Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Первые шаги в профессии архитектора

О вызовах и возможностях среднего профессионального образования
18 Января 2021
Первые шаги в профессии архитектора

Среднее профессиональное образование – один из ключевых шагов на пути к профессии. Этот принцип справедлив в том числе в архитектурной сфере. Между тем, рассуждая об образовании в области архитектуры, многие эксперты зачастую уделяют внимание только высшим учебным заведениям. Как декан архитектурного колледжа МКИК и архитектор-практик с большим опытом Анастасия Петрова видит свою ответственность в том, чтобы повлиять на изменение этой ситуации. В интервью Global Women Media эксперт поделилась своим взглядом на проблему, о которой так мало говорят не только в обществе, но и в профессиональной среде.

Петрова_0T.jpg Анастасия Петрова
главный архитектор инвестиционно-строительного холдинга «ЦАМ Групп», декан архитектурного колледжа МКИК

За годы руководства архитектурным колледжем МКИК Анастасия Петрова сформулировала для себя несколько принципов, необходимых для воспитания высококвалифицированных и, что немаловажно, востребованных специалистов. Эксперт уверена: именно колледжи и техникумы являются незаменимой базой для формирования серьезных профессионалов, осознанно относящихся к своей деятельности.

Петрова_02.jpg

– Анастасия Сергеевна, сильно ли изменилось среднее профессиональное образование в области архитектуры за последние 20–30 лет? Каким оно было и каким, на Ваш взгляд, должно стать?

– В советское и первое постсоветское время в среднем архитектурном звене готовили специалистов, которые квалифицировались как техники. Получив диплом, они могли стать помощниками архитекторов или продолжить образование в вузе. Другими словами, техники не имели возможности полноценной реализации своего творческого потенциала и не обладали обширными гуманитарными компетенциями. Они были «заточены» на то, чтобы исполнять указания более квалифицированных специалистов.

Петрова_04.jpg

Современные колледжи являются неотъемлемой и очень значимой частью цельной системы образования. На этом этапе будущие специалисты начинают осознавать, насколько интересна выбранная профессия, какое место они хотят занять в профессиональном сообществе, а главное – получают базовые знания и навыки, позволяющие уверенно двигаться по намеченному пути.

Колледжи помогают «настроить» будущих архитекторов на дальнейшее развитие. Они становятся для подростков проводниками в профессию и в архитектурную жизнь.

Петрова_03.jpg

– Каким Вы видите качественное среднее профессиональное образование в области архитектуры?

– Современный мир меняется слишком стремительно. И стоять на месте, используя привычные образовательные модели, сформированные много лет назад, уже не представляется возможным.

Мне кажется, что для движения в правильном направлении нам необходимо взять за ориентир определенные «маркеры современности» и, отталкиваясь от них, составлять новые образовательные концепции.

Петрова_05.jpg

Одним из таких маркеров является расширение состава участников архитектурной жизни. Например, еще недавно мы могли выделить только заказчика, который платит деньги, и архитектора, воплощающего идеи и принятые решения в жизнь. Сейчас система «обросла» множеством дополнительных ответвлений. К диалогу подключились органы власти со своими запросами, инвесторы со своими целями и сами жители со своими потребностями и желаниями. Всё это – те звенья цепи, которые раньше не участвовали в архитектурном процессе напрямую.

В такой сложной системе стали более сложными и задачи архитектора. В диалоге с заказчиками, властями и жителями ему важно, с одной стороны, услышать и учесть мнение каждого из них, а с другой – сохранить собственную точку зрения и авторский взгляд.

Петрова_05a.jpg

Говоря о целях архитектурного образования, важно отметить, что современный архитектор должен быть не просто исполнителем. В профессии нужны люди, которые могут критически мыслить, чутко обращать внимание на изменения, происходящие в мире, вести конструктивный диалог с представителями других сфер. И это еще один «маркер современности».

Сегодняшние студенты отличаются от предыдущих поколений особенным стремлением к свободе и творческому самовыражению. За последние несколько лет мы наблюдаем стремительную трансформацию общества. Появляется всё больше различных технических средств, открывающих потрясающие возможности для самореализации. Например, заявить о себе, поделиться своими творческими достижениями может человек любого возраста, образования и сферы интересов – для этого достаточно опубликовать пост в интернете.

Петрова_06.jpg

Следовательно, возникают новые задачи для архитектурных колледжей. Педагоги должны нацеливать студентов на развитие творческой индивидуальности.

Третий «маркер современности» – тренд на непрерывное образование. И архитектурные колледжи должны стать важной частью этого процесса.

В советском и постсоветском прошлом человек достаточно четко представлял себе траекторию своего профессионального развития. Он понимал, что после окончания среднего профессионального учебного заведения сможет стать исполнителем или продолжить образование, чтобы быть самостоятельным архитектором. Сейчас подобные принципы не работают.

Петрова_07.jpg

Это значит, что современного студента необходимо ориентировать на постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Важно, чтобы он понимал, что с получением первого диплома нельзя останавливать процесс образования.

Сегодня мы имеем возможность выбирать свой путь из огромного количества вариантов, менять траекторию, совмещать разные направления. Для этого необходимо наравне с hard skills развивать soft skills.

Будущих архитекторов стоит с юных лет готовить к работе в условиях многозадачности и неопределенности. Изменения, трансформации – это уже привычная и неотъемлемая часть современного мира.

Петрова_08.jpg

– И все эти «маркеры современности» накладывают определенные требования на архитектурное образование?

– Совершенно верно. Однако я бы хотела подчеркнуть, что важно не забывать про «ремесленную» составляющую профессии архитектора. «Мягкие» навыки и готовность к изменчивости мира имеют большое значение, но если мы будем углубляться исключительно в подобные аспекты, то можем потерять суть. Для архитектора необходима мощная техническая подготовка. При этом учебное заведение при разработке образовательной программы должно опираться на современные тенденции в мире и профессиональном сообществе.

Еще одна важная составляющая процесса формирования архитектора связана с воспитательными, личностными, психологическими аспектами. Речь идет в первую очередь о передаче «духа» профессии, творческого потенциала от мастера – ученикам.

Возможно ли научиться любить профессию? Уверена – да. Однако это очень сложный процесс, в основу которого заложено гармоничное, правильное взаимодействие между преподавателями и студентами.

Петрова_10.jpg

Если наставник сам горит своим делом и при этом обладает обширными и глубокими профессиональными знаниями, то велика вероятность, что и его подопечные тоже искренне увлекутся изучаемой сферой. Убеждена, что в колледжах должны преподавать такие люди, которые способны вдохновить, мотивировать подрастающее поколение специалистов, помочь ребятам выбрать правильный путь и найти свое место в жизни.

Почему я говорю об этом применительно именно к среднему профессиональному образованию? Дело в том, что руководителям колледжей особенно сложно найти преподавателей, которые были бы практикующими специалистами, обладали большим багажом профессиональных навыков и в то же время являлись хорошими педагогами, умеющими общаться с подростками и эффективно передавать им знания. Это три основных критерия, которые не так часто объединяются в одном специалисте. Для среднего профессионального звена найти такого человека – настоящий вызов.

Быть профессором известного вуза считается авторитетно, а вот быть преподавателем колледжа пока мечтают немногие. Между тем это очень ответственная и действительно интересная работа.

Думаю, чтобы изменить отношение, нужно больше говорить о значимости среднего образования на всех возможных открытых площадках.

Петрова_09.jpg

– Архитектор – очень серьезная и ответственная профессия. Она не ограничивается только постройкой красивых и комфортных зданий и пространств. Какими смыслами, на Ваш взгляд, важно наполнять эту профессию при обучении подрастающего поколения специалистов?

– Архитектура – одна из основополагающих жизнеустроительных сфер деятельности. Специалисты в этой области не просто конструируют и строят дома, обеспечивая людям крышу над головой: своей работой они способны задать модель жизни людей, взаимодействующих с тем или иным пространством.

Когда на занятиях мы говорим о проектировании жилого дома, мы всегда приводим один очень показательный пример. Можно составить план пространства таким образом, что у каждого члена семьи будет отдельная комната, и такой расклад, конечно, соответствует высокому уровню современного комфорта. Однако, не имея точки для объединения, большой и уютной гостиной, люди окажутся разрознены. У них не будет пространства, в котором они могли бы проводить время вместе.

Получается, что во многом именно архитектор способен повлиять на формирование модели взаимодействия людей – объединить или разобщить их.

Можно порассуждать на эту тему и в другом масштабе, взяв за пример не гостиную дома, а общественное пространство. Если в городе есть интересные и комфортные для времяпровождения места, то люди обязательно начнут чаще выбираться из квартир. Незаметно для самих себя они станут больше общаться с соседями, встречаться с друзьями, заводить новые знакомства, выстраивать целые сети взаимодействий.

В этом состоит важнейшая функция архитектуры. Я бы даже сказала, что именно продуманность с точки зрения выстраивания взаимодействия людей является критерием качественного объекта.

Архитектура – это не просто отвлеченное искусство, но и инструмент социального строительства.

Петрова_11.jpg

– На какие принципы в выстраивании образовательного процесса опирается Ваш колледж?

– Конечно, мы опираемся на все те принципы качественного образования, которые я упомянула. В архитектурном колледже МКИК мы развиваем в студентах как профессиональные, так и «мягкие» навыки, подбираем преподавателей-практиков, способных на высоком уровне показать молодежи современную планку профессии архитектора.

Один из наших главных принципов – сделать процесс передачи знаний максимально живым и немеханическим.

Алгоритм «делай, как я показываю, и добьешься результата» сегодня не работает. Важно учить подрастающее поколение не действовать по шаблону, а мыслить самостоятельно, реализовывать свой творческий потенциал в полной мере. Необходимо воспитывать в ребятах стремление к осознанности в жизни и в профессии.

Второй важный для нашего учебного заведения принцип – предоставление творческой свободы и в то же время воспитание ответственности. Архитектор – это человек, который не просто проектирует здание, а выполняет конкретные задачи, способствуя решению определенной проблемы. Зачастую от его действий во многом зависит то, как сложится жизнь «потребителей» – жителей домов, улиц и целых городов.

Уже в колледже мы стараемся научить студентов осознанности, умению замечать проблемы и понимать свою роль в их решении.

Третий ключевой принцип заключается в выработке у студентов желания рефлексировать по поводу собственных возможностей и своего места в архитектурном сообществе. Мы учим ребят правильно и трезво оценивать свои силы. Это хороший толчок для постоянного развития и непрерывного образования.

Мы и сами никогда не стоим на месте. Наш колледж находится в постоянном поиске лучших и эффективных учебных программ, которые способствовали бы формированию мощных профессионалов. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG