Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Искусство рассказывает нам о нас»

О личной мифологии, осознанности и современных художниках
10 Января 2022
«Искусство рассказывает нам о нас»

Василиса Лебедева – современный художник и сооснователь творческого сообщества «Арт.болото». Сегодня она мультидисциплинарно работает с такими темами, как осознанность, самопознание, взаимодействие человека с другими людьми и окружающим миром, интересуется вопросами мироустройства и личной мифологии. Творчество Василисы – большая исследовательская работа, выраженная в ярких художественных образах.

Василиса-Лебедева_0T.jpg Василиса Лебедева
современный художник, дизайнер, сооснователь сообщества «Арт.болото»

Большинство работ Василисы Лебедевой иммерсивны: суть проявляется, когда зритель взаимодействует с произведениями. Художница подчеркивает, что для нее важно предложить зрителю новые ощущения, чувства и эмоции, переживание уникального опыта.

В интервью Global Women Media Василиса Лебедева рассказала о своих новых исследованиях и проектах, поделилась мнением о том, как искусство воздействует на человека и как развивается современное арт-пространство.

– Василиса, во время нашего прошлого интервью Вы рассказывали, что работаете над серией «игровых» инсталляций. А какие проекты, вопросы актуальны для Вашего творчества сегодня?

– Да, за несколько месяцев мое творчество претерпело (и продолжает претерпевать) определенную трансформацию. Если раньше многие мои проекты реализовывались параллельно друг другу и я уделяла внимание сразу нескольким разным темам, то сегодня моя проектная практика представляет собой один общий процесс, элементы которого тесно взаимосвязаны. Я продолжаю работать в разных медиумах и направлениях, но, по сути, провожу одно большое исследование, связанное с осознанностью и личной мифологией. Можно сказать, что сейчас для меня важны не просто отдельные проекты, а непосредственно разработка общей художественной концепции, в соответствии с которой я буду продолжать задавать себе вопросы и ставить перед собой задачи.

Тема взаимодействия человека с внешним и внутренним миром всегда находила отражение в моей практике, сейчас я решила взглянуть на нее еще более углубленно и объемно. Для меня это важно, потому что, на мой взгляд, именно понимание себя и дарит человеку настоящую жизнь, возможность не существовать, а полноценно проживать каждый момент. И мне интересно искать ответ на вопрос о том, как прийти к такой осознанности, используя не только инструменты психологии, духовного развития, но и искусство.

Для меня до сих пор является самой интересной загадкой искусства его способность помогать людям понимать самих себя.

С самого детства мы начинаем формироваться как личности, у нас появляются любимые и нелюбимые сказки, любимые и нелюбимые персонажи. В процессе взросления мы переживаем огромное количество событий, вызывающих у нас яркие позитивные и негативные эмоции, и всё это непременно влияет на то, какими мы становимся, на наши идентичность и уникальность. Внутри нас складывается неповторимый внутренний мир, и порой мы сами не можем понять, почему он сформировался именно таким.

Как художник-исследователь я пытаюсь через свои проекты найти ответы на вопросы о том, что именно формирует нашу самоидентичность, что делает нас такими, какие мы есть, и, главное, как такую особенность взгляда каждого человека на мир можно визуально проявить в искусстве.

– Поиск идентичности, вопросы осознанности – всё это очень серьезные темы, исследовать которые сложно без обращения к научным аспектам. Как выстраивается процесс Вашей работы?

– Я использую приемы самоанализа. Например, мне очень нравится такой инструмент, как «три утренние страницы». Он представляет собой дневниковые записи, которые важно делать без опоры на логическое мышление, – поток мыслей. Письменная речь дает нам возможность проследить за тем, как именно строится наше размышление. Это очень интересно, потому что зачастую наши мысли «проскальзывают» в сознании достаточно быстро и мы не успеваем за них «зацепиться», чтобы развить их. Когда мы, не вдумываясь в то, что происходит в нашей голове, просто берем ручку и листы бумаги и механически записываем всё, что приходит на ум, через какое-то время мы имеем возможность вернуться к этим мыслям. На мой взгляд, такое упражнение не только показывает, «как мы думаем», но и может многое рассказать о нашем внутреннем мире.

Кроме того, я практикую медитации, читаю книги о психологии, нейропсихологии, духовном развитии, внутреннем мире человека. Еще сейчас слушаю лекции профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Андрея Зубова, у него есть курс по истории религий, который мне интересен с точки зрения мифов. Недавно я начала обучение по программе современной галереи «25 кадр», в рамках которой моим ментором стала Евгения Суслова – она художник, работает в том числе со словом и текстом, занимается исследованием языка и медиа. Для меня очень ценно взаимодействие с ней, потому что ее практики, художественные методы помогают находить ответы на поставленные вопросы.

В процессе творческих исследований я обращаюсь не только к научной информации, но и к работам художников, чья деятельность также связана с темой осознанности. Мне интересно наблюдать за тем, как они проявляют себя через искусство и как искусство проявляет их.

И еще в процессе самопознания огромную роль играет общение с другими людьми. Человек так устроен, что не может объективно увидеть себя со стороны – психика скрывает от него некоторые черты его личности, такое «белое пятно» восприятия. Поэтому так важно узнавать о себе от других людей и уметь правильно воспринимать эту информацию. Я стараюсь использовать этот инструмент в своих исследованиях.

– Вы упомянули выражение «личная мифология». Что это такое?

– Когда мы что-то создаем или просто вспоминаем, генерируем у себя в голове какой-либо образ, это является отражением нас самих, даже если основано на чем-то существующем, увиденном нами ранее. Внутри нас целый мир таких «мифических» персонажей, которых было бы неправильно отождествлять с какими-то внешними образами, потому что они другие. В том, что мы воспроизводим у себя в голове, всегда есть частичка нашего восприятия. Когда я стала размышлять об этом, мне захотелось визуализировать мысль. Так родилась Чебурашка, которая, несмотря на всю свою схожесть с известным сказочным персонажем, уникальна: например, по моим ощущениям, она однозначно должна быть девочкой, и никак иначе.

Проект, связанный с личной мифологией, пока только начинает развиваться. Сейчас я, как в компьютерной игре, выбираю персонажей, создаю героев, и, наверное, дальше начнет развиваться сюжет.

Работа происходит не логическим, а скорее интуитивным путем. Только так, на мой взгляд, проект получит глубокий истинный смысл, не просто будет красивой картинкой, а действительно сможет рассказать нам о нас.

В моем подсознании копятся увиденные когда-то образы и услышанные фразы, воспоминания, яркие ощущения, которые в какой-то момент собираются, подобно пазлам, воедино и рождают четкий образ. Дальше я пытаюсь понять, что этот образ значил лично для меня, определяю его характер, настроение и визуализирую в виде условной «куклы». Вероятно, когда герои будут созданы, я начну выстраивать сюжеты и истории с их участием. По крайней мере, сейчас я вижу это как один из путей развития проекта.

Василиса-Лебедева_04.jpg

– Через искусство Вы поднимаете глубокие темы восприятия человека. Требуют ли они объяснения или зритель исключительно сам должен прийти к выводам от взаимодействия с произведением?

– С одной стороны, в современном искусстве давно есть такое направление, как концептуализм. И зачастую зрителю бывает сложно понять произведение автора, не зная контекста, не имея перед собой экспликации или какой-то «подсказки».

С другой стороны, постепенно становится всё больше работ, в которых важно знать исторический и личностный контекст, связанный с творчеством автора, но это не является необходимым для того, чтобы произведение «работало». Иногда зритель может интуитивно считать смысл, испытать чувства и эмоции, просто взглянув на арт-объект. На мой взгляд, в современном искусстве уже практически не встречаются проекты, где замысел художника является единственной верной трактовкой произведения.

Современная философия, которая находит отражение в том числе в современном искусстве, продолжает мысль о том, что единой объективной реальности не существует – реальность субъективна и многогранна, и каждый человек видит ее по-своему. То, что одним людям кажется правильным, другие могут воспринимать как неправильное. Объективная реальность находится где-то между разными углами взора. И этот же принцип справедлив по отношению к произведениям современного искусства.

Можно сказать, что зритель является носителем уникальной оптики, которая помогает художнику создать наиболее интересную, многогранную картину.

Наиболее перспективными в этом плане мне кажутся такие форматы, как инсталляции и перформансы, которые позволяют не просто выразить мысль художника, но и вовлечь зрителя в определенное действие. Погрузившись в ту или иную ситуацию с помощью искусства, человек способен пережить опыт, воспоминания, эмоции, доступные только ему, провести собственные уникальные ассоциации. И в этом смысле произведение действительно способно рассказать зрителю нечто интересное о нем самом, раскрыться для него с той стороны, с какой никто другой его не увидит и не воспримет. И если размышлять логически, то это абсолютно точно не тот смысл, который хотел донести автор, ведь он даже не мог представить, на какой чувственный опыт будет опираться зритель. Однако это не делает произведение воспринятым «неправильно».

В своих проектах я придерживаюсь именно такой философии. Я могу давать зрителю подсказки, объяснять концепцию проекта, но для меня гораздо важнее, чтобы человек прочувствовал себя через искусство, раскрыл образы, созданные именно в его сознании. Такое мифотворчество сегодня актуально не только в моей деятельности, но и в деятельности многих других художников.

Василиса-Лебедева_05.jpg

– Помимо реализации художественных и исследовательских творческих проектов Вы являетесь сооснователем сообщества «Арт.болото». Что это за сообщество и для чего оно было создано?

– «Арт.болото» стало нашей совместной инициативой с художницей Ольгой Тумановой, с которой мы вместе учились в свободных мастерских МОММА. Уже тогда, в процессе обучения, мы с другими молодыми художниками решили организовать самостоятельную выставку. В подготовке мы обсуждали проблему оторванности современного арт-рынка от общего контекста мирового искусства. Мы видели некоторую пропасть между признанными институциями – галереями и музеями – и молодыми художниками. Подобные организации не всегда были открыты и доступны для выставления работ современных авторов.

Кроме того, к сожалению, в России до сих пор существует большой разрыв между тем искусством, которое готовы воспринимать большинство зрителей, и тем, которое является актуальным – отражающим реальное время. В одной из своих лекций искусствовед Ольга Свиблова отметила, что если раньше такой разрыв составлял порядка 40 лет, то сейчас он увеличился до 70. Хотя в последнее время, на мой взгляд, ситуация меняется. Третьяковская галерея, Пушкинский музей и ряд других признанных институций регулярно проводят выставки современных художников. Однако такие экспозиции по-прежнему далеко не всегда получают положительные отзывы зрителей. Непонимание со стороны основной массы аудитории всё еще чувствуется.

И здесь, мне кажется, проблема в том, что зритель не привык к такому искусству. Долгое время оно не транслировалось, у художников просто не было для этого возможностей и подходящих площадок, готовых к сотрудничеству.

Ситуация сложилась так, что современные художники оказались за бортом культурной жизни профессионального сообщества. Коммерческие галереи с энтузиазмом продают «понятное» зрителю искусство, а музеи в своем большинстве специализируются на уже успешных авторах. Более того, даже те выставки, которые могли бы гармонично включить в свою экспозицию работы молодых современных художников, как правило, проходят в закрытых форматах, так как основной пул авторов уже был сформирован. Мы же, находясь в самом начале своего творческого пути, совершенно не понимали, куда нам идти, как получать выставочный опыт в условиях такой оторванности.

Первый проект «Сколько лет камню?» был выставкой на болоте под Истрой. Идея была в том, чтобы создать проект, независимый от выставочных пространств. Сначала это была своеобразная «акция протеста», выраженная в формате «гламурное открытие в вечернем дресс-коде для всех участников и гостей, с шампанским и канделябрами, диджеем с пластинками и светской беседой». И при этом мы были в резиновых сапогах и инсталлировали свои объекты в болоте на надувной лодке.

Чтобы подчеркнуть тот абсурд, который происходил в арт-среде, мы провели пафосное и красивое открытие выставки на болоте, а затем утопили в нем свои работы. Конечно, они были выполнены из экоматериалов.

В организаторской группе были мы с Ольгой Тумановой. В процессе подготовки проекта мы много общались с художниками, обсуждали те проблемы, которые нас волнуют, делились своими идеями и мнениями по вопросам искусства. Такая коммуникация показалась нам особенно ценной, и мы решили не ограничивать себя одним проектом. Мы поняли, что идея, заложенная в основу нашего коллективного действия, является более глубокой и серьезной, чем просто тема для выставки. Так родилось сообщество, которое получило название «Арт.болото».

Сегодня мы видим перед собой миссию сформировать и продолжить развивать арт-комьюнити, объединяющее молодых художников, для которых современное искусство – это образ жизни, предоставить им площадку для реализации идей, свободной выставочной деятельности, обсуждений на профессиональные темы и обмена мнениями.

Помимо того что каждый из участников «Арт.болота» имеет собственные творческие планы и амбиции, мы предлагаем художникам вступать в коллаборацию для реализации совместных проектов. Нам нравятся такие форматы, которые становятся толчком к взаимодействию, выстраиванию горизонтальных коммуникаций. Меня очень радует тот факт, что за прошедший год, после уже 8 выставок и двух резиденций, которые мы реализовали, у нас сложилась группа не просто единомышленников, но настоящих друзей. Нам нравится вместе проводить время, ходить в галереи и вместе развиваться.

Для художников такое взаимодействие очень важно, оно позволяет не стоять на месте. Ведь там, где происходит коммуникация, всегда рождаются новые идеи.

В Москве есть арт-комьюнити, но они кажутся нам достаточно разрозненными. Нам же хочется стать той зоной, которая будет действительно объединять художников. Если говорить метафорично, то нам гармоничная культурная среда представляется не разделенным на части пирогом, а супом, в котором все «ингредиенты» сочетаются между собой, дополняя вкусовые качества друг друга, и «варятся» – развиваются вместе.

Я считаю большим достижением то, что среди участников нашего сообщества уже есть представители разных школ. На мой взгляд, мы являемся одним из немногих комьюнити, провоцирующих общение между выпускниками и учениками разных учреждений арт-образования.

– Вы формируете пространство, где художники могут не только общаться, взаимодействовать, но и выставлять свои работы?

– Да, у нас есть мощный выставочный концепт, позволяющий молодым художникам представить свои работы публике, реализовать любые задумки и включить этот опыт в портфолио, чтобы с уже имеющимся профессиональным багажом двигаться дальше. Это важно, потому что, конечно, галереи и музеи приветливее относятся к тем авторам, которые уже имеют выставочный бэкграунд.

В основном мы устраиваем уличные выставки под открытым небом. Это особенность нашего сообщества, которая, с одной стороны, позволяет нам оставаться независимыми, а с другой – открывает интересные возможности для художников, работающих в формате ленд-арта и перформансов. Мы можем включать в экспозиции работы абсолютно любых размеров – даже те инсталляции и скульптуры, которые обычно не выставляются художниками, так как для них просто не находится подходящего пространства. К счастью, болота, леса и поля не имеют границ и позволяют реализовать даже самые сумасшедшие идеи.

Недавно вместе с несколькими художниками нашего сообщества я принимала участие в портфолио-ревю известного художника Николая Полесского. И было невероятно приятно, что многие из представленных работ были созданы в рамках выставок для «Арт.болота».

Мы очень рады, что инициатива нашла отклик в профессиональной среде, что проект действительно помогает молодым авторам развиваться, чувствовать себя частью большого арт-сообщества. Именно эти смыслы мы закладывали, формулируя свою социальную миссию.

– Когда состоится очередная выставка «Арт.болота»?

– Осенью мы отметили первый год существования сообщества. За это время мы реализовали 8 выставочных проектов, в каждом из которых приняли участие около 30–40 художников.

Сейчас мы провели зимнюю резиденцию и открыли выставку «Белое на белом» в Аптекарском огороде. Это наш второй эксперимент с резиденцией. Мы не просто провели выставку, но и предложили художникам на протяжении недели создавать работы непосредственно на самой площадке и параллельно организовали интересную и насыщенную программу с портфолио-ревю музейных кураторов, с лекциями на актуальные темы и мастер-классом организаторов сообщества.

Выставка «Белое на белом» открыта 23 декабря и будет работать до 23 февраля. Впервые мы представим работы не за МКАДом, а в центре Москвы, в Аптекарском огороде – одном из самых красивых парков столицы.

Еще один наш большой успех заключается в том, что приглашенным куратором проекта согласился стать Александр Бурганов, историк искусства, преподаватель музейного менеджмента на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Для нас его поддержка очень ценна и приятна.

Мы приглашаем на выставку всех желающих. Наших гостей ждут не только скульптуры и инсталляции, но также саунд-арт, ленд-арт и проекты с использованием технологий виртуальной реальности.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG