Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Новая образовательная среда

Мария Фадеева об особенностях современного обучения
18 Декабря 2020
Новая образовательная среда

4–5 декабря состоялся Всероссийский форум «Новая образовательная среда 20/21» Минпросвещения России. Событие объединило 130 мощных спикеров, 350 тысяч участников и более 1 млн зрителей, просмотревших трансляцию. Подробнее об особенностях работы с современной молодежью и учебе в период самоизоляции журналисты Global Women Media поговорили с организатором форума – руководителем дирекции Фонда новых форм развития образования Марией Фадеевой.

ph_0T.jpg Мария Фадеева
руководитель дирекции Фонда новых форм развития образования

На протяжении многих лет Мария Фадеева работала в разных странах в качестве журналиста-международника. По возвращении на родину она стала частью команды Россотрудничества – координировала Российско-Турецкий Форум общественности.

Познакомившись в ходе своей деятельности со многими интересными людьми, лидерами мнений, журналист погрузилась в тему образования. Мария вспоминает, что поначалу и представить не могла, насколько эта сфера может быть интересной. Но погрузившись в нее, решила даже получить второе образование – педагогическое.

Мария Фадеева работала в институте проблем образовательной политики «Эврика», была журналистом-продюсером проекта «Вести образования», выступала в качестве куратора Московского международного салона образования и многих других масштабных инициатив. Сегодня эксперт возглавляет дирекцию Фонда новых форм развития образования.

– Мария, вся Ваша работа так или иначе связана с внедрением новых методик, реализацией уникальных образовательных проектов. Вы – новатор в душе?

– Людям сложно привыкать к чему-то кардинально новому. И ко всем изменениям, особенно в сфере образования, они относятся очень настороженно. Я бы назвала себя и своих коллег не новаторами, а людьми, которые любят детей и стремятся создать для них лучшее будущее, смело шагая вперед.

Думаю, принципиально важен тот факт, кто именно занимается разработкой и внедрением инноваций. На мой взгляд, это должны быть не просто высококвалифицированные профессионалы, но и мудрые, замотивированные люди, обладающие главными человеческими качествами и отдающие делу частичку своей души.

ph_04.jpg

– Прошедший форум собрал огромную аудиторию. Это говорит о том, что людям важна и интересна тема образования. Участниками события были не только педагоги и руководители учебных заведений?

– Да, совершенно верно. Основной посыл форума «Новая образовательная среда 20/21» как раз и заключался в том, что современный образовательный процесс требует полного погружения не только от самих учеников, но и от педагогов и родителей.

Сейчас наблюдается интересная ситуация. Большая часть родителей школьников – это те люди, чье детство и юность выпали на 90-е годы. В то время в России произошел определенный спад в образовании, вызванный рядом политических и экономических событий. И теперь, повзрослев, став мамами и папами, эти люди стремятся «наверстать упущенное». Они активно включаются в образовательный процесс своих детей, и это очень здорово. Такое погружение приводит к развитию всех сторон взаимодействия, движению вперед вместе с ребенком.

Образовательный процесс становится максимально эффективным и продуктивным тогда, когда в нем принимают активное, осознанное и вовлеченное участие и педагоги, и дети, и родители.

Поэтому мы стремились собрать на форуме авторитетных экспертов, которым есть чем поделиться, и в то же время затронуть при обсуждении именно те темы, которые были бы интересны не только профессиональному сообществу, но и родителям. И, кажется, у нас это получилось. Об этом говорят цифры: количество участников и просмотров трансляций с площадок форума.

Думаю, событие стало таким успешным и по-настоящему интересным для масс благодаря тому, что в его организации принимала участие большая команда профессионалов с креативным мышлением и высоким уровнем социальной ответственности. Я как эксперт счастлива, что такие творческие люди, как, например, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов, работают в сфере образования.

– Сегодня мир находится в непростой ситуации, когда впервые учебные заведения массово были вынуждены перейти на удаленный режим. С учетом Вашего профессионального опыта как Вы считаете, насколько эффективно такое образование? И сохранится ли этот формат в будущем?

– Отношение в разных странах к дистанционному образованию различается. Я общаюсь со своей племянницей, которая живет и учится в Европе, она и ее одноклассники, их родители абсолютно спокойно отнеслись к дистанту как к временной вынужденной мере. При этом у них не было даже образовательных платформ, в отличие от российских детей. Наша страна оказалась лучше подготовлена с точки зрения технического обеспечения и контента, но переход на дистант принес серьезный дискомфорт. Тяжело и детям, и учителям, и родителям. Думаю, главное – понять, что это вынужденная и временная мера.

ph_03.jpg

В новых условиях перед педагогами встала сложнейшая задача – заинтересовать, привлечь и удержать внимание нескольких десятков учеников через монитор компьютера. При этом им было необходимо передать всю запланированную по программе информацию в полном объеме. Ученикам предстояло за короткое время «перестроиться», научиться фокусировать внимание и сохранять самодисциплину вне школьных стен, родителям – помочь наладить образовательный коммуникационный процесс между педагогами и детьми.

То, что сейчас делают педагоги, ученики и их родители, я бы назвала героизмом. Выстроить качественный образовательный процесс таким образом очень сложно, но с гордостью могу заметить, что, по-моему, у нас это получилось, мы выйдем из дистанта с новыми компетенциями.

Тем не менее я точно знаю, что дистанционное образование не станет массовой практикой после окончания пандемии. Конечно, это спасение для ребят, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу. Есть и те дети, которые сами предпочитают онлайн-обучение и по заявлению родителей переходят на такой формат. Но таких учеников не так много.

Сейчас по всей стране школы оборудуют компьютерами, обеспечивают широкополосным интернетом. К 2024 г. эту работу закончат, и абсолютно все школы – а их сейчас больше 40 тысяч – смогут и на уроках применять увлекательные учебные фильмы, 3D-графику с объяснением каких-то процессов, интерактивные задания. Этот контент будет бесплатным, соответствующим программе обучения, проверенным экспертами и безопасным. И он будет помогать учителю в его работе.

Мы вынуждены были временно перейти в цифровое пространство, но делать это на постоянной основе не собираемся, как минимум потому, что детская психология требует живого общения. Кроме того, я считаю, что у каждого человека обязательно должно быть право выбора формата, в котором он хочет получать знания. У заочного обучения есть свои плюсы, но не для всех оно эффективно.

Вместе с тем вынужденный переход в онлайн позволил нам быстрее освоить новые форматы взаимодействия в цифровой среде, но они не заменят, а дополнят очное образование, ведь мы сегодня и телефонами пользуемся не дисковыми.

Любые резкие изменения вызывают волнение, поэтому переход в онлайн многим дался нелегко. Однако важно понимать, что выход из зоны комфорта всегда способствует росту.

Еще мне кажется, что такие новые условия позволили «сблизить» участников образовательной коммуникации. Родители смогли увидеть, как проходят уроки, учителя – как живут их ученики. Это очень важно для выстраивания более прочных отношений, которые являются основой эффективной коммуникации. И, конечно, стало совершенно понятно, что воспитание и образование подрастающего поколения – это командная работа.

– Вы много общаетесь с молодежью. Чем отличается современное поколение школьников от предыдущих?

– Молодежь – одна из наших основных целевых аудиторий. И нужно сказать, что общаться с современными школьниками – большое удовольствие. Это поколение почемучек – людей, которые много думают, анализируют и буквально «проглатывают» информацию.

ph_02.jpg

Если родители углубятся в те книги, фильмы и игры, которые интересуют их детей, то, скорее всего, они будут приятно поражены. Это вещи, которые расширяют кругозор, позволяют познать мир и получить новые навыки.

Получать полезную информацию сегодня возможно даже через компьютерные игры. Современный мир полон возможностей, которые молодежь активно использует. Задача взрослых – научить детей «отфильтровывать» качественный контент от информационного мусора.

– Какие качества, на Ваш взгляд, важно воспитывать в подрастающем поколении? Что педагоги и родители сегодня могут сделать для того, чтобы дети полноценно реализовали свой потенциал в будущем?

– Думаю, в первую очередь детей нужно просто любить. Именно из такой любви в них зародятся все самые важные качества: уверенность в себе, бережное отношение к миру и окружающим.

Родителям и учителям желаю всегда в первую очередь оставаться людьми с большой буквы, подавать правильный пример подрастающему поколению и помнить, что в наших руках находится будущее наших детей. Мы должны помогать друг другу в нашем общем деле.

Детям советую больше гулять на свежем воздухе, двигаться и не ограничивать себя только виртуальным пространством. Современный мир прекрасен и интересен во всех его проявлениях. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG