02.jpg

– Оксана Олеговна, в чем заключаются основная идея и цель нового проекта?

– Идея проекта родилась тогда, когда наши студены начали проводить образовательные мероприятия на английском языке для школьников. Это было полезно и интересно как для юных участников, так и для будущих педагогов. Студенты сами разрабатывали план мероприятий, придумывали интерактив с аудиторией. Такие встречи пользовались большой популярностью, и нам пришла в голову идея расширить горизонты.

Сейчас, аккумулируя прошлый опыт и отвечая на запросы современного рынка труда, мы запускаем новый проект, позволяющий студентам систематизировать их знания. «Учусь учить» – это инициатива, в рамках которой на протяжении нескольких лет обучения ребята смогут объединить свой багаж знаний, творческие идеи и практические наработки в авторском методическом пособии. Студенты получат возможность «изобретать» и формулировать собственные способы для эффективного, доступного и интересного объяснения материала учащимся младших классов.

учусь_03.jpg

Результатом реализации проекта станут авторские продукты: брошюры с упражнениями, настольные игры и другие раздаточные материалы, которые выпускники смогут использовать в своей профессиональной деятельности.

На самом деле, обучать детей иностранным языкам гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Школьников младших классов достаточно непросто замотивировать. Не говоря уже о том, что задача педагога – зажечь в учащихся «долгосрочный» интерес, который не потухнет по окончании занятия. Для этого необходимо учитывать возрастные особенности школьников, понимать психологию их личности и искать неординарные и яркие формы донесения информации, подходящие для конкретной группы детей. В то же время за увлекательностью важно не потерять суть. В современном школьном образовании действуют нормы высокого уровня. Это значит, что ученики непременно должны получать на уроках полный объем знаний, предусмотренный госстандартами.

Поскольку студенты нашего колледжа учатся не только на педагогов, но и на лингвистов, они исследуют язык в самых разных его аспектах. Это говорит о том, что в качестве наставников они способны передавать большой объем не поверхностных, а глубоких знаний. И такой проект, как «Учусь учить», позволяет им выработать для себя наиболее эффективные способы реализации этого процесса.

учусь_04.jpg

– Помимо формулирования авторских методик какие навыки получают студенты в процессе реализации проекта?

– У студентов активно развиваются так называемые soft skills – навыки, полезные в любой профессии. Во-первых, речь идет о творческом мышлении, без которого, как мне кажется, сегодня не может обойтись ни один конкурентоспособный специалист. Создавая авторские методические пособия, студенты сами выбирают, в каком формате будет представлен результат их работы. Мы не ставим перед ними никаких ограничений. Тем более что у нас есть много возможностей для реализации их идей. Студенты факультета дизайна и издательского дела всегда с интересом включаются в работу и помогают лингвистам с иллюстрациями и оформлением их проектов.

Еще один важный аспект связан с тем, что когда человек ищет доступные формы объяснения той или иной информации, он начинает углубляться в тему, четче видеть ее суть.

Так мы формируем у будущих педагогов умение структурировать и грамотно упрощать информацию не только в конспектах на бумаге, но и на уровне собственных мыслей. Думаю, это очень важный навык, позволяющий держать ум в тонусе и порядке.

учусь_05.jpg

– С одной стороны, создание таких методик – это очень творческий процесс. С другой стороны, он требует серьезной теоретической базы. Как студенты проверяют эффективность своих методик? Они проводят какие-то исследования?

– Здесь важно в первую очередь подчеркнуть, что студенты приступают к созданию методических пособий только тогда, когда уже обладают определенным багажом знаний в области педагогики и пониманием основ своей будущей профессии. Ко второму курсу, с которого и стартует проект «Учусь учить», ребята уже знакомы с различными педагогическими течениями и универсальными педагогическими принципами. Поэтому, получая новые лингвистические знания, они уже понимают, как лучше представить эту информацию школьникам.

Вся студенческая работа проходит под наставничеством опытных руководителей. Я лично курирую проект, имея 20-летний стаж педагогической деятельности с разными возрастными группами и постоянно повышая квалификацию.

После того как методические пособия готовы, а их качество подтверждено опытными экспертами, студенты имеют возможность апробировать свои наработки на практике. Так, уже в конце второго курса ребята традиционно отправляются в детские городские лагеря, где организуют досугово-познавательную деятельность для школьников младших классов. В качестве одного из вариантов активностей они могут предложить работу со своими методическими проектами – сборниками упражнений, карточками, играми и плакатами. Это позволяет студентам увидеть, как воспринимают их методики сами дети, сделать выводы и при необходимости улучшить или дополнить пособия. Позже, на третьем курсе, ребята проходят практику в школах, где имеют возможность использовать свои проекты во время уроков.

В результате такие пособия становятся дипломными проектами студентов. За время их разработки информация организуется в определенную систему, а у будущих педагогов формируются личные профессиональные принципы и рекомендации по работе с тем или иным материалом.

Таким образом, работа над авторскими методическими пособиями – это серьезный и ответственный труд. Это грамотно выстроенное исследование, осуществляемое под руководством наставников, и периодичная, системная практическая апробация результатов на реальной детской аудитории.

учусь_06.jpg

– Проект называется «Учусь учить». Как наставник и опытный педагог как Вы считаете: какие принципы должны быть заложены в образовательный процесс, чтобы он оказался максимально качественным?

– Общие педагогические принципы, несмотря на изменчивость нашего мира, по-прежнему остаются универсальными. Это доступность информации, ее посильность для освоения и личная значимость для учащегося.

Мне сложно представить себе обобщенный образ педагога или методики образования. Все учителя – это уникальные личности, у каждого из них свой подход и стиль преподавания.

Каждый учитель может преподносить информацию совершенно разными способами, универсальных правил нет. Главное – чтобы педагог обладал глубоким пониманием предмета, любил свое дело и тех, кто пришел к нему за знаниями.

Когда мы делаем что-либо с радостью и любовью, это приносит удовольствие не только нам самим, но и окружающим людям. Пожалуй, ничто не может сделать процесс передачи знаний более эффективным, чем положительные эмоции, которые получают учитель и учащиеся.

учусь_07.jpg

– Безусловно, профессия учителя была важна во все времена. Однако, как Вы считаете, почему именно сегодня особенно остро стоит вопрос качественной подготовки педагогов?

– В современном мире люди всё больше говорят об опасности исчезновения большинства профессий, что связано со стремительным развитием технологий. Они боятся, что в какой-то момент искусственный интеллект сможет заменить многих специалистов, в том числе и учителей. Думаю, это мнимая опасность, потому что совершенно не вижу такую ситуацию возможной.

В процессе обучения одно из центральных мест занимает личность педагога – ее нравственная и моральная составляющие. В этом плане искусственный интеллект может передавать информацию, но не способен заменить собой живого человека.

Именно поэтому мы стремимся учить наших студентов не шаблонным методикам преподавания, а творческому и критическому мышлению, использованию в процессе передачи знаний лучших качеств их личности.

Думаю, что учитель настоящего и будущего должен быть в первую очередь осознанным человеком. Важно, чтобы он понимал, что влияет на учеников не только через методики своего преподавания, но и через каждое свое слово и поступок. Во многом именно от него зависит, какими навыками и знаниями, взглядами на мир и жизненными ориентирами будут обладать те люди, которые унаследуют нашу планету в будущем. Поэтому, прежде чем учить, так важно научиться. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG