Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Оксана Тарантова: Информация правит миром

О политтехнологиях, инфополитике и «новой искренности»
13 Января 2021
Оксана Тарантова: Информация правит миром

Политтехнолог Оксана Тарантова на протяжении уже более 20 лет занимается политическим консалтингом и проведением предвыборных кампаний. Искусство правильной подачи информации и выстраивания эффективной коммуникации является неотъемлемой частью работы эксперта. Журналисты Global Women Media поговорили с Оксаной Тарантовой об особенностях современной информационной политики и новых методах исследования общественного мнения.

Тарантова_мк_0T.jpg Оксана Тарантова
российский политический консультант, политтехнолог, медиаэксперт, член Российской ассоциации по связям с общественностью

За время своей работы Оксана Тарантова организовала целый ряд предвыборных кампаний, занималась разработкой информационной политики в разное время в разных регионах России. Как никто другой, она понимает значимость и мощную силу правильно поданной информации.

– Оксана Вадимовна, в чем, на Ваш взгляд, заключается особенность современных политических технологий?

– Если говорить о развитии политических технологий, то я бы сказала, что за многие века они изменились и не изменились одновременно. С одной стороны, базовые принципы остались прежними, с другой стороны, расширился выбор каналов и способов передачи информации.

У меня есть коллега, партнер по бизнесу, который блестяще разбирается в политических технологиях. Он военный и очень хороший стратег. При этом он никогда не читал никакую специальную политическую литературу, кроме одной-единственной книги – Сунь Цзы «Искусство войны», которую, кажется, заучил практически наизусть. И это сделало его мощным профессионалом в области политтехнологий.

Для того чтобы стать хорошим политтехнологом или политконсультантом, необходимо иметь базовые стратегические знания, понимать психологию масс и отдельного человека. Это вечная база, которую не заменит ни один современный учебник, раскрывающий нюансы профессии.

Еще Михаил Булгаков говорил о том, что люди не меняются, базовые ценности людей разных эпох очень схожи. Даже спустя века человеком по-прежнему движут всё те же порывы, страсти, пороки и добродетели. И именно на этом строятся политические технологии.

Однажды я была на экскурсии в Помпее, мертвом городе в Италии. Удивительно, но ученым удалось найти следы политических баталий, проходящих в этом месте, и восстановить процесс выборов в городские советы. Слушая рассказ экскурсовода, я думала о том, что с тех пор ничего не изменилось. Как и много веков назад, современные политики устраивают дебаты, баталии, пытаясь поставить себя в выигрышное положение перед аудиторией.

И всё же мир не стоит на месте, условия жизни людей стремительно трансформируются, и вместе с ними меняются актуальные способы передачи информации. И, конечно, нам как политтехнологам необходимо это учитывать.

1.jpg

– Вы сказали, что современные политики спорят и ведут баталии так же, как и столетия назад. И действительно, порой такие дебаты доходят до скандалов или абсурда. Неужели подобное поведение тоже оправдано политтехнологиями?

– Я бы назвала это не элементом политтехнологий, а более узко –инструментом поднятия рейтинга. Чем больше, как сейчас модно говорить, «хайпа», тем выше уровень известности, узнаваемости человека в обществе. Так было всегда, а как известно, одна из целей любой предвыборной кампании – повысить популярность кандидата, рассказать о нем как можно более широкой аудитории.

В современном мире это особенно актуально, потому что удержаться надолго в информационном пространстве становится всё сложнее. Зачастую любой повод для обсуждения сходит на нет уже через пару дней.

В сфере политтехнологий сегодня активно исследуются способы максимально долгого и эффективного «пребывания» человека в информационной повестке.

«Хайп» – это неплохой способ привлечения внимания в моменте, но мне бы не хотелось, чтобы он становился основным инструментом продвижения. Потому что с его помощью сложно выстроить долговременную стратегию. Он позволяет человеку сформировать вокруг себя определенную аудиторию, но для дальнейшего движения вперед требуются более глубинные и сложные инструменты.

Внимание можно привлекать с помощью как позитивных, так и негативных инфоповодов. Думаю, вопрос в том, что соответствует ценностным ориентирам и принципам самого человека.

«Хайп» никогда не сможет заменить конструктивный диалог, а без коммуникации политическая деятельность невозможна.

Важно понимать, что за внешним привлечением внимания, как правило, стоит большая «внутренняя» профессиональная работа. Успешный политик – не только известная личность. Это человек, который умеет договариваться, вести переговоры, объединять вокруг себя разных людей и вести их за собой, удерживать «на плаву» и развивать партию, привлекая финансирование и пополняя ее ряды. Это титанический труд.

2.jpg

– Что Вы считаете самым интересным в своей профессии?

– Мне нравится, что в моей работе существуют очень четкие количественные показатели эффективности. Это означает, что вместе с командой мы должны добиться конкретных, понятных результатов, выраженных в цифрах.

Умение выстроить работу так, чтобы ее результат был максимально конкретным и показательным, – это настоящее искусство, которым обязан обладать политтехнолог.

Еще одним из самых интересных моментов в своей профессии я считаю постоянные изменения, которые происходят в обществе. Они неизбежно накладывают отпечаток на мою работу и дают толчок к постоянному личностному и профессиональному развитию. Современное общество трансформируется всё быстрее, а значит, всё быстрее происходит рост. Мне нравится, что я работаю с людьми, потому что это значит, что я никогда не буду стоять на одном месте.

И, конечно, я счастлива, что благодаря своей профессии смогла увидеть всю страну. Я полгода жила на Сахалине, работала на севере и на юге.

Сейчас я осознанно могу сказать, что очень люблю свою Родину, потому что побывала в самых разных ее регионах. Это важно, ведь без любви к стране в нашей профессии никуда.

– Существуют ли определенные методы правильной подачи информации?

– Существуют некие базовые законы подачи информации, построения текста и выстраивания информационной компании в целом. Однако они могут корректироваться в зависимости от цели.

Мое любимое слово в профессии – целеполагание. Любую работу и разговор я начинаю именно с этого. Только четко сформулировав цель, можно подобрать правильные инструменты и методы.

Например, в разгар пандемии коронавируса нашей целью было предотвратить панику населения и избежать тех социальных взрывов, массовых беспорядков, которые уже происходили в некоторых других странах. Все наши исследования, мониторинг, вся наша информационная политика были направлены именно на это.

Обычно в рамках избирательных кампаний мы работаем с определенными группами целевых аудиторий. Во время пандемии нашей аудиторией было всё население. И чтобы донести информацию до масс, нам было необходимо создать огромное количество инфоповодов и контента, используя при этом все возможные каналы передачи информации.

Такие меры были продиктованы новой реальностью, новыми задачами и целями. Вместе с тем базовые правила подачи информации для нас не изменились. Мы по-прежнему стремились создавать максимально понятный, простой, структурированный контент, доступный для людей всех возрастов и профессий.

Есть простое правило, которое действует при любых обстоятельствах. Для того чтобы информация была воспринята и хорошо усвоена в сознании человека, он должен получить ее из 7 различных источников.

3.jpg

– Что изменилось с точки зрения подачи информации в период пандемии?

– В нашей профессии уже несколько лет ходит выражение «новая искренность». Оно означает создание образа или способа коммуникации между политиком и населением, демонстрирующего максимальную честность и открытость.

Главная задача любого политика сегодня – получить доверие людей. И именно пандемия наглядно показала, что эффективная коммуникация может строиться только на искренности.

Еще несколько лет назад фактически к выборам кандидата могла привести команда, а сам он – практически не участвовать в этом процессе. Некоторые политики появлялись на публике лишь изредка, показывая себя только в лучших качествах. Сегодня такие стратегии не работают. Запросы общества изменились, и задача политика – им соответствовать.

Сейчас создать доверительную коммуникацию становится всё сложнее. Люди не верят никому, потому что их слишком часто обманывали. Однако на самом деле всё, что нужно населению, – это честность. И порой, чтобы завоевать расположение населения, политику достаточно просто показать себя таким, какой он есть, со всеми его сильными и слабыми сторонами, достоинствами и недостатками.

– Работа с людьми и информацией – это очень субъективный процесс. Человек так устроен: он не всегда говорит то, что думает. Как с этим справляются политтехнологи и социологи?

– Справляемся по-разному. В первую очередь исследователи стремятся менять подходы и методы сбора информации, чтобы обеспечить качество результата. К слову, буквально на днях в «Известиях» прошел большой круглый стол для социологов и политтехнологов, посвященный изменению методик проведения опросов.

Путь, который лично мне кажется эффективным, заключается в выведении определенной «вопросной» формулы. Идея в том, чтобы задавать людям в процессе исследования много наводящих вопросов, способных подтвердить или опровергнуть их честность при ответах на прямые вопросы. Социологи активно разрабатывают и внедряют подобные методики. Однако сложность состоит в том, что их эффективность мы сможем увидеть только после получения результатов всей работы – после проведения той или иной информационной кампании.

Социология очень субъективна и ограничена определенными рамками. Именно поэтому любой опрос и мониторинг должны подтверждаться дополнительными исследованиями.

Для этого мы осуществляем большое количество дополнительных качественных исследований, собираем фокус-группы, проводим экспертные опросы. Нам важно сделать срез информации с разных целевых групп, выстроить с ними коммуникацию. Такая качественная социология является более эффективной, чем количественные исследования. Однако многое зависит от корректности модератора, исследователя. Результаты качественных исследований принципиально важно правильно расшифровать и понять.

4.jpg

Интересно, что сегодня качественный срез исследователям дает изучение аудитории в социальных сетях. Речь идет не столько об опросах, сколько о мониторинге и анализе тех постов, которые публикуют люди. То, как мы ведем себя в социальных сетях, очень многое о нас говорит.

– Одна из проблем современного общества – развитие потребительского сознания у людей. Может ли это, на Ваш взгляд, быть связано с изменением курса информационной политики? Ведь многое зависит от той информации, которую мы «потребляем».

– Я думаю, у нас изменился не курс информационной политики, а идеология государства. Во времена Советского Союза вся «машина по доставке контента» работала именно на распространение конкретных идей. Это проявлялось и в кино, и в работах художников, и в музыке, и, само собой, в средствах массовой информации. После распада Советского Союза настало «безвременье», время без четко сформулированной идеологии. И лишь сейчас мы постепенно выстраиваем ее заново. Однако это уже совершенно другая идеология.

Думаю, отчасти именно СМИ формируют общественное мнение, но, как и любой диалог, этот процесс направлен не в одну сторону. То, что мы получаем тот или иной контент, говорит о том, что аудитория на него реагирует.

Действительно, в современных средствах массовой информации достаточно много негатива. Если мы хотим изменить ситуацию, то должны перестать «потреблять» этот контент. И наоборот, если нам нужно, чтобы общество изменилось, то должна измениться и информация, поступающая в массы. Мы должны идти навстречу друг другу. Взаимодействие – залог успеха в любом деле.

5.jpg

– Что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Я бы пожелала, чтобы в мире сбалансировался расклад «мужской» и «женской» силы. Как политтехнолог я бы привела пример из политики. В России большую часть депутатов Государственной Думы составляют мужчины. Как мне кажется, это не совсем логично. Исторически так сложилось, что за хозяйство и распределение бюджета в семье отвечает женщина. Мужчины доверяют нам эти обязанности и гармонично живут с нами, выстраивая быт в таких условиях. В семьях мы выступаем полноправными партнерами. Так почему бы нам не выстроить партнерские, равноправные отношения на уровне государственной политики?

Женская «мягкая» сила отличается от мужской – «решительной» и «жесткой». Очень важно, чтобы между этими двумя полюсами была гармония. Я желаю женщинам мудрости, а также терпения и стойкости, чтобы иметь возможность делиться этой мудростью с миром. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG