Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Лучшие педагогические практики ИГУМО и МКИК

22 Февраля 2023

Лучшие педагогические практики ИГУМО и МКИК

Проректор учебного заведения об уникальных преподавателях
Лучшие педагогические практики ИГУМО и МКИК

Человек – одна из главных ценностей ИГУМО и МКИК. В институте и колледже занятия ведут специалисты-практики, люди, неравнодушные к процессу воспитания и образования. В феврале в учебном заведении состоялась преподавательская конференция, в ходе которой педагоги рассказали о своих уникальных методах взаимодействия с аудиторией. Проректор по учебной работе Ирина Евгеньевна Белогорцева рассказала о том, кто и как учит студентов творческим актуальным профессиям.

wic_T.jpg Ирина Белогорцева
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Института гуманитарного образования и информационных технологий, Международного колледжа искусств и коммуникаций

Образовательный процесс в ИГУМО и МКИК предполагает выстраивание такой коммуникации преподавателей и студентов, в условиях которой учащимся было бы комфортно, полезно и интересно осваивать выбранную профессию. И, конечно, многое здесь зависит от компетентности и вдохновленности самих педагогов.

В учебном заведении регулярно проходят научно-практические конференции, позволяющие преподавателям обмениваться опытом и совершенствовать образовательную среду. В этот раз встреча была посвящена вопросам выстраивания коммуникации со студентами. Своими наработками поделились 20 экспертов – педагогов со всех факультетов института и колледжа.

педагогические-практики_01Каширин.jpg

О мотивации, вдохновении и языке общения

Первый смысловой блок конференции был посвящен мотивационным факторам. Преподаватели творческих дисциплин рассказали о том, как им удается вдохновлять студентов и настраивать их на правильное отношение к учебному процессу.

Преподаватель изобразительного искусства Константин Александрович Каширин подчеркнул, что вдохновить студентов способен только вдохновленный наставник. Творчество всегда идет от сердца, а значит, требует искренней увлеченности от тех, кто им занимается.

Свое общение со студентами Константин Александрович строит на принципах уважения и дружбы. Для него важно быть на одной волне с учащимися, понимать, чем они живут, что чувствуют, чем интересуются. Поэтому педагог уделяет внимание студентам не только на занятиях, но и во внеурочное время.

Человеческие отношения складываются из мелочей, и именно такие мелочи позволяют выстроить мостик между студентами и преподавателем.

педагогические-практики_01Воробьева.jpg

Идею общения «на одной волне» поддержала и преподаватель анимации Анастасия Дмитриевна Воробьёва. Она рассказала, что всегда старается найти общие интересы со студентами, показывая тем самым человеческую сторону личности преподавателя. Анастасия Дмитриевна относится к учащимся как к коллегам, которые готовы не только перенимать ее опыт, но и делиться собственными знаниями и идеями. Когда студенты замечают искренний интерес к своей личности, образовательный процесс становится для них более комфортным и увлекательным.

педагогические-практики_01Дергунова.jpg

Преподаватель колледжа иностранных языков Анастасия Вадимовна Дергунова отметила, что современным студентам недостаточно получить от образовательного процесса только знания – молодые люди хотят поддержки и внимания от преподавателей.

Педагог всегда анализирует ту группу студентов, с которой ей предстоит работать, старается лучше узнать каждого учащегося, даже если коллектив состоит из нескольких десятков человек. Она понимает, что в колледж приходят разные люди с разными интересами и жизненными целями. И задача педагога – принести максимум пользы не «общей массе», а каждому из ребят.

педагогические-практики_01Борисов.jpg

Интересным опытом взаимодействия со студентами поделился преподаватель института дизайна Александр Шаяхметович Борисов. За многие годы педагогической практики он выделил для себя ряд тезисов, позволяющих ему эффективно преподавать творческие дисциплины. Среди таких правил: давать знания не по учебнику, а по личному опыту; не «задавливать» таланты студентов, позволяя каждому идти своим путем; поощрять творчество в любых его проявлениях.

На практических занятиях у Александра Шаяхметовича часто играет музыка, создающая благоприятную атмосферу для полета фантазии и раскрепощения учащихся. Кроме того, педагог взял за правило начинать каждую пару с небольших креативных упражнений, которые, подобно зарядке, пробуждают творческое мышление. Это делает работу над учебными проектами более эффективной и приятной.

педагогические-практики_01Демьяновскии.jpg

Преподаватель рисунка и диджитал-иллюстрации Владимир Сергеевич Демьяновский рассказал о том, чем полезны отвлеченные диалоги во время занятий. Он отметил, что часто обсуждает со студентами «околопрофессиональные» темы: например, развитие нейросетей и других технологий, их влияние на жизнь людей и работу дизайнеров. С одной стороны, это позволяет учащимся отвлечься и расслабиться, избежать стресса от напряженной учебы. С другой стороны, и педагогу, и студентам интересно и полезно рассуждать на подобные темы.

Владимир Сергеевич уверен: сегодня в обучении уже недостаточно сухо изложить материал, и даже практика и ссылка на дополнительные источники не полностью удовлетворяют запрос современного студента.

Задача преподавателя – постоянно находить новые форматы общения и темы, увлекающие подрастающее поколение. И в этом смысле преподавание можно сравнить с непрерывным творческим экспериментом.

педагогические-практики_01Кудрявцева.jpg

Преподаватель медиамастерской Екатерина Сергеевна Кудрявцева рассказала об использовании студентоориентированного подхода в своей практике. Педагог регулярно проводит опросы и дает творческие задания, позволяющие создать «карту эмпатии» для каждого ученика. Это необходимо для того, чтобы и преподаватель, и сами студенты четко понимали, что каждый отдельный человек может получить от работы в медиамастерской, как эти знания и навыки пригодятся в профессии именно ему, учитывая его цели, способности и интересы.

Екатерина Сергеевна подчеркнула, что преподаватель не должен бояться задавать вопросы о том, насколько полезен его предмет для учащихся. Качественный образовательный процесс – это постоянная рефлексия, требующая осознанного подхода со стороны как учителя, так и учеников.

педагогические-практики_01Куреня.jpg

Преподаватель колледжа иностранных языков Илья Владимирович Куреня разделил аспекты мотивирования студентов на компетентностный, оценочный и личностный подходы. Первый связан с пониманием, кем видят себя сами учащиеся в будущем. Задача педагога – услышать, учесть запросы студентов и при этом помочь ребятам приблизить мечты к реальности. Оценочный аспект мотивирования студентов предполагает формулирование понятных «правил игры».

Учащиеся должны знать, из чего складывается их оценка, и в то же время осознавать, что смысл обучения состоит не в накоплении баллов, а в достижении реальных успехов.

И, наконец, личностный подход – это грамотная коммуникация между учителем и учеником, создающая комфортные условия для развития.

педагогические-практики_01Соловьев.jpg

Преподаватель психологии Михаил Александрович Соловьёв отметил, что одним из лучших способов выстраивания коммуникации в коллективе, особенно в студенческой среде, являются игры.

В такой неформальной обстановке участники имеют возможность посмотреть друг на друга не только как на коллег, преподавателя и студентов, но и как на личности. Более того, в учебном процессе у игры есть и другая функция. Этот вид активности позволяет студентам пережить на опытном уровне те знания, которые они получили в процессе теоретического занятия.

О развитии профессиональных компетенций

Второй блок конференции объединил выступления на тему «Профессиональные педагогические практики, техники и приемы». Педагоги поделились конкретными примерами того, как проходят их занятия, и рассказали о методах развития у студентов не только профессиональных компетенций, но и определенного образа мышления.

педагогические-практики_01Акимов.jpg

Преподаватель фотодисциплин Андрей Михайлович Акимов отметил, что критика – неотъемлемая часть обучения творческим профессиям.

Для того чтобы студенты не воспринимали комментарии о своих работах как упрек, Андрей Михайлович выработал определенный регламент обсуждения проектов: оценивающий человек должен обозначить ту роль, с позиции которой он смотрит на работу (преподаватель, коллега или случайный зритель); наряду с критикой всегда должна быть похвала; в каждой работе необходимо выделить удачные решения и те, которые можно улучшить.

педагогические-практики_01Багриновская.jpg

Преподаватель колледжа издательского дела Кира Алексеевна Багриновская посвятила свое выступление теме формирования у студентов видения и насмотренности.

Для любого творческого специалиста визуальный опыт имеет особое значение, так как помогает создавать эстетически ценные, привлекающие внимание людей проекты в любой сфере.

Поэтому на всех своих занятиях Кира Алексеевна стремится формировать у студентов умение замечать красоту. Она всегда тщательно подбирает визуальное сопровождение к любому материалу, часто дает творческие задания и поощряет любое рукодельное творчество – лучший способ активации правого полушария мозга.

педагогические-практики_01Жданова.jpg

Преподаватель факультета фотографии Юлия Александровна Жданова поделилась опытом проведения интерактивных занятий. Она рассказала, что одним из ее любимых форматов являются квесты.

Так, во время выездных занятий в музеях и галереях педагог дает студентам определенные задания, позволяющие изучить территорию, найти ответы на те или иные вопросы и не просто «посмотреть по сторонам», а вынести для себя что-то полезное от посещения выставки.

педагогические-практики_01Иванов.jpg

Фотограф Павел Анатольевич Иванов рассказал, что в своей мастерской он выступает в роли не столько наставника, сколько коллеги, реализуя проекты вместе со студентами.

Павел Анатольевич стремится выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли пройти весь цикл создания творческого продукта: от разработки идеи, плана съемки, распределения ролей в команде до реализации задумки. Это позволяет выстраивать такое взаимодействие коллектива, где всё работает на одну цель – получение качественного профессионального результата.

педагогические-практики_01Пашаева.jpg

Похожим опытом реализации командно-ролевых игр для практического введения в профессию поделилась преподаватель института и колледжа дизайна Улдуз Зауровна Пашаева.

На протяжении всего семестра учащиеся работают над созданием реального цифрового продукта. За это время они получают опыт взаимодействия в команде, сталкиваются с разными игровыми ситуациями, вынуждающими их решать новые незапланированные задачи, и «продают» свой проект, презентуя его однокурсникам и преподавателю.

О преподавании предметов школьной программы

Учебная программа института и колледжа включает ряд гуманитарных и школьных дисциплин. Однако чаще всего занятия проходят в нестандартном формате. У преподавателей ИГУМО и МКИК есть свои подходы и лайфхаки.

педагогические-практики_01Вологина.jpg

Интернет-маркетолог Ольга Вячеславовна Вологина ведет различные занятия на разных факультетах. Независимо от преподаваемой дисциплины она предлагает студентам использовать инструменты бизнес-планирования в образовательном процессе. Например, при выполнении любого задания может оказаться полезным цикл PDCA (цикл Деминга). Аббревиатура расшифровывается как «plan – do – check – act», что значит «планирование – действие – проверка – корректировка». А знакомство с agile-стратегией, популярной в современной бизнес-среде, учит студентов двигаться вперед поэтапно, разбивая большие цели на маленькие подзадачи.

педагогические-практики_01Деханова.jpg

Психолог Ирина Алексеевна Деханова активно использует на теоретических дисциплинах ассоциативно-образный подход. Она часто просит студентов нарисовать, схематично изобразить или с помощью каких-либо подобранных музыкальных и видеоматериалов проиллюстрировать тот материал, о котором идет речь на занятии или зачете.

Активация эмоциональной памяти позволяет сделать процесс обучения гораздо более эффективным.

педагогические-практики_01Дымент.jpg

О полюбившихся всем студентам альтернативных занятиях по физической культуре рассказала преподаватель йоги Татьяна Львовна Дымент. Педагог ставит цель отойти от привычной для дисциплины ориентированности на результат и сконцентрировать внимание на процессе.

Татьяна Львовна знакомит учащихся с простыми медитативными практиками, помогающими человеку «почувствовать» свое тело, снять стресс и замедлиться.

педагогические-практики_01Маслова.jpg

Преподаватель литературы Анна Викторовна Маслова находит уникальный подход к студентам каждого отдельного факультета и регулярно дает задания, непосредственно связанные с будущей профессией учащихся.

На ее занятиях студенты составляют психологические портреты героев произведения, иллюстрации к прочитанному или переводы отрывка текста с сохранением авторского стиля.

Отдельное выступление на конференции было посвящено преподаванию китайского языка в колледже.

педагогические-практики_01Шульгина.jpg

Китаист и педагог Елена Валерьевна Шульгина напомнила, что МКИК является первым средним профессиональным учебным заведением в России, поэтому программу составляли с нуля, упрощая сложные вузовский учебники, иллюстрируя материалы, продумывая интерактивные форматы и сценарии праздников.

К студентам – с любовью

Педагог – всегда в первую очередь человек, личность, за которой следуют ученики. В ходе конференции преподаватели ИГУМО и МКИК раскрыли себя именно с этой стороны. Все они очень разные, каждый из них использует свои подходы и методы в образовании, но всех объединяет искренняя любовь к профессии и студентам.

Преподаватели учебного заведения ответственно и с глубокой осознанностью подходят к образовательному процессу. За это они часто слышат теплые слова благодарности не только от самих студентов, но и от выпускников и родителей. Такая искренняя, доверительная коммуникация действительно дорогого стоит.


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG