Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Фотография учит видеть прекрасное»

Фотохудожник Ирина Хожаинова о фотографии как искусстве
5 Августа 2022
«Фотография учит видеть прекрасное»

Ирина Хожаинова – фотограф и визуальный художник, работающий в контексте современного искусства. Это человек с глубоким взглядом на мир и серьезным подходом к творчеству. Ее работы многослойны, многогранны и прекрасны своей естественностью. Сегодня Ирина не только продолжает развиваться как фотохудожник, но и активно занимается популяризацией фотоискусства, в первую очередь в своем родном городе Липецке.

Ирина-Хожаинова_0T.jpg Ирина Хожаинова
фотограф, фотохудожник, арт-директор, куратор галереи современного искусства «Буксир» в Липецке

Ирина Хожаинова профессионально занимается фотографией на протяжении уже почти 15 лет. Она является участницей многих международных конкурсов, лауреатом конкурса «Молодые фотографы России» (2020), стипендиатом государственной стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов художественных произведений (2020), стипендиатом стипендии Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства (2021). Ее работы были представлены на выставках в разных городах России, а также в Австрии и США.

В интервью Global Women Media Ирина Хожаинова поделилась размышлениями о том, что она считает самым интересным и ценным в фотографии, рассказала о своих главных проектах и объяснила, почему фотографам бывает сложно провести грань между личными и публичными снимками.

Ирина-Хожаинова_03.jpg

– Ирина, по образованию Вы историк. С чего начался Ваш путь в фотографии? В какой момент Вы решили связать свою жизнь с этой сферой?

– Это интересная история. Я действительно училась на историческом факультете и искренне хотела связать свою жизнь с историей и педагогикой. Тем не менее, когда еще в студенческие годы я начала работать вожатой в школе, я поняла, что мне не хватает свободы творчества. Я продолжала идти по выбранному пути, но не знала, как быть с этой внутренней неудовлетворенностью.

После четвертого курса я вышла замуж и вскоре забеременела. На пятом курсе нам предстояло защищать диплом. Так как я была в положении и роды должны были произойти как раз в конце учебного года, я решила подготовить работу заранее. Позже я узнала, что на выпускном курсе программа предполагает полгода свободного времени для того, чтобы студенты успели сделать всё то, что у меня уже было готово (смеется). Таким образом, у меня оказалось несколько месяцев, на протяжении которых я могла заниматься всем, чем захочу.

Я с детства мечтала попробовать себя в фотографии, но руки так и не дошли, а теперь у меня были для этого все возможности. Я решила посвятить свободные полгода себе и своим мечтам, и это решение перевернуло мою жизнь.

Ирина-Хожаинова_04.jpg

Я прошла огромное количество всевозможных курсов, читала книги по фотографии одну за другой, изучала биографии великих мастеров и, конечно, пробовала фотографировать. Я поняла, что не ошиблась: это было действительно мое.

Этот путь в новом направлении начался для меня с коммерческой фотографии. Свою первую съемку я провела, когда моему новорожденному ребенку было всего 2 месяца. И с тех пор заказы лились рекой. Со временем я стала довольно успешным фотографом и занималась коммерческими съемками на протяжении 9 лет.

Однако в какой-то момент я вновь пришла к тому, с чего начала: мне было мало свободы для самовыражения. И тогда в моей жизни случился творческий кризис. Я не занималась съемками целый год, но продолжала искать способы, чтобы выразить себя в фотографии.

Ирина-Хожаинова_05.jpg

В коммерческой фотографии мало свободы, она диктуется клиентом, а не создается по наитию автора. Мне же хотелось не столько выполнять конкретные заказы, сколько созидать.

Постепенно я пришла к авторской художественной фотографии и еще стала проводить много благотворительных съемок, которые помогли мне преодолеть кризис. Я работала бесплатно, но создавала то, что хотела, и делала это так, как видела, чувствовала именно я. Результат нравился людям, и меня это очень вдохновляло.

В тот же период я сделала для себя открытие, которое меня поразило и расстроило. За 9 лет работы семейным коммерческим фотографом я выполнила огромное количество фотографий с разными детьми, но практически не снимала собственного ребенка. Так я вышла на новый виток своего фотографического пути, занявшись съемкой того, что мне было действительно интересно, ценно и очень дорого.

Ирина-Хожаинова_06.jpg

– Когда Вы говорите о фотографии, у Вас горят глаза. Какие смыслы Вы закладываете в свои снимки? Что для Вас значит фотография?

– Многие считают фотографию работой, для меня это – жизнь, любовь, способ окунуться в саму себя. Когда я фотографирую, я ощущаю, что именно в этот момент становлюсь настоящей. Я запечатлеваю мир таким, каким хочу его видеть.

Если говорить в глобальном смысле, то фотография интересна мне как инструмент сохранения и своеобразной активации памяти. Наш мозг так устроен, что большая часть поступающей в него информации постепенно стирается или затаивается где-то очень глубоко. Тем не менее, глядя на снимок, сделанный много лет назад, человек, видя себя ребенком, может вспомнить о своем детстве очень многое. На ум часто приходят те моменты и те обстоятельства, в которых были созданы фотографии, ощущается атмосфера, в памяти всплывает множество деталей: любимые игрушки, друзья… Всё то, что казалось давно забытым, проявляется вновь.


Для меня очень интересна и ценна такая способность фотографии сохранять и пробуждать память. Вероятно, это во мне отзывается тот самый историк, на которого я училась пять лет.

И однозначно фотография имеет социальное значение. Когда я активно изучала историю фотографии, я впервые серьезно задумалась о том, что один кадр порой действительно способен изменить мир. Фотография Доротеи Ланж «Мать-переселенка», которая имеет художественную и эстетическую ценность, обратила внимание людей на трудности жизни целого пласта населения. Увидев снимок, представители власти собрали материальную помощь и приехали в лагерь, чтобы помочь беженцам.

Для меня такая социальная функция фотографии ярко проявилась во время тех съемок, которые я бесплатно проводила на благотворительных мероприятиях. Снимки могут менять жизнь одного человека или целой общности людей, и в этом я вижу свою большую ответственность как фотографа.

Ирина-Хожаинова_07.jpg

– Какие свои профессиональные проекты Вы считаете наиболее значимыми?

– Это сложный вопрос, потому что любой проект для автора очень значим. Наши работы всегда отражают тот или иной этап нашего становления, имеют отношение к определенному периоду времени и контекстам.

Думаю, одним из самых значимых для меня проектов стал тот, который мы реализуем вместе с моим сыном. Мы начали снимать его в тот самый кризисный год, когда я искала способы выразить себя в творчестве. Сейчас, спустя несколько лет, я продолжаю фотографировать сына, запечатлевая разные этапы его взросления.

Этот проект стал для меня не просто художественной работой, а способом разговаривать с собственным ребенком. Он очень личный и поэтому очень дорогой – я бы сказала, бесценный.

Еще один особенно важный для меня проект мы создавали в течение 2 лет вместе с журналисткой из Липецка: она писала текстовые материалы, а я готовила визуальное оформление. Это проект «Люди, которые меняют мир», в его рамках мы рассказывали не о бизнесменах и политиках, а о тех, кто живет рядом с нами. Нам было важно показать, что для добрых дел не нужно много денег, связей или других ресурсов. Можно менять мир вокруг себя маленькими поступками, имеющими большое значение.

Ирина-Хожаинова_08.jpg

Например, мы рассказывали о девочке-подростке, которая пошла работать волонтером в хоспис, о человеке, преодолевшем серьезное заболевание и вдохновляющим сегодня сотни других людей своим примером, о семейной паре, которая собственными силами создала в Липецкой области археологический парк.

Это всё потрясающие истории, которые трогают до глубины души, мотивируют к созиданию и показывают ценность человеческого неравнодушия, в том числе через фотографию.

И третий проект – тот, который сейчас у меня находится в разработке. Я стремлюсь найти себя не просто в фотографии, но и в фотоискусстве, в современном искусстве в целом. Сегодня происходит мощное смешение медиумов, жанров и стилей. Мне интересно поработать и поэкспериментировать «на стыке» фотографии и других видов творчества – это дает интересный опыт и новые ресурсы для того, чтобы выразить свои мысли.

Проект называется «Найди себя», и он уже получил популярность у зрителей, несмотря на то что только начал развиваться.

Ирина-Хожаинова_09.jpg

– Вы много снимаете своего сына. Что для Вас является самым интересным и самым сложным в этой работе? Как проект перерос из личного в художественный?

– Когда я только начала наверстывать упущенное за 9 лет и активно снимать сына, я почти ничего не знала о проектной фотографии и даже не думала о том, что это может стать проектом. Всё изменилось, когда на одном из фестивалей «Молодые фотографы России» я попала на портфолио-ревю, показала свои работы экспертам, а они дали им высокую оценку и посоветовали продолжить развивать эту задумку. Так постепенно фотографии, сделанные для себя, стали частью одного из самых главных моих проектов.

Сейчас у нас дома на полке всегда лежит фотоаппарат, он с нами – во всех путешествиях и на всех прогулках. Сын знает, что я в любой момент могу сделать снимок, и относится к этому очень спокойно. Я ловлю моменты и запечатлеваю его жизнь.

Мне часто говорят о том, что на моих снимках мало положительных эмоций. У многих людей детство и взросление ассоциируется с идеализированным образом счастливого, улыбающегося ребенка. Вместе с тем важно понимать, что я снимаю не постановочные, а максимально естественные фотографии. И на самом деле детство состоит не только из игр и смеха, но также из нежелания вставать рано утром в школу, из усталости от многочасовых прогулок, из выполнения трудных уроков и множества других моментов, которые приносят самые разные эмоции.

Выносить личные фотографии в публичное поле довольно непросто. Для автора это волнительный момент. Мы много думаем о том, как нашу личную историю воспримет зритель. Однако есть и другой аспект, связанный с тем, как проект воспримут наши близкие люди и что значит эта история для них.

Ирина-Хожаинова_10.jpg

Когда я впервые организовывала выставку своего проекта в Липецке, сын помогал мне красить стены, убирать и готовить пространство галереи к этому событию. При этом он не знал, какие именно работы я хочу представить публике.

Когда в галерею привезли распечатанные в больших и малых форматах фотографии, где был изображен сын, он очень удивился. И в тот момент я поняла, что поступила неправильно. Мой ребенок знал, что я запечатлеваю разные этапы его взросления, но он понятия не имел, что я создаю про него визуальную историю, которую увидит зритель. Тогда мы сели и обсудили с ним всё, что было так важно проговорить. Я объяснила, что этот проект – история про наши с ним взаимоотношения, про мое материнство и его детство, про самые яркие и порой сложные моменты.

Ирина-Хожаинова_15.jpg

Мне было очень интересно наблюдать за тем, как сын реагировал на происходящее. Некоторое время он молча ходил по залу и рассматривал фото, которые впервые видел в большом галерейном формате. С того момента его отношение к съемкам изменилось. Он начал иногда просить меня не фотографировать, и я прислушивалась к его желанию, а иногда, наоборот, сам предлагал идеи для снимков.

Постепенно мой сын стал не просто героем фотографий, а активным участником съемок, увлеченным этим процессом. Для меня это оказалось новым опытом взаимодействия с ребенком.

Я пробовала давать камеру сыну в руки, но его не слишком увлек фотопроцесс именно в таком формате. И это совершенно не имеет значения, потому что его соавторство в проекте проявляется по-другому, не менее интересно и активно.

Ирина-Хожаинова_11.jpg

– Рассказывая о своих проектах, Вы затронули интересную тему о фотографии и фотоискусстве. В чем, на Ваш взгляд, заключается разница между этими двумя понятиями? И кем Вы себя ощущаете в первую очередь – фотографом или фотохудожником?

– Что касается лично меня, то мне бы хотелось называть себя фотохудожником. На мой взгляд, это было бы правильно, потому что я работаю с разными медиумами и стремлюсь всегда творчески подходить к тому, что делаю. Тем не менее насколько тонкой является грань между фотографом и художником – это вопрос, который вызывает оживленные дискуссии в профессиональном сообществе.

В современном мире сделать снимок может практически любой желающий – для этого достаточно нажать кнопку на телефоне. Однако становится ли от этого человек фотографом или художником? Здесь мнения экспертов разнятся, и я могу выразить только свою субъективную точку зрения.

По моему мнению, любой человек, который совершает фотографическое действие, автоматически становится фотографом. Тем не менее, для того чтобы стать фотохудожником, он должен создать уникальный снимок, работу, в которой будет звучать авторский голос, присутствовать визуальное высказывание.

У меня есть большая жизненная цель – популяризировать фотоискусство, показать людям, в чем его ценность и уникальность. Сейчас я стремлюсь делать это на уровне своего родного города.

Липецк – небольшой индустриальный город, половину которого фактически занимает завод, а половину населения представляют люди, работающие на этом заводе. Для большинства из них фотография и искусство не являются первой необходимостью. Мне хочется внести свой вклад в то, чтобы изменить их взгляд на некоторые вещи, показать, что снимки могут быть не только коммерческими, но и художественными.

Ирина-Хожаинова_12.jpg

– Что, на Ваш взгляд, важно делать для того, чтобы обыватель начал воспринимать фотографию как произведение искусства?

– По опыту западных стран, где отношение к фотоискусству уже вышло на тот уровень, о котором мы сейчас говорим, можно судить, что большое значение имеет качественная оценка снимков со стороны экспертов. Необходимо развивать институт аукциона, четко обозначая стоимость фоторабот, адекватную не просто снимкам, а произведениям искусства.

Важно, чтобы фонды музеев и государственных галерей уделяли внимание закупке фотографий современных авторов. В России сейчас этим занимаются в основном частные выставочные пространства. И в целом у нас больше ценятся те работы, которые представляют историческую ценность, отражают значимые события.

В России, особенно в небольших городах, отдаленных от столицы, фотография в массовом сознании еще не воспринимается как серьезное искусство. Хотя постепенно отношение к ней меняется.

Если вспомнить историю живописи, то многих художников не понимали их современники. Работы импрессионистов казались зрителю странными, первое время он не понимал, как с ними взаимодействовать. Этому есть научное объяснение: наш мозг адекватно воспринимает только ту информацию, которая ему уже в той или иной степени знакома, а ко всему новому относится настороженно.

То же самое происходит с современным искусством и фотографией. Если человек никогда раньше не видел авторских художественных снимков, ему никто не объяснял, в чем заключаются их ценность и уникальность, то воспринять их адекватно будет довольно сложно. Если же зритель постоянно соприкасается с разным искусством, то ему становится проще взаимодействовать со всем новым.

Ирина-Хожаинова_13.jpg

– Помимо того что в Липецке проходят Ваши выставки, каким еще образом Вы популяризируете фотоискусство в своем городе?

– Одним из первых шагов в этом направлении для меня стало создание собственной фотошколы. Мне было важно не просто показать всем желающим, как делать удачные снимки, но и способствовать полноценному погружению в мир фотографии, рассказывать историю этой сферы деятельности, показывать работы великих мастеров. На базе городской фотостудии я организовала школу для взрослых, которая действует по сей день, и на протяжении двух лет также руководила подростковой школой при детском развивающем центре.

Вместе со своими учениками я регулярно ездила на фестиваль «Молодые фотографы России». Однажды этот проект изменил мое отношение к фотографии, показав, какие удивительные проекты создают авторы. Я чувствовала себя Алисой в Стране чудес, восхищаясь тем, какими могут быть снимки. Когда я привезла на фестиваль своих учеников, я увидела, что они оказались вдохновлены и поражены не меньше, чем я.

«Молодые фотографы России» – одна из самых мощных инициатив по популяризации фотографии в нашей стране. Многие авторы, получив заряд вдохновения и ценного опыта общения с экспертами, после возвращения с фестиваля начинают популяризировать фотографию в своих городах.

Фестиваль «Молодые фотографы России» включает образовательную и выставочную программы, дает юным авторам возможность напрямую пообщаться с именитыми мастерами своего дела и получить обратную связь от опытных экспертов. Это уникальный проект, география которого активно расширяется. Я счастлива, что могу быть его частью и приобщать к участию молодых людей из своего города.

Ирина-Хожаинова_14.jpg

– Какие Ваши выставки пройдут в ближайшее время?

– С точки зрения художественной фотографии я еще достаточно молодой автор. Моя первая персональная выставка в этом амплуа состоялась только в прошлом году. Особенно ценно и важно для меня, что она прошла именно в Липецке, в галерее современного искусства «Буксир». Выставка стала возможной благодаря грантовой поддержке молодых авторов со стороны Союза фотохудожников России. Этот опыт открыл передо мной многие двери. После выставки в Липецке мой проект отправился в Пущино, сейчас он находится в Краснодаре, его уже хотят видеть в Нижнем Новгороде, а недавно мне подтвердили выставку проекта «Моя вселенная» под кураторством Ирины Чмырёвой в Китае.

Более того, меня пригласили стать куратором и арт-директором галереи «Буксир». Сейчас я постепенно осваиваюсь в новой для себя должности и параллельно прохожу обучение.

Проект «Найди себя», над которым я сейчас работаю, был представлен на выставке в рамках фестиваля «Молодые фотографы России» как один из победителей портфолио-ревю прошлого года. Кроме того, он выставлялся в Туле, скоро отправится в Новосибирск и Красноярск.

Ирина-Хожаинова_01.jpg

– Что Вас вдохновляет?

– Мое вдохновение – это жизнь, те события, которые происходят вокруг меня. Я знаю, что многие художники вдохновляются книгами, кино, работами других авторов. Я же чувствую наибольшее воодушевление от реальности. Когда всё совпадает и мне нравятся цвет, свет, атмосфера, состояние, которое я ощущаю, тогда я беру фотоаппарат и нажимаю на кнопку. Мне нравится фиксировать жизнь.

Фотографии предоставлены из личного архива Ирины Хожаиновой,
фотографы: Дарья Смолянитская, Олеся Межова, Георгий Орлов

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,
информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG