Креативные исследования Буляш Тодаевой
Креативные исследования Буляш Тодаевой


Zero Waste – набор принципов, направленных на сведение к минимуму количества мусора посредством многоразового использования предметов и вещей. Именно эта концепция легла в основу деятельности промышленного дизайнера Буляш Тодаевой. Она получила престижную международную премию за проект пресса для переработки пластиковых отходов и создала собственную лабораторию креативных исследований.
![]() |
Буляш Тодаева промышленный дизайнер, инженер в области устойчивого развития, автор лаборатории креативных исследований Zerowaste.lab, сооснователь студии дизайна Birzha.studio |
Сегодня под руководством и при соучастии Буляш Тодаевой действует не только студия дизайна, но и лаборатория креативных исследований, открытая в периоды воркшопов для посещений, где многие проекты претворяются в жизнь. Эксперт посвящает много времени тому, чтобы популяризовать концепцию Zero Waste в обществе и профессиональной среде. Она всегда с большим энтузиазмом и удовольствием рассказывает о принципах устойчивого проектирования и делится личным опытом вторичной переработки пластиковых отходов в предметы дизайна и искусства.
– Буляш, с чего всё начиналось? Когда у Вас возник осознанный интерес к устойчивому дизайну и экологическим вопросам?
– Неосознанно я начала заниматься устойчивым проектированием еще в студенческие годы – на кафедре промышленного дизайна в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Тогда мы проводили эксперименты с плавлением разных отходов. Нам было необходимо создать из них путем переработки конкретный предмет.
Осознанный интерес к теме возник чуть позже, когда по программе обмена я попала в Словакию в Vysoká škola výtvarných umení v Bratislave. Меня поразило, что все проекты студентов-дизайнеров у них было принято реализовывать в виде реальных прототипов, а не в качестве бумажных макетов предполагаемого предмета. Именно тогда я поняла, что хочу создавать действующие прототипы своих проектов.
В то же время мне пришла мысль, что дизайн – это не воплощение абстрактных идей в жизнь, формирование сценариев пользования той или иной вещью, это еще и проектирование процессов в целом.
Когда я вернулась в Москву, пришла пора начать работу над дипломным проектом. В моих планах было создать концептуальный проект завода по сортировке и переработке отходов, я уже прописала механику сбора, придумала, как выглядят и функционируют сортировочные ленты. Однако времени было не так много, к тому же опыт стажировки в Словакии подсказывал мне, что следует создать физический объект. Тогда я сократила масштабы и собрала отдельные машины для переработки пластиковых отходов, сначала по открытому проекту Precious Plastic, затем придумала свои. Этот проект комплексно решал проблему малых производств и мог быть встроен в любые технологические цепи, где использовались определенного вида пластмассы.
Некоторые эксперты из комиссии, преподаватели и художники советского времени не сразу поняли и оценили мою задумку. Для них было привычнее видеть проекты, которые могли никогда не дойти до реального производства. Однако я понимала, что сейчас наша профессия трансформируется и наступает время устойчивого дизайна.
В процессе создания машин я сталкивалась с многими сложностями. Мне не хватало знаний и компетенций для сборки оборудования, для определения качества сырья. Поэтому позже, имея за спиной образование и опыт работы в области промышленного дизайна, я поступила в НИТУ МИСиС на кафедру цифрового производства по специальности «Технологические машины и оборудование».
Мне было безумно интересно изучать материалы и оборудование с точки зрения науки, погружаться в специфику функционирования металлургической отрасли, в исследование материаловедения. Я изучала тонкости работы всех конструкций и механизмов, которые уже создавала сама, основываясь на доступной мне ранее информации. В процессе обучения я узнала, что даже одна небольшая деталь той или иной машины может повлиять на то, какие виды пластика будут доступны для вторичной переработки. Например, от размеров частиц измельченного пластика зависят конструкция и принцип работы экструдеров.
Кроме того, я стала много общаться со специалистами из разных сфер – образования, экологии, инженерного дела, искусства. Мне было интересно ездить по производствам, изучая, какие машины сегодня существуют и на что они способны.
С помощью такого разностороннего погружения в среду как раз и нарабатывались те компетенции, которые было бы невозможно развить в рамках любой образовательной программы.
Когда фокус моего внимания после первого года обучения на инженера плавно сместился с технологической стороны проекта на эстетическую, меня поразило, насколько пластик красив как материал. Меня вдохновляли переходы форм и цветовые пятна, я каждый день влюблялась в него заново.
– В чем особенности работы с пластиком?
– Существуют разные виды полимеров, однако мы знаем только часть из них – те, которые сегодня делятся на семь маркировок. Их можно заметить на упаковке того или иного продукта – они указаны в треугольниках. Некоторые виды пластика можно переработать только на заводе, некоторые – даже в домашних условиях. Порой бывает сложно определить, к какому виду относится тот или иной материал, если нет соответствующей маркировки.
Некоторый пластик достаточно прост в переработке. Однако я бы всё же не советовала проводить эксперименты в домашних условиях. Гораздо эффективнее и безопаснее это делать в лабораторной среде.
Работа с любыми вторичными материалами требует определенных знаний и повышенной концентрации, как и с первичным сырьем.
Работа с вторичными материалами – это способ перейти от линейной экономики к экономике замкнутого цикла и внедрить разумное производство повсеместно. Если нам важно, что будет с нами и со всем живым на планете в будущем, то мы не можем производить огромное множество вещей, не задумываясь о том, как они будут утилизированы. Вторичная переработка дает возможность создавать новые материалы для производства вещей из тех отходов, которые являются уже списанными в парадигме линейной экономики. То есть переводить отходы в формат ресурса, способного стать частью общей «экосистемы предметов».
– Для глубокого исследования пластика как материала и разного рода творческих экспериментов и была создана Ваша лаборатория? Какие принципы заложены в основу ее деятельности?
– Да, всё верно. Вероятно, сегодня уже многие слышали понятие «ноль отходов». Это популярная концепция, направленная на сокращение отходов путем многоразового использования вещей. Однако чаще всего о ней говорят в быту и практически не упоминают в производственной среде или в профессиональных сообществах, где люди создают какие-либо продукты.
Между тем, к счастью, сегодня есть дизайнеры, которые не только создают красивые вещи, но и решают конкретные задачи в области устойчивого развития.
Существуют подтвержденные данные о том, что 80% экологического воздействия того или иного продукта на окружающую среду закладывается еще на этапе проектирования. Эту информацию я нашла в документе, связанном с инженерным делом, логистикой и использованием какого-либо сырья. Однако дизайнеры вполне могут применять такие данные и для собственных наработок.
Когда мы создавали лабораторию, мы думали о том, что было бы здорово иметь некую площадку для креативных исследований в этой области. Нам хотелось объединить тех специалистов, которые создают предмет с учетом всего его жизненного цикла.
– Какие проекты сегодня реализуются на базе лаборатории креативных исследований?
– Лаборатория объединила специалистов, которые исследуют тему переработки отходов с разных сторон – с точки зрения не только художественного потенциала, но и того, каким образом подобные идеи можно встроить в жизнь в виде реальных продуктов, через какие технологии это возможно реализовать.
Многие идеи, рождающиеся в лаборатории, позволяют взглянуть на вторичные материалы совершенно с другой стороны, демонстрируют их ценность и уникальность.
Сегодня резиденты, преподаватели, стажеры и участники воркшопов zerowaste.lab создают из переработанного пластика мозаики с невероятными формами и переходами оттенков, декор для интерьерной среды и самые разные предметы для повседневного быта. Ряд проектов Стефана Бенедикта, резидента лаборатории, посвящены использованию вторичных материалов в графическом дизайне, исследованиям в искусстве. В zerowaste.lab есть даже монументальные художники, такие как Вера Чекунова, автор проекта Neo Mosaic, и Нина Нидерер.
Одно из интересных направлений лаборатории связано с исследованием сочетания пластика и серебра. Это достаточно редкое соединение материалов, которое практически не встречается в промышленности и дизайне. Проект позволяет расширить горизонты восприятия нашего мира и переосмыслить то, как мы можем использовать вторичные материалы. Этим направлением занимается Ольга Астахова в своем проекте Fatique design.
Когда мы погружаемся в материаловедение, мы открываем для себя язык, с помощью которого можем «общаться» с предметами.
Смотря на это с точки зрения системы, мы учимся не только грамотно использовать сложные в утилизации отходы, но и реализовывать их потенциал на полную мощность.
– Студия дизайна является частью лаборатории?
– Многие исследования, которые проводятся на базе лаборатории, впоследствии реализуются в студии дизайна birzha.studio. Нам интересно проектировать и реализовывать проекты, которые непосредственно связаны с практикой.
Один из наших любимых образовательных форматов в лаборатории – это воркшопы. В них принимают участие люди разных возрастов и профессий, в том числе дети. В рамках воркшопов на ВДНХ летом 2020 г. мы с детьми создавали игрушки из крышек. Помимо творческого досуга подобные занятия учат подрастающее поколение осознанно относиться к вопросам экологии, сбора и сортировки отходов, вторичному использованию тех материалов, которые сложно утилизировать без вреда для природы.
Родители отмечают, что после наших воркшопов дети начинают по-другому вести себя в быту. Например, помогают взрослым в сортировке отходов.
В 2020 г. я выиграла грант на реализацию этих воркшопов, поэтому до ноября 2021 г. активности проходят бесплатно. Принять в них участие может каждый желающий, для этого необходимо следить за расписанием в профиле Инстаграма.
Пластик обладает большим художественным потенциалом. Если грамотно относиться к сортировке и вторичному использованию отходов, то обычная упаковка может превратиться в полезную вещь или настоящее произведение современного искусства. Если же люди, которые приходят к нам, пока не знают, в каком формате они хотят создавать изделия, то мы с удовольствием делимся своим опытом и идеями, подробно рассказываем о технологической части работы. Использование вторичных материалов открывает безграничные просторы для творчества.
Участники имеют возможность работать со станками, научиться сортировке и поучаствовать в создании объектов дизайна. Сейчас мы делаем огромное панно, авторами которого будут все пришедшие на воркшоп.
Мы открыты к сотрудничеству и всячески выступаем за внедрение подобных практик в образовательный процесс в учебных заведениях и встраивание их в производственные цепи различных предприятий.
– В начале разговора Вы упомянули интересный термин – «устойчивый дизайн». Что он означает и связан ли он с устойчивым развитием?
– В основу моей деятельности действительно заложена идея об устойчивом дизайне, устойчивом проектировании. Она предполагает реализацию проектов с ориентацией на решение конкретных проблем.
В целом устойчивое развитие основывается на трех основных столпах – экологии, экономике и социальном проектировании. Однако на самом деле существует еще множество не менее важных ответвлений, играющих роль в формировании устойчивости. Например, дизайн оказывает значительное влияние на экологию, причем с точки зрения не только существования конкретных предметов в среде, но и воздействия на мышление и поступки человека.
Всё в мире взаимосвязано, поэтому для перехода к устойчивому развитию так важно уделять внимание не только экологическим, экономическим и социально значимым вопросам, но и проблемам технологического, культурного развития, образования, а также взаимодействию всех этих сфер между собой.
Организация Объединенных Наций, деятельность которой во многом связана с устойчивым развитием, объявила 2021 год Годом креативной экономики. Это стало новым витком развития для творческих профессий.
Еще недавно креативная экономика ассоциировалась у многих людей с небольшой творческо-прикладной отраслью или процессами, дополняющими основные экономические реалии. Сегодня это огромная серьезная и самостоятельная отрасль, включающая в том числе и digital-продукты. Такие крупные компании и проекты, как «Яндекс», Instagram, Google, тоже являются участниками креативной экономики, влияющими на ее развитие. Во время локдауна ряд исследований показали, что именно креативная экономика самая прибыльная и стабильная в период кризисов. В ней заложен еще нераскрытый, но невероятно большой потенциал. И нам как основателям проекта, ориентированного на устойчивое развитие, сегодня очень интересно принимать участие в такой трансформации, когда мир перестраивается под стремительный рост креативной экономики.
В России и других странах мира формируется новый большой рынок, объединяющий специалистов из разных областей в одну команду. Если раньше инженер мог создать продукт, а затем прийти к дизайнеру для его оформления, то сегодня подобный алгоритм уже не сработает. На первый план выдвигается устойчивое проектирование, в котором продукт обязательно должен отвечать особым требованиям, и работа дизайнера над ним начинается намного раньше.
Комплексный и разумный подход в дизайне позволяет учитывать реальные потребности и различные социально-культурные повестки. Сегодня происходит эволюция культурной среды. И для того чтобы успешно развиваться завтра, нам необходимо формировать новую качественную образовательную среду.
– Какой, на Ваш взгляд, должна быть креативная образовательная среда?
– Я думаю, эффективная образовательная среда – та, которая способна погрузить человека в процесс обучения с головой. Для этого недостаточно лекций и семинаров. Важное место в таком процессе должна занимать самостоятельная работа, не ориентированная на шаблоны и конкретные установленные алгоритмы. Нужны образовательные практики, которые могли бы вдохновить и мотивировать человека, помочь ему понять, какая сфера для него максимально близка и интересна. Для этого отлично подходят свободное творчество и эксперименты, такие, например, были во ВХУТЕМАСе.
Нам нужно учиться самим и учить подрастающее поколение взаимосвязям в окружающей среде, рассказывать о том, как лишняя пара обуви может навредить целой экосистеме. Сегодня существует огромное количество источников с доступной и качественной информацией, но не менее важны те фундаментальные знания, которые можно наработать только эмпирическим путем.
Человек достиг своего эволюционного предела по биологическим показателям, но сегодня стремительная трансформация происходит внутри людей. Меняется их отношение к реальности, и вместе с этим неминуемо должно меняться образование.
Сейчас нам важно сохранить мир, изменить его к лучшему, сформировать культурную среду и воспитать в обществе экологичное сознание. Это можно сделать только благодаря массовой трансформации мышления людей. Современная молодежь активно включается в процесс. Очень важно, чтобы она видела перед собой правильные примеры и была ориентирована на разумные ценности.
Вместе с тем мне кажется, что будущее – за мультидисциплинарными, а не узконаправленными специалистами. Однако, говоря об этом, я имею в виду не тех профессионалов, которые способны выполнять абсолютно любые задачи с одинаковой легкостью, – в большинстве случаев такой подход приводит к профессиональной деформации и выгоранию. Я считаю более эффективным тот вариант, когда специалист углублен в одну конкретную область, но при этом не перестает развиваться в нескольких других направлениях, дополняя свои основные компетенции.
Сила в том, чтобы разного рода компетенции сливались для создания мощных междисциплинарных проектов.
Сегодня нам необходима командная работа. И речь идет не только о взаимодействии людей из разных сфер деятельности, но и о диалоге разных структур, бизнеса, государства, систем образования и культурной среды. Только так мы можем прийти к устойчивому развитию.
Виктория Ежова