Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Соединяя берега, создавая будущее

О строительстве мостов и женщинах в «мужской» профессии
30 Июня 2021
Соединяя берега, создавая будущее

Надежда Чумакова – молодой талантливый специалист, которому доверяют строительство крупных мостов – объектов, требующих особой ответственности и профессионализма. Под руководством эксперта всего за 4,5 года работы было спроектировано строительство порядка 15 сооружений, 10 из них уже готовы к использованию.

Надежда-Чумакова_0T3.jpg Надежда Чумакова
главный специалист по проектированию строительства крупных мостов

В интервью Global Women Media Надежда Чумакова рассказала о самых интересных и трудных сторонах своей профессии, об особой ответственности мостостроителей и отношении к женщинам в «мужской» сфере.

Строительство крупных мостов – сложный технологический процесс, успех которого во многом зависит от слаженной работы всех отделов строительной организации. При этом одним из важнейших моментов является создание грамотного проекта производства строительных работ, чем и занимается Надежда в качестве главного специалиста.

Надежда-Чумакова_02.jpg

– Надежда, чем Вас увлекла сфера проектирования и строительства?

–Мне всегда хотелось заниматься чем-то таким, что могло бы помочь мне оставить след в истории, создать что-то важное и полезное для будущих поколений. Вместе с тем я никогда не задумывалась о проектировании и строительстве – в эту сферу я попала случайно.

С самого детства я была человеком с активной жизненной позицией, хорошо училась, вела научную деятельность, писала статьи, закончила школу с золотой медалью. Вероятно, именно это привлекло внимание к моей личности со стороны декана одного из наших новосибирских вузов. Он лично пригласил меня к нему на факультет мостов и тоннелей. Это был удивительный человек, и я без раздумий согласилась.

Сначала меня пугала выбранная специальность. Мне казалось, что строительство и проектирование больше подходят для мальчиков. Однако факультет оканчивали в том числе девочки, и я решила, что тоже смогу.

Возможные сложности в постижении «мужской» специальности порой вызывали мысли, реально ли мне успешно закончить факультет, дойду ли я до конца, хватить ли мне духа… Но тот факт, что студентки-девушки на факультете есть, как и девушки-выпускницы, придавал уверенности в своих силах. Смогли они ‒ значит, смогу и я.

Надежда-Чумакова_03.jpg

Не могу сказать, что в процессе учебы всё давалось абсолютно легко. До поступления в институт мне не доводилось принимать участие даже в обычном ремонте, поэтому дисциплины, связанные со стройкой, техникой, строительным инвентарем, требовали от меня достаточно больших усилий. Тем не менее я не просто справилась, а добилась значительных успехов, потому что выбранное дело оказалось действительно очень интересным.

Мой дипломный проект, посвященный большому арочному автодорожному мосту, был высоко оценен экспертами, а мои разработки запатентованы в качестве полезной модели. По окончании вуза я получила ведомственную награду за успехи в учебе. Декан подписал мне именную книгу как лучшей выпускнице факультета.

Надежда-Чумакова_04.jpg

Я была так счастлива и вдохновлена! С тех пор я продолжила ставить перед собой большие задачи, даже если они казались невыполнимыми.

Это стало прекрасной символической наградой, вдохновляющей меня ставить перед собой большие задачи, даже если они казались невыполнимыми.

После окончания института я отправилась работать в Москву. По счастливому стечению обстоятельств мне удалось познакомиться с крупным бизнесменом, который взял меня на работу в строительную организацию. В процессе получения опыта я всё больше понимала, что строительство и проектирование очень точно отвечают моей потребности создавать что-то полезное для людей.

И еще меня очень воодушевлял тот факт, что я могу не просто увидеть, но и «пощупать» результаты своего труда. Это невероятные ощущения, когда ты видишь вживую громадные величественные сооружения, которые некоторое время назад были лишь чертежами и эскизами на бумаге!

Надежда-Чумакова_05.jpg

– Какие проекты сегодня Вы считаете для себя наиболее значимыми?

–Мне нравится каждый раз выбирать для себя всё более сложные задачи. Одними из самых значимых для меня стали те проекты, которые я разработала с нуля независимо от проектных организаций, а затем согласовала с ними. До сих пор, глядя на результат, я просто не верю, что это «построила» я.

К таким проектам относится, например, автодорожный мост через канал имени Москвы. Он был построен в рамках строительства ЦКАД-3 в Московской области. Проект запомнился мне масштабами сооружения, уникальностью моста со множеством особенностей. Это было действительно сложной работой и ценным пунктом для портфолио. Проект возведения моста я разрабатывала от начала до конца – от сооружения свайного основания до бетонирования плиты мостового полотна.

Еще одним непростым проектом было строительство эстакады съезда с СВХ и въезда на хорду с 5-го проезда Подбельского в Москве. Сложность заключалась в том, что объект возводился сразу над несколькими действующими железнодорожными путями МЦК. Нам было необходимо организовать постройку наклонных криволинейных блоков пролетных строений моста, напоминающих по форме «серп», в условиях плотной городской застройки, а главное – делать это ночью в перерывах между рейсовыми поездами.

Монтаж в один прием, включающий подъем блока и его установку в проектное положение, должен быть занимать не больше четырех часов. Для этого было важно четко просчитать все нюансы работы, ведь времени поднять блок обратно в случае ошибки или неудачи просто бы не хватило.

И не могу не отметить мой недавний проект, который у нас условно назвали «Путепровод за 15 часов»! На участке СВХ от Ярославского шоссе до Лосиноостровской улицы трасса идет вдоль МЦК и пересекает два железнодорожных съезда, которые согласно проекту выполнены в виде новых железнодорожных путепроводов длиной по 160 м. Выполняя задачу по возведению путепроводов под запуск движения ко Дню города Москвы, наша команда смогла возвести путепровод для железнодорожного пути № 7 с нуля всего за 3 месяца! Всё это время работы по возведению опор и пролетного строения вели параллельно, а для их соединения нам потребовалось всего 15 часов. Благодаря такому нестандартному решению удалось выполнить поставленную задачу, сократив срок строительства более чем в 2 раза.

– Что включает процесс проектирования строительства мостов? Как проходит работа над проектом?

–Когда кто-то слышит, что я занимаюсь строительством мостов, чаще всего он представляет, как я держу арматуру или заливаю бетон. (Смеется.) Это не совсем моя сфера компетенций. Более того, я не занимаюсь проектированием самих мостов – это делает проектировочная (проектная) организация. Ее сотрудники проводят геологические исследования, расчеты, утверждают общие архитектурные решения, требования к объекту. И лишь после этого начинается моя работа.

От того момента, когда заказчик озвучил идею, до реализации проекта и введения его в эксплуатацию происходит огромная работа, в которой принимают участие разные специалисты и организации. Моя задача – проработать процесс строительства с технической точки зрения.

Проектирование строительства – это огромный комплекс задач. Основным документом в нем является проект производства работ, обычно состоящий из порядка 500 страниц описательной и графической частей. В нем отражены общая последовательность работ, технология выполнения отдельных строительных операций, критерии контроля качества, определена необходимая строительная техника. Особое внимание уделяется охране труда в процессе строительства. В графической части документа присутствуют чертежи, такие как карта строительной площадки с указанием расположения техники и бытовых помещений строительного городка, детальный календарный график работ, организационно-технологические схемы с расстановкой техники и многое другое. Важно учесть и указать все детали: какая техника работает в конкретный период времени, какие специалисты должны совершить те или иные действия, какие меры необходимо принимать для обеспечения безопасности работы и качества результата.

Если совсем просто сказать, то в мои обязанности входит написать документ-инструкцию к сборке конструктора «Лего» с чертежами по сборке и описательной поясняющей запиской, которую бы открыли прорабы «в поле» и поняли, как им действовать, чтобы построить мост.

Конечно, было бы неправильно возлагать такой большой объем задач и ответственности на одного специалиста по проектированию строительства. Поэтому существует целый отдел контроля качества, который проверяет подготовленный документ, а затем следит за тем, чтобы все предписания обязательно были выполнены во время реализации проекта.

Вместе с тем я и сама часто бываю на стройках. Нередко мне поручают нестандартные проекты, и тогда отдел контроля качества, привыкший к типовым схемам, нуждается в дополнительном консультировании эксперта. Я приезжаю для того, чтобы рассказать им обо всех нюансах и сложностях.

В своей работе я стараюсь соблюдать старую традицию мостовиков – стоять под пролетным строением моста при первом проезде по нему транспорта, гарантируя своей жизнью, что мост не упадет. Нахожу в этом символизм и некую романтику.

Думаю, это правильно, потому что в нашей работе умение брать на себя ответственность и понимать возможные последствия играет важную роль.

– С какими сложностями Вы сталкиваетесь в процессе работы?

–Я воспринимаю все сложности как вызовы. Всю свою жизнь я стремлюсь искать в себе сильные стороны и те, над которыми стоит поработать.

В строительстве очень большое значение имеет опыт. Если его нет, то не так важно, насколько хорошо ты учился и как много профессиональной литературы прочитал, у тебя будет совершенно другое мышление. Моя профессия не предполагает непосредственного участия в стройке, но для получения опыта я лично прихожу на площадку и много наблюдаю за тем, как мои решения исполняют другие специалисты. Это важно для того, чтобы понимать, как, выполняя свою работу, я могу сделать условия их труда более комфортными.

Кроме того, сложность с нехваткой опыта я преодолеваю с помощью общения с более старшими коллегами. Они всегда с удовольствием делятся советами и знаниями.

– Сейчас в строительстве и проектировании активно используются новые технологии, программы, основанные на искусственном интеллекте. Это применимо к Вашей сфере?

– Мостостроение – достаточно специфическая сфера, обособленная от многих других направлений в строительстве. Действительно, в проектирование сейчас активно внедряются новые программные разработки, но к нам это мало относится.

Проектирование мостов включает особо сложные и ответственные технологические процессы. Иногда даже мелкая неточность или ошибка может повлечь серьезные последствия. Поэтому мы доверяем только хорошо проверенным технологиям, доказавшим свою эффективность во времени. Прежде чем ввести в строительный процесс что-то новое, разработка проходит огромное количество этапов исследований, экспериментов, оценки экспертами, утверждения научными институциями.

– Вы мечтали создавать нечто большое и значимое, и Ваша мечта сбылась. Какими смыслами Вы наполняете свою работу сегодня?

–В моем понимании проектирование и строительство мостов – настоящее искусство. Мосты – сложнейшие сооружения, являющиеся объектами наивысшего уровня ответственности в транспортной структуре страны, – настолько велик социальный и технологический ущерб в случае их отказа. Поэтому мостовиков, как и тоннелестроителей, называют «голубой кровью», особой кастой строителей.

Моя работа – соединять берега. И это здорово! Мне бы очень хотелось, чтобы люди строили больше мостов, чем стен.

Еще мне хочется собственным примером вдохновлять и мотивировать окружающих людей, особенно молодежь и женщин. Важно стремиться к большему, ставить перед собой глобальные цели и не ограничивать себя рамками. Сегодня нам доступно огромное количество самых разных профессий, и они не делятся на «мужские» и «женские». Грамотный специалист будет пользоваться уважением независимо от пола и возраста. Главное – находиться в постоянном развитии, нарабатывать профессиональный опыт и не бояться брать на себя ответственность.

–Вы сочетаете в себе интересные черты характера: силу духа, целеустремленность, стойкость и в то же время – женственность, нежность, чуткость… Что, на Ваш взгляд, повлияло на становление Вашей личности?

– Думаю, большую роль сыграл спорт. Я всегда была стеснительным ребенком, и мама, чтобы побороть мой страх публичных выступлений, отдала меня в художественную гимнастику. Это был не просто кружок, а школа олимпийского резерва, где нас учили побеждать и работать на результат.

В 7 лет я ушла из гимнастики, но мне настолько понравилось выступать на сцене и находиться в центре внимания, что я решила попробовать себя в восточных танцах. Я быстро влилась в процесс, начала активно участвовать в конкурсах, позже стала преподавать.

Танцы до сих пор являются важной частью моей жизни. Они дарят мне позитивные эмоции, заряд энергии и возможность максимально проявить свою женственность.

Спорт, танцы, конкурсы и публичные выступления многое дали мне как личности. И, конечно, за всем этим стояли родители и педагоги, наставники, которые помогали делать правильные выводы и двигаться в верном направлении.

– Что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Прислушиваться к себе, искать интересные направления, не ограничивать себя рамками и не бояться ломать стереотипы. Женщина способна вместить в своем сердце любовь, которой хватит на целый мир, но для этого она должна быть счастливой и реализовывать себя в тех сферах, которые ей действительно близки.

фотографии из личного архива Надежды Чумаковой

Виктория Гусакова, информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG