Современное искусство: история, которая пишется сейчас
Современное искусство: история, которая пишется сейчас


Ольга Дементьева – историк-архивист и эксперт в области современного искусства с глубоким взглядом на взаимосвязь прошлого и настоящего. Она воспринимает искусство как неотъемлемую часть жизни людей и стремится изучать его в непосредственном общении с художниками. Сегодня Ольга Дементьева является хранителем коллекции Медиатеки Пушкинского музея и преподавателем музейных занятий по современному искусству для молодежи.
![]() |
Ольга Дементьева историк-архивист, хранитель коллекции Медиатеки Пушкинского музея, стипендиат Научно-исследовательского центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете (Бремен, Германия) |
Медиатека была создана в 2004 г. искусствоведом и художественным руководителем Леонидом Бажановым в Государственном центре современного искусства. Медиатека собирает, хранит и систематизирует документы по истории российского современного искусства. Коллекции посвящены российским художникам, архивам художественных галерей, кураторам, коллекционерам, галереям, искусствоведам, а также истории и деятельности самой организации ГЦСИ в Москве и регионах. Временные рамки архивных материалов охватывают период с середины XX в. до наших дней. В 2020 г. Медиатека вошла в состав Пушкинского музея и продолжила популяризацию наследия ГЦСИ.
Ольга Дементьева отмечает, что Медиатека является «сердцем» музея. Она обеспечивает профессиональные потребности научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, просветительской, издательской деятельности специалистов музея и иных пользователей на основе коллекции Медиатеки, ее информационных ресурсов.
В сфере современного искусства такая деятельность по сохранению информации из первоисточников особенно важна. Живое взаимодействие с художниками позволяет формировать историю «здесь и сейчас», не упустив тех деталей, которые могло бы быть сложно восстановить по прошествии времени.
В интервью порталу Ольга Дементьева рассказала о том, как устроена работа музея с художниками, в чем состоит самая большая ответственность кураторов и других музейных сотрудников, поделилась мнением о главных ценностях искусства и важности взаимодействия классики и современности.
– Ольга, с чего начался Ваш путь в искусстве?
– На самом деле, мое базовое образование лишь косвенно относилось к сфере искусства. Я окончила Историко-архивный институт РГГУ, где нас учили работать с самыми разными источниками. Тем не менее я почти сразу почувствовала, что хочу работать именно в музее – с коллекциями, архивными материалами, рукописями и подлинными произведениями искусства. Меня интуитивно тянуло в это направление, и со временем я убедилась, что действительно нашла свое место. Позже, конечно, я получила дополнительное образование, прошла повышение квалификации в Музее современного искусства, стажировку в Научно-исследовательском центре по изучению Восточной Европы при Бременском университете в Германии, что дало мне возможность работать с коллекциями современного искусства на профессиональном уровне.
Мои старания и целеустремленность были замечены и оценены: я получила предложение работы в ГЦСИ, в команде которого состояли ведущие специалисты в области современного искусства – искусствоведы, кураторы, преподавали Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Я попала в удивительное окружение учителей – Л.А. Бажанова, Д.А. Пыркиной, В.В. Пацюкова, которые очень вдохновляли и мотивировали на постоянное саморазвитие.
В ГЦСИ действовала мощная образовательная программа по истории современного искусства, она хорошо дополняла те знания, которые давали в высших учебных заведениях. Эксперты ГЦСИ объясняли, как современное искусство вписывается в контекст прошлого, являясь его продолжением, а не отдельно существующим звеном.
По своей сути ГЦСИ был задуман как музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства и реализацию программ и проектов в области современного искусства в стране и за рубежом.
У нас была Московская международная биеннале молодого искусства, сейчас мы продолжаем проводить премию «Инновация», призванную обнаруживать значимые явления, которые соответствуют новейшим стратегиям и направлениям актуального искусства, а также привлекать внимание широкой общественности к процессам и достижениям в этой области культуры.
ГЦСИ использовал лабораторный формат, направленный на поиск новых имен в сфере современного искусства.
В Пушкинском музее мы продолжили активно работать с современными художниками, создали Экспертную комиссию и формируем коллекцию Медиатеки путем взаимодействия с текущим художественным процессом.
– Как сегодня устроено взаимодействие Пушкинского музея и Медиатеки, созданной на базе Государственного центра современного искусства?
– Как историк-архивист я ощущаю свою миссию в том, чтобы вносить свой вклад в изучение и сохранение истории современного искусства.
Во-первых, самая большая проблема при сборе материалов, касающихся современного искусства, − это вопрос, что собирать и что документировать. Так как нет хронологической дистанции с материалом, нет возможности посмотреть на происходящие вещи в более широкой перспективе. И в то же время нет возможности собирать и документировать всё вследствие ограниченности ресурсов, можно сохранить очень небольшую часть. В этой связи в Музее была создана Экспертная комиссия, куда входят сотрудники Москвы и филиалов. Знания экспертов в области искусства и опыт позволяют сделать правильный выбор в комплектовании.
Во-вторых, современные художники часто используют непрочные материалы для создания произведений. Отсюда возникают два главных вопроса: что и каким образом сегодня необходимо сохранять, вписывая в контекст истории искусства? И во многом именно работа Музея позволяет эффективнее находить ответы.
В Медиатеке мы также сохраняем заложенные идеи в произведения искусства, мысли и замыслы авторов.
Задача наших экспертов – выявлять значимых современных художников и собирать о них как можно больше информации. Это необходимо для того, чтобы не просто сохранить их работы, а с учетом развития художественного процесса встроить их в хронологию истории искусства. Мы проводим большую аналитическую и научную работу. Дальше следуют личное общение с художником, изучение его материалов.
Помимо собственных исследований и поисков мы ведем работу с теми художниками, чьи произведения выставляются в Музее или входят в состав его коллекции. Как правило, это уже признанные авторы, ценность и уникальность произведений которых не требует «выявления».
Именно благодаря классическому искусству мы объясняем, что представляет собой искусство современное.
Важно понимать, что художники всегда непременно реагируют на то время, в котором они живут. При этом они просто не могут не опираться на опыт своих предшественников. В этом особая ценность современного искусства. Богатый опыт Пушкинского музея показал, что автор востребован тогда, когда он работает на языке традиций, но чувствует свое время.
– Да, у многих людей музеи ассоциируются исключительно с классикой и традициями. Тем не менее выставочные пространства меняются, развиваются. Какие современные технологии используются сегодня в музейной сфере?
– Сегодня и в художественной, и в галерейной сфере действительно активно используются цифровые технологии. Это происходит на самых разных уровнях.
Например, весной 2022 г. в Пушкинском музее состоялась выставка, посвященная мумиям Древнего Египта. Выставка стала итогом совместного исследовательского проекта Пушкинского музея и НИЦ «Курчатовский институт», показала результаты обширной научной работы, 3D-реконструкции облика древних египтян и визуализации на базе КТ-исследований мумий.
Если говорить про картины, то здесь тоже наука сделала большой шаг вперед. Подход к реставрации заметно изменился по сравнению с началом ХХ в.. После реставрации, которой предшествовало почти 100-летнее пребывание в запасниках, произведение Тициана «Се, Человек!» вошло в экспозицию итальянской живописи. Были и открытия. Реставраторы долго не могли понять логику расположения более темных пятен авторской живописи, просматривавшейся в осыпях. Однако, когда рентгеновский снимок развернули на 90 градусов, стало понятно, что под фигурами Христа, Понтия Пилата и солдата – незаконченный мужской портрет.
Современные художники тоже активно используют новые технологии в своем творчестве. В Пушкинском музее были образованы в 2016 г. Отдел кино- и медиаискусства и направление «Пушкинский XXI». Деятельность отдела сосредоточена на искусстве новых медиа и развитии нового визуального языка, на формировании коллекции медиаискусства. Весной 2021 г. Пушкинский музей впервые посвятил свои главные залы масштабной выставке медиаискусства «Билл Виола. Путешествие души». На выставке кураторы стремились связать классическую художественную традицию и современность, открыть для зрителя новый опыт восприятия искусства через эмоции и сопереживание. Творчество Виолы – это ставший уже образцовым пример переосмысления традиционной западной художественной культуры, религиозных образов и метафор в контексте современной повседневности средствами медиаискусства.
Тем не менее важно понимать, что цифровые технологии не могут служить полноценной альтернативой реальности. Это всего лишь инструмент, расширяющий возможности художников и музейных работников.
Цифровые технологии значительно расширили образовательные возможности музеев. Например, сегодня большой популярностью пользуются видеолекции и подкасты, которые могут прослушать все желающие, а также виртуальные экскурсии по музеям, попасть на которые могут жители из разных городов и стран, не выходя из дома. Это делает искусство ближе и понятнее широкой аудитории. В то же время важно, чтобы, заинтересовавшись чем-либо онлайн, человек всё же нашел время для того, чтобы познакомиться с произведениями вживую.
– Какими Вы видите хорошие современные выставочные пространства?
– На мой взгляд, современная выставка должна показывать личность художника или коллекционера таким образом, чтобы сознание зрителя эволюционировало. Благодаря грамотной организации выставки, созданию образовательной программы в ее рамках можно научить людей воспринимать, чувствовать искусство. И здесь главная задача музейных работников и кураторов заключается в том, чтобы подобрать определенные работы, выстроить контекст, сформировать пространство и дать ту информацию, которая необходима зрителю для понимания.
Поэтому, чтобы получить максимум пользы от соприкосновения с искусством, необходимо не просто прийти в музей, но и прослушать соответствующую образовательную программу – с экскурсоводом или аудиогидом, побывать на лекциях.
Когда человек приходит в музей, чаще всего он реагирует на произведения на уровне «нравится – не нравится», опираясь на личный опыт. Задача куратора – дать зрителю дополнительную информацию, благодаря которой он сможет получить новое, более глубокое представление об искусстве.
Хорошая современная выставка учитывает текущую ситуацию в мире. Люди, приходящие в музей, живут в настоящем времени, и поэтому для них важна связь с современностью, даже если речь идет о классическом искусстве. Например, летом 2022 г. в Пушкинском музее проходила выставка «Между небом и землей», на которой можно было увидеть офорты Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) и Франсиско Гойи (1746–1828), работы Василия Чекрыгина (1897–1922) и Эдуарда Штейнберга (1937–2012). Выставка состояла из четырех разделов, объединенных темой размышления человека о вечных противоречиях нашего мира. В разные эпохи художники осмысляли проблему конечности бытия и стремления к обретению вечности, воплощали в своем творчестве темы падения и искупления, отчаяния и надежды. Такое соединение работ произвело потрясающий эффект, максимально передающий глубину образов.
– Вы сказали, что хорошие выставки отражают глубину сознания художника или коллекционера. Каким образом это происходит?
– Сейчас в Пушкинском музее проходит выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых». Экспозиция включает работы современных на момент жизни коллекционеров художников – великих импрессионистов и постимпрессионистов, но демонстрирует разные подходы в коллекционировании и по-разному раскрывает личности самих владельцев картин.
Выставка рассказывает о двух представителях обширного предпринимательского клана Морозовых, о двух братьях – коллекционерах современного искусства: эксцентричном экспериментаторе Михаиле и вдумчивом и утонченном знатоке Иване. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные ими на рубеже столетий. Работы русских художников показываются на выставке рядом с произведениями западных мастеров, демонстрируя их интегрированность в общий контекст европейского искусства.
На выставке работы расположены так, как их собирали коллекционеры. Это позволяет не только показать картины художников, но и отразить живую мысль коллекционеров, эволюцию взгляда, развитие искусства.
В понимании зрителя многое зависит от коллекционера и хранителя коллекции, куратора выставочного проекта. От того, как они видят выставку, насколько грамотно умеют выстраивать диалог между произведениями, как много подсмыслов могут заложить в экспозицию, зависит то, как воспримут искусство другие люди.
– Какой из Ваших профессиональных проектов стал для Вас самым значимым?
– Когда я пришла работать в ГЦСИ, я поняла, что хочу делиться своим опытом. Так, в 2015 г. я начала организовывать международные конференции, посвященные архивам современного искусства. Это были большие мероприятия для историков, искусствоведов и студентов. С 2015 по 2019 г. мне удалось организовать три очные конференции, последняя проходила в рамках фестиваля «Интермузей» в Манеже.
На протяжении своей профессиональной карьеры я много участвовала в разных конференциях в России и за рубежом, где познакомилась с огромным количеством потрясающих специалистов, сотрудников зарубежных музеев. Когда я организовывала собственные мероприятия, я пригласила многих из них к сотрудничеству. Каждый музей по-своему выстраивает стратегию комплектования коллекций современного искусства. Мне было интересно в рамках одной площадки объединить и продемонстрировать разные практики.
Современное искусство – процесс, происходящий здесь и сейчас. Понять, какие произведения имеют особую художественную ценность, можно будет только спустя какое-то время. Разные музеи по-разному определяют принципы, по которым отбирают работы современных авторов.
На конференции в Москву мне удалось пригласить специалистов из научно-исследовательского отдела Библиотеки Кандинского, Центра Помпиду (Франция), Художественного исследовательского центра Artpool (Венгрия), Финской национальной галереи (Финляндия), Архива «Документы» (Кассель, Германия), Художественного архива Азии (Гонконг, Китай) и других организаций и, конечно, ведущих российских экспертов. Представители разных стран делились своим подходом к вопросу сохранения произведений современного искусства.
С одной стороны, для меня было важно показать студентам, еще не имеющим опыта молодым специалистам, как устроена работа в музеях в разных странах. Они получили возможность ощутить многогранность мира и понять, насколько много всего интересного происходит в сфере современного искусства. С другой стороны, безусловно, речь шла об обмене ценным опытом между участниками профессионального сообщества.
– Пушкинский музей, в том числе и при Вашем участии, ведет большую образовательную работу. Какие программы действуют в музейном пространстве?
– Да, действительно, сам Пушкинский музей создавался как учебный музей и поэтому обладает сильной образовательной базой. Здесь преподается как классическое, так и современное искусство. При этом занятия проходят на таком высоком уровне, что, даже не имея специального образования, человек способен получить достаточно глубокие и объемные культурологические и искусствоведческие знания.
В музее есть Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». Это научно-практический отдел, разрабатывающий и координирующий программы творческого развития детей от 5 до 18 лет на основе художественных коллекций музея, студийных и аудиторных занятий. И Пушкинский.Youth – это общее название для всех молодежных
программ в Пушкинском музее.
В рамках образования в Пушкинском.Youth существует Клуб юных искусствоведов (с 1959 г.). КЮИ создан для старшеклассников (8–11-й классы). Занятия в КЮИ – это лекции и семинары по истории искусства разных эпох, от Древнего мира до XXI в. Полный курс КЮИ рассчитан на 4 года.
Я веду семинары КЮИ-С (5-й год обучения в КЮИ) по современному искусству для старших школьников и студентов первых курсов, которые хотят продолжать обучение в музее. Мы вместе ходим на выставки, погружаемся в лекционную программу, изучаем материалы из коллекции Медиатеки. Особое внимание при этом уделяется личному знакомству с художниками. Мы ходим в мастерские, берем у авторов интервью, которые становятся частью архива. Это не просто образовательная программа, а практическая работа, которая знакомит подрастающее поколение с тем, как устроены изнутри музей и художественная среда в целом.
Как наставник я стремлюсь познакомить своих учеников с как можно большим количеством самых разных художников. В открытой беседе авторы рассказывают не только о своих произведениях, но и о том, что их вдохновляет, какие книги они читают и какие фильмы смотрят, что изучают и чем увлекаются. Это позволяет получить глубокое представление о том, чем живут и какими категориями мыслят современные художники.
Также мы с коллегами планируем проводить Лабораторию «Разбирая архив» на базе Медиатеки, целью которой является привлечение молодого поколения к изучению, сохранению и популяризации региональной истории отечественного искусства второй половины XX в.
Современное искусство находится совсем рядом с нами. Благодаря живому опыту взаимодействия с художниками можно получить гораздо больше знаний, чем на лекциях или из учебника.
Молодежное направление Пушкинский.Youth – это не только разговоры об изобразительном искусстве в музее изобразительного искусства, но также клуб по интересам и пространство для дискуссий на самые разные темы. «Кем быть или не быть?» – беседы с гуманитарными специалистами о профессиях и о том, как их получать; Междисциплинарная конференция с программой публичных лекций. Спикерам от 13 до 20 лет. «Я покажу тебе музей» – акция, в рамках которой старшеклассники на один день берут музей в свои руки: водят авторские экскурсии, устраивают дебаты, придумывают квесты.
В этом году набор Пушкинский.Youth вырос до 500 человек. Я счастлива, что музею удается заинтересовать подрастающее поколение, показать ему увлекательность и ценность искусства.
Многие участники Пушкинского.Youth впоследствии поступают на искусствоведческие факультеты, в основном в МГУ им. М.В. Ломоносова. Они успешно сдают вступительные экзамены, имея хорошую базовую подготовку. Более того, после выпуска из университета некоторые молодые люди вновь возвращаются к нам, решив связать свою жизнь с Пушкинским музеем уже в качестве квалифицированных профессионалов своего дела.
– По Вашему опыту, профессиональным наблюдениям, как искусство воздействует на зрителя? Почему важно ходить в музеи и галереи?
– Очень важно, чтобы человек мог почувствовать искусство. И одна из главных задач педагога, искусствоведа, куратора, экскурсовода заключается в том, чтобы не просто дать знания, но и настроить зрителя на волну сопереживания.
Прошлым летом в музее была потрясающая выставка «Сиена на заре Ренессанса». Она впервые представила российской публике сиенскую школу живописи и ее эволюцию с XIII по XV в., в период, непосредственно предшествовавший эпохе Возрождения. Для российского зрителя знакомство с произведениями сиенской живописи XIII–XV вв. имеет особое значение, именно на это время приходится расцвет древнерусской иконописи, продолжавшей сохранять верность византийской традиции.
Событие пришлось на период пандемии, когда многие люди находились в тревожном состоянии. Некоторые признавались, что, придя на выставку, ощутили покой, погрузились в состояние умиротворения.
В целом любое искусство способствует восстановлению внутренней гармонии у человека. Оно позволяет замедлиться, отпустить мысли и отдаться чувствам.
Мне кажется, лучший вариант – когда выставка сочетает в себе чувства и глубокие знания. Такой синтез действительно сильно воздействует на сознание, состояние зрителя.
– Что бы Вы сказали людям всего мира, если бы у Вас был микрофон?
– Искусство побеждает всегда и является опорой для человека. Оно выживает при любых условиях, даже самых драматичных, оставаясь полезным и необходимым. Искусство никогда не было островом, но всегда было убежищем. В конечном счете оно всегда побеждало, потому что является ценностью само по себе.
В XXI в. искусство по-прежнему будет зеркалом, к которому общество будет обращаться в поисках собственного отражения и идентичности.
Благодаря искусству человек действительно может жить в гармонии, несмотря ни на что. Те люди, которые осознают ценность культуры, питают любовь к ее познанию, живут в счастье и воспитывают счастливыми своих детей. Они не так сильно привязаны к материальным вещам, потому что на первый план для них выходят духовные и интеллектуальные блага.
Пушкинский музей, как и многие другие музеи, стремится стать для людей «третьим местом», имеющим такое же значение, как дом и работа. Когда общество в своем большинстве начнет воспринимать музеи и галереи как основные пространства для отдыха, получения новых впечатлений и знаний, мир изменится. Если взаимодействие с искусством превратится в привычку, то мы получим общество со здоровыми ценностями, которому интересно жить и созидать.
И еще искусство объединяет. В современном мире, склонном к разобщению, это особенно важная функция. Искусство – это универсальный язык без слов, позволяющий взаимодействовать людям из разных стран, представителям разных поколений и даже времен.
Марина Волынкина, Виктория Гусакова