Хорошая школа – на вес золота
Хорошая школа – на вес золота


Как оценить качество образования в школах? Как выявить ту атмосферу, которая подойдет для конкретного ребенка и будет способствовать максимально эффективной учебе? Какова роль учителя и руководителя школы в образовании детей? На эти и другие вопросы ответила Мария Васильева, эксперт в области школьного образования, сотрудничающая с учебными заведениями по всей России.
![]() |
Мария Васильева основатель консультационного сервиса «ПРОвыбор», эксперт в сфере школьного образования |
Мария Васильева – консультант в сфере школьного образования с богатым академическим и управленческим бэкграундом. За плечами эксперта – успешная карьера в государственной системе образования, сотрудничество с частными школами и образовательными проектами. Мария Васильева занималась оценкой качества образования как заместитель директора большой школы, принимала участие в реализации проектов регионального и всероссийского уровней, как эксперт сотрудничала с Агентством стратегических инициатив, запуская «перезагрузку» образовательной системы в одном из моногородов.
Сегодня Мария Васильева работает «по обе стороны баррикад». Она возглавляет собственное консалтинговое агентство «ПРОвыбор», сопровождает родителей при выборе как государственных, так и частных школ в Москве, а также способствует развитию школ в разных регионах страны.
– Мария, Вы разработали систему собственной аналитики данных независимой оценки качества образования в школах. Какие критерии Вы учитываете при анализе учебных заведений?
– Независимую оценку качества образования мы проводим, основываясь на данных, находящихся в открытом доступе. В разных регионах уровень открытости подобной информации разный, но Москва на сегодняшний день предоставляет нам как экспертам больше информации, чем другие регионы.
Во-первых, мы обращаем внимание на данные по ОГЭ и ЕГЭ – главным государственным экзаменам, которые сдаются абсолютно во всех школах. И хотя информацию о том, в каком учебном заведении выпускники лучше всего сдали биологию, английский язык или любой другой отдельный предмет, получить нельзя, зато можно сделать много выводов на основе обобщенных данных. Например, для нас важно понять, какой процент выпускников набрали 12 баллов и выше по результатам экзаменов в 9-м классе.
К ЕГЭ и ОГЭ сейчас многие родители относятся достаточно противоречиво, считая, что подготовка к экзаменам представляет собой зазубривание правил и фактов и не имеет отношения к качеству образования. У меня на этот счет совершенно другое мнение. ЕГЭ и ОГЭ постоянно меняются, совершенствуются, они давно перестали быть «угадайкой», где в тесте школьники могут случайно выбрать правильный ответ.
ЕГЭ и ОГЭ – это уже не только знания и их применение в новых ситуациях, но и часто – показатель логики мышления, внимательности, информационной и читательской грамотности.
Государственные школьные экзамены в обязательном порядке включают испытания по русскому языку и математике. Это те предметы, которые позволяют человеку овладеть самыми важными навыками – языковой и математической грамотностью, основами коммуникации и в целом умением учиться. Это значит, что по результатам экзаменов как минимум мы можем судить о том, насколько хорошо работают две ключевые кафедры в школе.
Как эксперта меня в большей степени интересует ОГЭ – экзамен, который школьники сдают после 9-го класса. Дело в том, что именно эти результаты позволяют оценить работу учителей. В случае с ЕГЭ ставки слишком высоки, ведь от оценки выпускника зависит его поступление в вуз, поэтому родители часто задействуют все возможные варианты для максимальной подготовки ребенка. И тогда отлично сданный экзамен часто может говорить о качестве ресурсов семьи, которые были потрачены на достижение результата, а не о работе самого учебного заведения.
Кроме того, мы смотрим на активность и результативность школьников в олимпиадах по разным предметам. Это позволяет понять, насколько хорошо в школе работает конкретная кафедра.
Все эти данные собираются вручную с официальных сайтов самих учебных заведений и других официальных источников. Поскольку мы занимаемся подобной аналитикой уже много лет, информация, подобно снежному кому, становится всё более объемной. Мы можем смотреть на динамику изменения данных и предсказывать дальнейшее развитие образовательного процесса в конкретной школе.
Может показаться, что информации, о которой я рассказала, не так много. Однако опытный эксперт на основе этих данных способен провести собственные расчеты и сделать большое количество выводов. Например, я могу рассказывать родителям об одной школе больше часа.
Если говорить не о государственном, а о частном образовательном секторе, то я выступала в качестве приглашенного эксперта первого рэнкинга частных школ Forbes и имела отношение к созданию его методологии. Это список, в котором позиции оцениваются и ранжируются не по одному, а по нескольким показателям.
Такое метаисследование носит объективный характер и способно помочь многим родителям сделать правильный выбор. Для нас было важно создать такой открытый информативный источник с независимой оценкой качества образования, которому можно было бы доверять.
– Образование – это ведь не только данные статистики, но и в первую очередь живая коммуникация, люди. Какую роль руководители школ играют в формировании качественного образования?
– Роль лидера в любом проекте очень важна. Ведь именно руководитель закладывает смыслы в работу команды и так или иначе участвует в самом формировании коллектива. И, конечно, многое зависит от ценностей, принципов, жизненной позиции того человека, который стоит «у руля».
Я бы сказала, что лидер в образовании не должен быть слишком амбициозным. Если человек приходит в эту сферу с желанием самоутвердиться и заработать деньги, то образование теряет свою суть, какими бы успешными ни были маркетинговые ходы. Гораздо важнее, чтобы у лидера была четко сформулирована социальная миссия. Чаще всего хорошие образовательные проекты рождаются из личной заинтересованности людей, имеющих внутреннюю, а не внешнюю мотивацию.
Образование – одна из самых сложных сфер для бизнеса. Люди, которые хотят просто заработать, могут найти для этого гораздо более простые способы.
В то же время лидеру всё же важно обладать определенными бизнес-навыками. Он должен уметь грамотно подбирать кадры, просчитывать финансовую модель, выстраивать стратегию продвижения образовательного бренда. Для управления современной школой лидеру необходимо в балансе обладать навыками менеджмента и пониманием, знанием системы школьного образования.
И еще, на мой взгляд, руководителю школы гораздо проще работать в том случае, если он экстраверт. Потому что объемы коммуникационных процессов в его работе буквально зашкаливают. Мне сложно представить какую-то другую профессию, в которой нужно было бы общаться еще больше (смеется). Хотя, безусловно, есть и успешные руководители школ, которые являются интровертами.
– А что касается учителя – человека, который находится в постоянном прямом контакте с детьми? Каким, на Ваш взгляд, должен быть хороший педагог?
– Для него тоже важно уметь грамотно выстраивать коммуникацию. Потому что без активного взаимодействия, контакта учителя с детьми и родителями эффективного обучения не получится.
Педагогу важно слушать и слышать подрастающее поколение, стараться придерживаться безоценочной, но поддерживающей позиции.
Что касается профессиональных навыков, то, безусловно, учителю важно не просто превосходно знать свой предмет, но и постоянно развиваться в этой узкой специальности. Для учащихся очень ценно видеть заинтересованность самого педагога в том, чему он обучает других. При этом хорошо, если параллельно специалист будет совершенствовать свои педагогические методики. Мир меняется, и поколения детей меняются вместе с ним. Важно, чтобы учитель мог заинтересовать современную аудиторию, учитывая близкие ей форматы восприятия информации.
Если учитель живет не только школой, но и развивается в других интересных ему направлениях, то это тоже очень благоприятно сказывается на выстраивании эффективной коммуникации с учениками. Дети наполняются, «заряжаются» от взрослых. Если рядом находятся интересные, активные люди, то и сами дети начинают смотреть на жизнь в позитивном ключе.
Я знаю много примеров потрясающих учителей, которые профессионально занимаются танцами, разными видами творчества, ведут экспертные блоги, открывают свой бизнес. И всё это не мешает их основной профессии, а гармонично дополняет ее.
– У Вас на сайте написано, что Вы умеете измерять атмосферу в школах и выбирать максимально благоприятный климат для конкретного ребенка. Что это значит? Как измеряется атмосфера в учебном заведении?
– Говоря об атмосфере, мы использовали то слово, которое будет понятно любому родителю. В профессиональной терминологии это называется организационной культурой, измерение и управление которой считается высшим пилотажем в любом бизнесе.
Организационная культура в школе – важный критерий, способный помочь родителям выбрать тот «климат», в котором их ребенку будет максимально комфортно.
Об организационной культуре в бизнесе сегодня есть много исследований, а об атмосфере в школах пишут только два эксперта – Витольд Ясвин и Владимир Погодин. Работы Ясвина более академичны, и его инструменты у меня не получилось применить на практике.
Мой сервис использует методику определения организационной культуры, созданную Владимиром Погодиным, известным образовательным философом, организационным консультантом и учителем «Новой школы».
Для того чтобы помочь родителям в этом вопросе, Владимир разработал специальный инструмент, проверенный на сотнях людей и десятках учебных заведений. Через простые феномены, которые происходят в школе, через способы решения повседневных задач, методы общения с учениками наши эксперты определяют тип организационной культуры, а в разговорах с родителями интересуются, какая атмосфера им ближе.
Мой проект, по сути, является единственным в своем роде, которому автор методики определения организационной культуры школы разрешил ею воспользоваться.
Как правило, у организаций есть одна ярко выраженная культура и несколько дополнительных, часто – проявляющихся неосознанно. И здесь важно понимать, что ни одна из них не является плохой или хорошей, они все имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому при выборе школы в рамках консультирования мы стараемся в первую очередь узнать, чего ждет от образовательного процесса конкретная семья.
Я придерживаюсь той терминологии, где организационные культуры делятся на традиционную, предпринимательскую, органическую и партнерскую. Традиционная, или, как еще ее называют, бюрократическая, культура строится на принципе главенствования правил, на четкой иерархии отношений между участниками образовательного процесса. Главное достоинство такой системы заключается в том, что путь к цели будет очень четким и соответствующим тем условиям, которые были обозначены изначально.
Предпринимательская организационная культура – культура высоких достижений. Здесь процесс напоминает соревнование, где все друг для друга являются конкурентами. Такой подход представляет собой хорошую мотивацию и для учеников, и для учителей, и для самого учебного заведения. Сегодня большинство московских школ следуют именно предпринимательской организационной культуре.
Органическую культуру часто называют семейной, потому что она основана на теплых, душевных взаимоотношениях. Такая культура характерна для альтернативного семейного образования, когда узкий круг конкретных людей создает свой проект. Как правило, состав участников, задействованных в процессе образования, при этом не меняется.
В партнерской организационной культуре все действуют на благо друг друга. Поддержка, осознанность – главные принципы функционирования таких систем. Многие родители, которые приходят ко мне за консультацией, хотят для своего ребенка именно такую школу. Однако я всегда подчеркиваю, что высоких образовательных результатов в партнерской организационной культуре можно ждать довольно долго. Они появятся только тогда, когда человек «созреет» для них.
Разбираться в разных организационных культурах довольно сложно. Мы строим свою оценку всё на тех же открытых данных. По желанию и запросу руководства школ наша команда может исследовать организационную культуру внутри образовательного учреждения, погрузившись глубже во всё происходящее. Однако такая серьезная, многослойная оценка нужна не столько родителям, сколько самой школе.
Если учебное заведение хочет меняться, то изучение организационной культуры поможет сделать изменения эффективными и гармоничными.
– Какие свои профессиональные проекты Вы считаете наиболее значимыми?
– Профессиональных проектов огромное количество, но я бы хотела рассказать о самых свежих, которые были завершены в этом году. Сегодня о них уже можно говорить как о кейсах, показавших конкретный результат.
Первый важный проект – продвижение частной школы в Сочи через инициативу «Педагогический ретрит». Суть проекта заключалась в том, что долгое время школа «варилась в собственном соку». У команды был потрясающий опыт – хорошее тьюторское сопровождение, реальная действующая безотметочная система оценивания и много разных интересных преподавательских методик. Тем не менее в профессиональном сообществе в Сочи к учебному заведению относились настороженно.
Когда руководство школы пригласило меня в качестве эксперта для продвижения бренда, а я привела с собой целую команду специалистов, то в первую очередь мы стали «подсвечивать» уже имеющиеся сильные стороны образовательного учреждения. Оказалось, что люди даже не задумывались о том, насколько классные и уникальные вещи они делают.
Привлечение в школу разных экспертов, в том числе федерального уровня, довольно серьезно подняло статус образовательного проекта.
В рамках проекта «Педагогический ретрит» мы стали приглашать в школу в Сочи других преподавателей из разных городов страны, чтобы они могли перенимать успешный опыт коллег. Такие встречи на протяжении полутора лет мы проводили каждые полгода. Вдохновленная интересом к своим наработкам команда школы начала работать еще активнее. Наши эксперты постоянно находились на связи и помогали школе двигаться в правильном направлении.
За полтора года сопровождения число желающих учиться в школе увеличилось в разы. Рост произошел по всем показателям, в том числе по независимой оценке качества образования. Сегодня эта частная школа широко известна в профессиональном сообществе частного образования. Команду учебного заведения часто приглашают в качестве спикеров на различные федеральные форумы, чтобы они могли поделиться своими наработками.
Этот кейс важен для меня в первую очередь потому, что нам удалось не просто помочь школе, но и тиражировать полезный опыт и знания.
Второй значимый для меня проект – это Вольгинский лицей, которого даже не существовало на карте образования России. Придумав название и сформулировав концепцию, мы помогли учебному заведению обрести лицо и даже больше – повлияли на социокультурное развитие целого населенного пункта.
Для работы над этим проектом меня наняла крупная корпорация, построившая фармацевтическое производство во Владимирской области. В поселок городского типа с населением 6000 человек компания переселяет ученых из разных городов и стран, чтобы они могли работать в лаборатории. Однако многие из них стали жаловаться, что для полного комфорта им хотелось бы иметь качественное образование для своих детей. В поселке есть школа, но на тот момент она казалась совершенно непримечательной. Именно она впоследствии и стала Вольгинским лицеем.
Я провела большие исследования, много общалась в формате интервью и фокус-групп с людьми, которые жили в поселке. Это помогло мне сформулировать концепцию Вольгинского лицея, в основу которой легла перезагрузка всего поселка в фармацевтическую долину. Идея понравилась и жителям, и учителям, и компании-заказчику.
Одна из особенностей проекта заключается в эффективном государственно-частном партнерстве. Фармацевтическая компания решила софинансировать муниципальную школу. И этот опыт можно назвать уникальным, потому что готовых подобных решений, которые можно было бы использовать в качестве шаблонов, в нашей стране пока не существует. Поэтому нам предстояло придумать не только концепцию, но и механизмы ее реализации.
Сейчас проект во Владимирской области активно развивается. Туда приезжают как молодые, так и опытные учителя со всей России и даже из-за границы. С моей помощью в поселке была создана программа релокации педагогов, которая гармонично вписалась в уже существующую программу релокации ученых. На данный момент на рынке образования это, пожалуй, единственная инициатива, которая настолько системно подходит к организации образа жизни учителя.
Сегодня педагоги имеют возможность заселиться в квартиру с дизайнерским ремонтом, в которой уже есть абсолютно всё необходимое для жизни – от мебели до столовых приборов. При этом люди не чувствуют себя отдаленными от цивилизации: они могут ходить на фитнес-тренировки, получать бесплатное медицинское обслуживание. Кроме того, программа релокации предусматривает систему дополнительной мотивации, которая позволяет вывести заработную плату специалиста во Владимирской области на уровень, сопоставимый с Московской областью.
Это яркий пример того, как одно учебное заведение может способствовать изменению жизни в целом поселке или городе.
Третий проект, который имеет для меня большое значение, не связан с конкретной школой, а нацелен на поддержку роста рынка образования в России в целом. Это инициатива «Интернет-маркетинг, к доске!», реализованная в коллаборации с компанией «Лидамашина» Игоря Манна – ведущего маркетолога России. Также мы пригласили к участию проект «Просто учиться» из Санкт-Петербурга и известное дизайнерское бюро Design For School.
Я выступила в качестве инициатора исследования позиционирования частных школ в России. Команда наших экспертов провела очень серьезную работу. И на сегодняшний день результаты исследования «Интернет-маркетинг, к доске!» являются единственными открытыми и доступными для самой широкой аудитории данными подобного рода.
Для нас было важно, чтобы люди могли пользоваться теми данными, которые нам удалось собрать, и развивать рынок частного образования в стране, учиться правильно позиционировать свои проекты.
В рамках проекта мы создали барометр образовательного бренда. Это набор критериев, по которым эксперты могут оценивать частные школы по конкретным параметрам. Для выявления таких критериев мы включили в исследование 30 школ от Калининграда до Владивостока – как совсем молодые организации, так и заведения с многолетним опытом, новичков образовательного процесса и настоящие легенды.
– Какой Вы видите идеальную систему школьного образования?
– Идеальная школа – та, которая не отгорожена от реального мира, т.е. интегрирована в жизнь. Если подумать, то сейчас дети получают образование несколько обособленно, они находятся в школах, как в резервациях. Для меня идеально, чтобы жизнь вокруг нас была настолько безопасной и правильно устроенной, что ребенок имел бы возможность проводить большую часть времени рядом со своей семьей и по мере взросления – с теми сверстниками и взрослыми, общение с которыми благоприятно сказывается на формировании его личности. Представить себе, что такое возможно, конечно, сложно, но мы же сейчас мечтаем (смеется).
Если говорить о содержании образования, то мне кажется идеальным, если школа будет работать с ростом человека, способствуя процессу самопознания. И это тоже своего рода обучение, встроенное в жизнь, long life learning – непрерывное образование, которое позволит человеку понять, кто он, что и для чего он делает. Тогда, думаю, наш мир мог бы стать совершенно другим.
Виктория Гусакова