Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

DOCA-2020: «Еще не теперь»

Превью Международного фестиваля современного искусства
2 Ноября 2020
DOCA-2020: «Еще не теперь»

24–25 октября состоялось превью Международного фестиваля современного искусства DOCA. Событие стало демоверсией предстоящего большого фестиваля, который пройдет в середине апреля. Тема DOCA-2020 «Еще не теперь» посвящена вопросам этики будущего и творческой интуиции художников, способных прогнозировать жизнь человечества через века. Подробнее о прошедшем событии рассказали Елизавета Землянова и Ольга Баранова.

GM_DOCA_профайл_01.jpg Елизавета Землянова
художник, декан факультетов дизайна и фотографии ИГУМО, куратор Международного фестиваля современного искусства DOCA
GM_DOCA_профайл_02.jpg Ольга Баранова
искусствовед, член Ассоциации искусствоведов, член Российского философского общества, заведующая кафедрой дизайна Института гуманитарного образования и информационных технологий, пресс-секретарь Международного фестиваля современного искусства DOCA

Тема этики будущего волнует многих современных экспертов и ученых. Сегодня в мире происходят глобальные трансформации, которые способны кардинально изменить представления людей о будущем. Стремительное развитие технологий ставит перед человечеством целый ряд вызовов.

2-5.jpg

Насколько допустим контроль со стороны гаджетов за их пользователями? Представляет ли угрозу машинный интеллект? Как влияет на окружающий мир развитие технологий? Допустимо ли вмешательство науки в естественные законы природы? Эти и многие другие этические вопросы остро стоят перед человечеством уже сегодня. И для того чтобы выбрать правильный путь развития, не попав в «ловушку», о подобных вещах необходимо больше говорить.

Художник – человек, который обладает особой творческой интуицией. В некотором смысле он способен увидеть будущее, а через свои произведения – натолкнуть зрителей на важные размышления.

Тема фестиваля этого года рассматривает художника как личность, неподвластную воздействию машинных систем. Обладая творческим мышлением, автор не идет на поводу у технологий, «подчиняет» их себе и вступает с ними в диалог, формируя новую этику будущего.

eaw_DOCA_08a.jpg

Сегодня эксперты из разных сфер деятельности, в том числе социологи, футурологи и экономисты, подтверждают высокую вероятность автоматизации большей части профессий в будущем. Вместе с тем многие из них уверены, что одной из незаменимых личностей будет именно художник. Это связано с тем, что интуитивное знание и творческая энергия – явления, абсолютно недоступные для машины, их невозможно сымитировать или повторить за человеком.

Важно понимать, что речь идет о художнике в самом широком смысле слова. Это личность, неравнодушная к окружающему миру, тонко чувствующая происходящее, умеющая находить неординарные решения задач. В таком случае творчество можно воспринимать как включение, осознанность, полностью противоположную рутине и механическим выполнениям действий.

4-9.jpg

«В рамках DOCA мы предложили современным художникам, используя творческую интуицию, поразмышлять о том, что ждет нашу планету через столетия. При этом для нас было важно напомнить, что любые новые возможности могут таить в себе угрозы, а значит, задача автора – не только изобразить будущее, но и затронуть этическую составляющую», – объясняют организаторы фестиваля.

Каждый арт-объект, представленный на DOCA, стал своеобразным «превью будущего». И пусть ни один человек сегодня не может с уверенностью сказать, что ждет планету через сотни и тысячи лет, художник способен дать намек и вовлечь зрителя в диалог, предложив порассуждать на самые острые и актуальные вопросы.

Все проекты фестиваля очень разные и в то же время объединены главной задачей – заставить зрителя задуматься о том, что ждет мир в будущем, как каждый отдельный человек может повлиять на ситуацию сегодня.

5-12.jpg

Условно художники фестиваля разделились на два лагеря. Одни утверждали, что технологии не представляют собой угрозы для человека, а, напротив, помогают сделать жизнь комфортнее. Более того, сами художники в будущем будут всё активнее использовать различные гаджеты в своем творчестве. Приверженцы второго «лагеря» призывали осторожно относиться к новым технологиям, всегда помня об их противоречивости и возможной опасности.

Много внимания на фестивале было уделено теме технологической сингулярности. Через свои произведения художники затрагивали вопрос о том, как человеку не потерять себя в век развития машинного интеллекта. С каждым днем границы во взаимодействии людей и технологий стираются, становится всё сложнее понять, кто над кем властвует и кто кого контролирует.

6-14.jpg

Например, одна из инсталляций фестиваля получила название «Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя». Это сложный с технической стороны объект, вступающий со зрителем в интерактивный диалог. В первые секунды взаимодействия машина начинала реагировать на все движения оппонента. Однако чем больше действий совершал человек, желая спровоцировать программу, тем пассивнее она становилась. Автор инсталляции объяснила это тем, что машина запрограммирована сама по себе, ею невозможно беспрекословно управлять.

Человек может вступить в игру с новыми технологиями, но, вероятно, это будет игра по их правилам. И это серьезный повод задуматься.

7-15.jpg

Несколько проектов фестиваля были посвящены теме влияния традиций, стереотипов и установок на формирование личности человека. Отдельное внимание авторы уделили теме виктимности женщин. Во многих сказках, на которых воспитываются подрастающие поколения уже не один век, героини бездейственно ждут принца или жертвуют собой ради окружающих. И здесь также встает вопрос об этике автора, ведь создавая произведение, он так или иначе влияет на аудиторию.

3-6.jpg

В рамках одного из перформансов фестиваля художница обратилась ко всем знакомому мотиву из народной сказки «Двенадцать лебедей». На протяжении нескольких часов автор проекта молча плела платье из сухой травы, чтобы продемонстрировать бессмысленную жертвенность и отвлеченность человека от собственной жизни.

Важная подтема фестиваля была связана с воздействием новых технологий на природу и окружающую среду.

8-17.jpg

Наука шагнула так далеко, что уже сегодня стало реально создать механизмы и протезы, заменяющие реальные части тела и органы живых существ. Инженеры, генетики и специалисты в области неврологии смогли контролировать передвижения, поведение животных, а также манипулировать их нервной системой различными способами и для различных целей. Однако достигнутый прогресс может привести и к негативному результату: человек, модифицирующий свою природу, полностью утратит идентичность. Более того, вполне вероятно, что спустя время технологии помогут достичь всеобщего бессмертия или безграничности физических возможностей организма. В этом случае уже сегодня, стоя на пороге подобных открытий, важно ответить на вопросы: допустимо ли вмешательство человека в естественные законы природы и нарушение жизненного баланса; цепочку каких последствий могут запустить такие действия?

Уникальность DOCA состоит в том, что фестиваль объединяет на одной площадке именитых авторов из разных городов и стран мира, а также талантливых студентов факультета фотографии, дизайна и архитектуры. Это позволяет показать мир через искусство с разных сторон – мир, пропущенный через творческую призму авторов разных возрастов, интересов и менталитетов.

9-19.jpg

В рамках фестиваля также был представлен групповой кураторский проект Елизаветы Земляновой, в котором приняли участие студенты Института гуманитарного образования и информационных технологий и Международного колледжа искусства и коммуникаций. Учащимся было предложено подумать о том, как может измениться анатомия человека в процессе эволюции через века, а также придумать новое предназначение для привычных современному человеку вещей, которые, вероятно, за ненадобностью утратят свои функции в будущем.

10-20.jpg

Два отдельных проекта фестиваля были посвящены теме межкультурных коммуникаций. Их представили авторы из Берлина – Иньлинь Чжоу и Джейн Хван. Одна из художниц изобразила языки четырех разных стран с точки зрения образного мышления. Она показала уникальность каждого из них и в то же время подчеркнула их единую силу, направленную на выстраивание коммуникации между культурами. Вторая художница обратилась к теме глобализации и поиску человеком самого себя на протяжении всей жизни.

Благодаря саунд-инсталляции она позволила зрителям в одно мгновение очутиться на таинственном острове, подчеркнув, что безграничность – это часть современного мира.

11-21.jpg

Прошедший фестиваль наглядно показал, что современное искусство интересно. Оно объединяет, вдохновляет и заставляет задуматься. У него нет границ в плане жанров, техник и тематик. И поэтому современное искусство, как ничто другое, способно снять любые ограничения в сознании зрителей. 

Виктория Ежова,

информационное агентство «Global Women Media»


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG