Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Ирина Даниличева: «Мы здесь будем»

О психогеографии, художниках настоящего и будущего
23 Декабря 2020
Ирина Даниличева: «Мы здесь будем»

Современное искусство особенно интересно тем, что объединяет в себе не только творчество, но и многие другие сферы деятельности. Художник и искусствовед Ирина Даниличева выбрала для своих исследований область психогеографии. О том, что это за направление, об искусстве будущего и настоящего, о художниках-исследователях и художниках-роботах мы поговорили с экспертом в рамках интервью для Global Women Media.

Ирина-Даниличева_0T.jpg Ирина Даниличева
искусствовед, тренер творческих состояний в Лаборатории культуры будущего VZOR, художник-исследователь, куратор, сооснователь мобильной лаборатории «Мы здесь будем», коллекционер

Для Ирины творчество всегда было неотъемлемой частью жизни. Девушка окончила художественную школу и, повзрослев, поступила на факультет искусствоведения. Ирина вспоминает, что первое время не считала этот путь пределом своих мечтаний, ей хотелось освоить более прикладную профессию. Однако в процессе учебы оказалось, что искусствоведение представляет собой очень обширную область для реализации творческого и исследовательского потенциала. Дополнительные художественные навыки эксперт получила в свободных мастерских при Московском музее современного искусства.

Сегодня Ирина Даниличева известна в профессиональном сообществе как художник, эксперт в области искусствоведения и куратор художественных проектов. Одним из основных проектов для нее является Лаборатория культуры будущего VZOR. В ее деятельности гармонично переплелись теория, история и практика.

– Ирина, в каком направлении Вы работаете сегодня?

– Сегодня я участвую в двух проектах: как эксперт я проявляю себя в Лаборатории культуры будущего VZOR, мы развиваем творческий потенциал людей и сообществ, предлагая работать с будущим через арт-практики и призму культуры. Подробнее о нас можно прочитать в статье. При этом как художник-исследователь я проявляюсь в лаборатории We Will Be Here («Мы здесь будем»). Этот проект связан с таким явлением, как психогеография, – исследованием влияния окружающей среды на сознание человека. Нас с моей коллегой Александрой Орловой (aka Константин Мухоморов) особенно интересует, как пространство города преобразуется в сознании его жителей и как люди воспринимают то, что находится вокруг них.

Например, одно из наших исследований посвящено московскому району Китай-город. Главная особенность этого места заключается в несовпадении названия с территорией. Так, станция на месте Китай-города много лет назад была переименована в «Площадь Революции», а называемая «Китай-городом» станция на самом деле находится на площади Ногина. За счет этого в сознании людей целый район буквально «сдвинулся» на карте. И это очень интересно для нас как для исследователей. Мы в этом проекте также задавались вопросом о влиянии на сознание человека пространств с разной степенью урбанизации.

Ирина-Даниличева_02.jpg

Дрейф является одной из основных ситуационных практик, он представляет собой технику быстрого перемещения сквозь разнообразные среды. Дрейфы содержат игровое и конструктивное поведение, а также знание психогеографических эффектов и потому отличаются от общепринятых понятий путешествия или прогулки.

При этом фактор случая играет не такую большую роль, как может показаться: с точки зрения дрейфа города обладают психогеографическими очертаниями с постоянными потоками, с исходными точками и завихрениями, которые сильно препятствуют входу в определенные зоны или выходу из них.

С помощью дрейфа мы путешествовали по прошлому и настоящему района, сравнивали его с другим поселением.

На данный момент результаты наших исследований представлены в виде презентаций, состоящих из фотографий и текста-описания. В будущем в наших планах визуализировать проект в объемной форме.

Еще один наш эксперимент связан с изучением Елагина острова в Санкт-Петербурге. Там до сих пор функционирует бот, который зародился в процессе наших исследований. Посетители могут с ним общаться, прогуливаясь по острову.

Ирина-Даниличева_03.jpg

– Получается, Вы художник, который совмещает творчество с теоретическими исследованиями?

– Можно сказать и так. Думаю, это связано с тем, что у меня и у моих коллег искусствоведческое и культурологическое образование. У нас мощная теоретическая база, которая ложится в основу наших художественных, творческих проектов.

Наши проекты воплощаются в жизнь на стыке творчества, фантазий и исследований. В этом, как мне кажется, и заключается особенность современного искусства – в возможности совмещать самые разные грани, направления деятельности.

Перед современными художниками распростерлось огромное поле для реализации своего потенциала. Всё зависит от желания и знаний, которые есть у художника, помимо творческих навыков. Можно создавать сложные объекты, связанные с технологическим искусством, вписывать результаты психологических, биологических и любых других исследований в художественный контекст. В современном мире искусство и наука идут рука об руку, и это здорово.

– Действительно, сфера современного искусства очень обширна и многогранна. В связи с этим возникает вопрос: какого человека сегодня можно называть художником, как Вы считаете?

– Я склонна к тому, чтобы называть художником не только того человека, который хорошо владеет навыками живописи и рисования. Мне ближе англоязычный вариант слова – artist. Так называют людей, которые занимаются любой творческой деятельностью. Они могут писать стихи, играть на музыкальных инструментах, быть авторами перформансов, создавать технологические объекты. Художник в широком смысле слова – это человек, который творческим методом исследует окружающий его мир.

Для меня искусство – это способ переосмысления реальности, рефлексия, которая может передать другим людям нашу реальность. Такая коммуникация.

Ирина-Даниличева_04.jpg

– Многие ученые и эксперты убеждены, что творчество – это способность человека, которую в будущем не смогут сымитировать даже самые сложные машины. Что Вы думаете по этому поводу?

– Считаю, что в идеальном будущем, о котором мечтают многие из нас, человек будет заниматься именно творчеством, а машины – выполнять всю рутинную работу.

Программы и технические системы могут при этом стать хорошими помощниками для художников. Уже сегодня существуют творческие проекты, в рамках которых произведения искусства создают роботы. Авторы разрабатывают программы, которые могут взаимодействовать со зрителями, и так в симбиозе создаются арт-объекты.

Ирина-Даниличева_05.jpg

– Как бы Вы сформулировали свою социальную миссию как художника?

– В первую очередь каждый художник так или иначе в процессе своей деятельности проявляет творческий контекст культуры своей страны. Кроме того, он имеет возможность не просто рефлексировать реальность или прошлый опыт человечества, но и открывать новые границы для окружающих людей.

От природы человек с художественным талантом способен замечать то, что зачастую ускользает от внимания и взгляда в повседневной жизни. Думаю, используя свою творческую интуицию, он даже может заглянуть вперед, почувствовать, какой будет наша планета спустя годы, с какими вызовами столкнется человечество, какие темы будут актуальны в обществе. Именно поэтому так важно знакомиться с произведениями искусства – они расширяют наши горизонты восприятия мира.

– Какие рекомендации Вы как искусствовед дали бы современной молодежи?

– Налаживать и укреплять межкультурные коммуникации. Они являются основой для устойчивого развития мира.

Советую развивать творческое мышление с самых малых лет. Желаю, чтобы люди находили больше единомышленников, с которыми можно было бы обмениваться знаниями, идеями и создавать что-то новое. Именно в процессе коммуникации, на стыке опыта разных стран, разных направлений деятельности, прошлого и настоящего рождаются действительно гениальные проекты, способные изменить наш мир. 

Виктория Ежова,

информационное агентство «Global Women Media»


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG