Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Магия восточного искусства

Анжела Гайденко о тонкостях национальной живописи
9 Октября 2020
Магия восточного искусства

Культура каждой страны уникальна, поэтому произведения искусства зачастую могут многое рассказать не только о самих авторах, но и об истории и менталитете целого народа. Анжела Гайденко – художник, который изучает и преподает восточную живопись, основанную на состоянии «расслабленной сосредоточенности», идеях «медленной жизни» и осознанности. В интервью Global Women Media эксперт рассказала об особенностях китайского и японского изобразительного искусства, а также поделилась личными историями – о выборе восточных творческих псевдонимов и создании картин.

Гайденко_0T.jpg Анжела Гайденко
архитектор, дизайнер, художник

Анжела Гайденко окончила кафедру градостроительства Московского архитектурного института. И с тех пор продолжает работать по профессии, в которую искренне влюблена. Анжела занимается строительством частных домов и дизайном интерьеров. И, конечно, как любой специалист в творческой области, она постоянно развивается, самосовершенствуется и ищет новые грани для реализации своего потенциала.

Так, около 10 лет назад Анжела Гайденко попала на мастер-класс по китайской живописи. Восточная культура и искусство настолько увлекли дизайнера, что очень скоро интерес перерос в настоящую любовь. Анжела начала учиться китайской живописи у московских преподавателей, параллельно стала заниматься каллиграфией, посещала курсы и мастер-классы восточного направления. Затем стала регулярно ездить на стажировку в Ляонинский университет науки и технологий города Аньшаня в Китае. Изучала разные стили живописи и каллиграфии.

Гайденко_02.jpg

В 2015 г. увлеклась изучением японской живописи суйбокуга и нихонга. Получила авторскую печать и творческий псевдоним Карей от госпожи Мидори Ямада Сенсей. Является членом Всеяпонской ассоциации искусства письма тушью (All Japan Suibokuga-Art Association, Tokio, Japan).

С 2016 г. преподает китайскую живопись (стили се-и и могуфа) в клубах, ориентированных на изучение восточной культуры, сотрудничает с Институтом Конфуция, преподает китайскую живопись в библиотеке им. А.Л. Барто, участвует в выставках и конкурсах, организованных сообществами направления гохуа и суйбокуга в России и в других странах.

Гайденко_03.jpg

– Анжела, в каких стилях Вы работаете?

– В целом китайская живопись носит название гохуа. В дословном переводе на русский это означает «наша национальная живопись». Термин был изобретен для того, чтобы показать отличие китайского искусства от западноевропейского, подчеркнуть его аутентичность и самобытность.

Гайденко_04.jpg

В китайской живописи мне близки такие стили, как се-и («живопись идеи») и могуфа («безкостная техника»), жанры «цветы-птицы» и пейзаж.

Се-и подразумевает свободную живописную манеру письма, направленную на отражение «идеи-сути» образа, работу широкой динамичной кистью, тушью и минеральными красками на тонкой рисовой бумаге. Стилю могуфа также присущи легкость и некоторая спонтанность.

Гайденко_05.jpg

– Что Вы считаете самым интересным в восточной культуре?

– Интересного, конечно, очень много. Однако я как художник хотела бы уделить внимание именно изобразительному искусству. Потому что работать в стиле китайской живописи невероятно увлекательно. Это совершенно уникальный язык, непохожий ни на один другой язык искусства.

В живописи тушью огромное значение имеет линия. Выразительность самой линии – ценность и критерий художественности произведения. Это оттого, что живопись и каллиграфия тесно связаны между собой.

Гайденко_06.jpg

Также ключевую роль играют материалы: современный художник, как и древние мастера, работает кистью исключительно на рисовой бумаге, тушью и минеральными красками. И его кисть немногим отличается от кисти художника прошлого.

Живопись се-и позволяет создать картину за один сеанс, это может занять всего около 20 минут, что нисколько не умаляет ценности произведения, ведь для такой работы необходимо владеть определенными художественными приемами и навыкам, оттачивая их изо дня в день.

Гайденко_07.jpg

– Творчество сегодня для Вас – это увлечение, профессия или дополнительный, но серьезный вид деятельности? Что для Вас в целом значит искусство?

– Творчество для меня – это не просто увлечение или профессия. Это то, без чего я не могу существовать. Это зависимость. Это источник удовольствия, часто без практической пользы. Зависимость от визуального восприятия, красоты форм, красоты идеи и простоты ее выражения.

Гайденко_08.jpg

Я думаю, искусство – одно из условий человеческой жизни, а также одно из средств коммуникации людей разных стран и разных поколений. Это возможность для художника и зрителя вступать в диалог сегодня, через годы, через века.

В каждом произведении скрыт смысл, который нам предстоит найти. Интересно, что восточная живопись в этом плане больше напоминает книги, которые нужно не смотреть, а читать. Такие картины всегда дополняются какими-либо знаками: печатями, поэзией и каллиграфией.

Гайденко_09.jpg

– С чего начались Ваша любовь и интерес к искусству?

– Я думаю, с детства. Нет, это не походы с родителями по галереям и музеям. Это помогает, да, но это не главное. Любовь к творчеству закладывается совсем не в музеях, а через наблюдение и восхищение природой и красотой самых обычных вещей (пения птиц, цветов, облаков на небе), через фантазирование на тему рисунка травы или теней на стене. Это, кстати, очень близко к философскому постулату «великое в малом», где в каждой неприметной части природы заключена душа Вселенной.

В Китае раньше, чем в других странах, было сделано своеобразное эстетическое открытие природы и появились жанры «цветы-птицы» и пейзаж.

Гайденко_10.jpg

– Почему в качестве страновой тематики Вы выбрали именно Китай?

– Мне кажется, что не я эту тематику выбирала: я просто шла по своему пути, и этот путь вывел меня к культуре Китая.

Поиски и открытия средств художественной выразительности привели к знакомству с неизвестными мне необыкновенными материалами, непохожими на другие, особенными, со скрытыми смыслами. Их еще называют «драгоценностями кабинета ученого». Это кисть, тушь, тонкая бумага и каменная тушечница.

Прозрачные водяные краски, черная тушь с ее тонкой градацией оттенков привлекли меня легкостью и свободой изображения. Мастерство линейного штриха (а для меня как для архитектора, графика он всегда был ценнейшим инструментом) в сочетании с пятнами туши, которые могли заменить светотень и создать иллюзию объема, выразительность самой линии – ценность и критерий художественности.

Гайденко_11.jpg

Китай – страна удивительная, одна из древнейших. Она отличается богатством своих материальных и духовных ценностей, которые не менялись на протяжении тысячелетий. При стремительном развитии эта страна сохраняет свою неповторимость, самобытность.

– Какими смыслами Вы наполняете свои работы? Какую миссию как человек искусства Вы перед собой ставите?

– Мои произведения – это попытка уйти от мирской суеты, созерцание окружающего мира и постижение единства и гармонии человека с природой, обращение к природе как к источнику вдохновения, новых форм и пространственного мышления не только как художника, но и как архитектора.

Моя миссия как художника и преподавателя – познакомить широкую аудиторию с культурой, искусством, красотой и другим взглядом на изобразительное искусство через практики живописи гохуа.

Я вижу суть восточной живописи в процессе «здесь и сейчас». Для меня важен диалог с окружающим миром через творчество. Это позволяет обрести гармонию с миром – внешним и внутренним. И это мне бы хотелось донести до своих учеников.

Творчество меняет мышление и сознание человека, развивает креативность, интуицию, воображение, способствует гибкости мышления, оказывает положительное влияние на жизнь людей, делает их более свободными, объединяет.

Гайденко_12.jpg

– Вы сказали, что искусство – это способ общения через поколения. Какова, на Ваш взгляд, его роль в формировании межкультурной коммуникации?

– Величайшая. В первую очередь занятия творчеством позволяют человеку приобщиться к определенной группе людей. Несмотря на то что у каждого художника есть свой стиль и свои задачи в работе, он так или иначе всё равно вовлечен в глобальное культурное сообщество. Сейчас действует очень много международных выставок, конкурсов и проектов. И это еще раз подтверждает, что искусство объединяет людей.

Искусство позволяет выстраивать культурный диалог между странами, который порой оказывается даже гораздо прочнее, чем любое деловое сотрудничество.

Погружение в искусство помогает нам лучше понимать других людей и другие культуры. Мы начинаем видеть что-то близкое для себя даже в тех вещах, которые казались нам далекими и непривычными. Поэтому, мне кажется, культурное взаимодействие создает ощущение доверия и солидарности между разными странами.

Кроме того, искусство влияет на уровень развитости и репутации страны. Культура говорит о качестве жизни. Искусство – это база, система ценностей. Чем богаче культурное наследие, тем большей базой знаний и мудрости обладает народ.

Для меня как для преподавателя важно делиться своей любовью к искусству с окружающими, привлекая к занятиям творчеством как можно больше людей. Тем самым мы несем в мир позитивное гармоничное начало. Потому что искусство всегда конструктивно и созидательно.

Гайденко_13.jpg

– Какую роль в развитии и сохранении культуры играют женщины?

– Роли женщин и мужчин в обществе несколько различаются, ведь от природы оба пола наделены по-своему уникальными качествами. Так, у женщин, в отличие от мужчин, более развит «объемный» взгляд на мир. Это связано с тем, что в процессе жизни им приходится выполнять больше разнообразных задач.

Роль женщин велика во всех сферах жизни общества, а в культуре – особенно. Дело в том, что в процессе воспитания детей и в целом при взаимодействии с обществом женщины всегда стремятся сохранять культуру и традиции для будущих поколений. Порой они делают это даже неосознанно, на интуитивном уровне. Так заложено природой.

– Что бы Вы хотели пожелать женщинам всего мира?

– Не бояться порой отрываться от обыденности и повседневности. Не стесняться проявлять себя в творчестве. Мы живем в мире, где время неумолимо бежит вперед, и часто мы «застреваем» в рутине и бытовых проблемах. Творчество – это отличный способ замедлиться, выплеснуть наружу свои эмоции и окунуться в глубину своей души, своего сознания.

Такой подход позволит улучшить не только ваше качество жизни, но и качество жизни окружающих людей. Ведь всё, что происходит внутри нас самих, мы транслируем во внешний мир.

На Востоке принято говорить, что путь длиной в тысячу ли начинается с первого шага. Найдите время на себя, сделайте первый шаг, и тогда вы сможете изменить жизнь других. 

Виктория Ежова, информационное агентство
«Global Women Media»


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2020 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG