Выдержит ли человек цивилизационный слом?
Выдержит ли человек цивилизационный слом?
Как человеку удается выживать в современном быстроменяющемся и нестабильном мире? Как окружающая среда влияет на мозг людей? Что ждет человечество в будущем? Этим вопросам нейролингвист Татьяна Черниговская уделила внимание в своей лекции «Цивилизационный слом. Выдержат ли нейронные и социальные сети?», подготовленной в рамках проекта, реализуемого совместно с Русским домом в Барселоне.
![]() |
Татьяна Черниговская заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, директор института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета |
Современный мир, считает Татьяна Черниговская, невероятно сложен для людей. И хотя определенная нестабильность присутствовала всегда, никогда еще человечество не жило в условиях настолько гигантской скорости изменений. Те процессы, на которые раньше уходили тысячи лет, потом века и десятилетия, сегодня могут произойти за день. Самый показательный пример – гаджеты, которые очень быстро устаревают, потому что в продажу постоянно поступают модели с новыми функциями.
В изменчивой среде человеку становится сложнее воспринимать и порождать смыслы, которые находятся во власти множества причин и факторов. Свет, атмосфера, настроение, жизненный и профессиональный опыт, уровень заинтересованности – всё это и многое другое непременно влияет на интерпретацию той информации, которую получает наш мозг. И, конечно, чем быстрее происходят изменения вокруг и внутри нас, тем сложнее становится работать со смыслами.
То, как мы воспринимали «Анну Каренину», читая ее в школе, и то, как мы воспринимаем ее сейчас, – разные вещи. Однако книга осталась той же. Это ли не удивительная способность нашего мозга?
Еще один вызов современности – нарушение всех договоренностей и привычных явлений. И здесь Татьяна Черниговская обратилась к одной из своих любимых книг – «Алиса в Стране чудес». Эта сказочная история, по мнению эксперта, наглядно иллюстрирует мир, в котором нарушаются все законы и правила, привычный жизненный уклад переворачивается с ног на голову. В этот момент рождается новая реальность – та, в которой сегодня находится человечество. Татьяна Черниговская подчеркнула, что такая трансформация произошла не в связи с пандемией, а за некоторое время до нее. Настигший планету коронавирусный кризис лишь поставил точку в этом процессе, уничтожив все шансы на то, что человечество сможет вернуться в привычный прошлый мир.
Исчезла способность к верификации. Современные технологии позволили создавать копии различных материальных и информационных продуктов. Людям стало крайне сложно отличать правду от вымысла и оригинал от подделки.
Всё это – вызовы, которые неминуемо накладывают отпечаток на мозг человека. Возникает главный вопрос: как человеку удается выживать в такой непростой реальности?
Самое сложное «устройство» в мире
У человека в голове находится самое сложное «устройство», которое только можно себе представить, – мозг. Каждый из нас рождается с одинаковой с биологической точки зрения нейронной сетью. И хотя ее дальнейшее развитие и «настройка» во многом зависят от тех событий, которые происходят в жизни человека – от того, как он растет и учится, что видит и слышит, с кем общается, – мозг глупца и гения является одинаково сложной системой.
Всего в нашей голове более 1000 видов нейронов, каждый из которых может занимать 5 позиций. Они образуют квадриллион синаптических соединений. Наука утверждает, что если бы было возможно вытянуть все нейроны мозга одного человека в длинную линию, то она бы составила 2,8 млн км. Этого расстояния достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или 7 раз долететь до Луны.
Когда речь заходит о мозге и нейронных сетях, часто упоминаются числа, которые в англоязычных источниках называют «гиперастрономическими» – у них нет даже точных слов, которые бы их обозначали.
Сложно представить, как мысль может передвигаться по такой запутанной сети. Татьяна Черниговская постаралась простым языком обозначить, насколько сложные процессы могут происходить в голове, когда человек выполняет даже простые вещи. Когда учитель показывает детям, что такое очки, в голове у учеников появляется картинка с изображением предмета, которая затем соединяется с обозначающим его словом. Когда учитель выкладывает на стол несколько вещей и просит найти очки, процесс идет в обратном направлении – информация из ячейки «слово» по нейронным связям коррелируется с ячейкой «изображение». Однако эти ячейки находятся в системе, состоящей из фантастического числа соединений.
Социальные и нейронные сети
Изучая мозг, ученые в первую очередь говорят о нейронных сетях. Однако нужно сказать, что вся жизнь человека – это сплошные взаимосвязи. Например, существуют социальные, или, точнее, общественные сети. В процессе жизни человек заводит множество знакомств, выстраивая связи с людьми и целыми организациями, группами.
В нейронауке есть такое понятие, как «число Данбара». Оно предполагает допустимое количество социальных контактов живого существа исходя из размеров его мозга. Например, размер допустимой социальной группы у обезьян – 50, при этом самый ближний круг ограничен 3–4.
У человека, согласно числу Данбара, оптимальная социальная группа может состоять из 150 человек, а ближний круг – из 12–15 людей. Однако если заглянуть в наши гаджеты, то можно увидеть тысячи контактов.
Такие объемы информации, которые содержатся в компьютерах и телефонах, запомнить физически невозможно. Эта информация не задерживается в голове. Поэтому современное общество сталкивается с еще одним вызовом – обвалом социальных структур.
Нейроэтика и нейроюриспруденция
Современный мир оказался в условиях полной несостоятельности юридических и этических норм. Новые технологии развиваются настолько быстро, что не способны логично вписываться в существующие законы и нормы права.
Кто несет ответственность в том случае, если беспилотный автомобиль сбил человека? Кто является автором произведения, которое создает робот? Таких вопросов – огромное множество. Ответы на них только предстоит найти, иначе будет невозможно дальнейшее существование человечества.
Татьяна Черниговская рассказала историю, известную ей из разговора с экспертами, работающими над обучением искусственных нейронных сетей. Впервые серьезная тревога возникла у них тогда, когда одна из программ начала учиться с невероятной скоростью – в сто раз быстрее, чем человек только мог подумать. Вторым волнительным звонком стала ситуация, когда две системы изобрели непонятный людям математический язык для общения между собой.
«Когда я спросила специалистов, что же они сделали, увидев такую “самостоятельность” машин, они ответили, что отключили их. Это говорит о том, что не только общество, но и сами ученые пока не готовы к такому скоростному развитию технологий».
Отдельная тема для обсуждений – эксперименты с мозгом и геномом. Одна из самых нашумевших историй связана с вживлением чипа в голову свиньи. Велика вероятность, что в скором времени подобную процедуру можно будет проделать и с человеком.
С одной стороны, это величайшее достижение науки, у которого, бесспорно, есть свои плюсы. Так, если после какой-либо серьезной болезни человек парализован, не имея способности двигать руками и ногами, а вживление чипа помогает ему совершать определенные действия, то это – чудесное спасение для миллионов людей.
С другой стороны, важно понимать, что ножом можно порезать сыр, а можно убить человека. Уже сейчас существует понятие «нейрохакинг». Если через чип можно ввести информацию в мозг человека, значит, ее можно и вывести во внешнюю среду. Для того чтобы подобные вещи не происходили, необходимо сформулировать и тщательно продумать новые правила и законы.
На уровне ООН уже идет серьезная международная работа по формулированию этических норм исследования мозга.
Образование в новой реальности
Принято считать, что у современных детей, родившихся в технологическую эпоху, совершенно другие, новые мозги. И хотя на самом деле их мозг такой же, как у их родителей, бабушек и дедушек, потому что для перестройки биологической системы нужно гораздо больше времени, в цифровой мир эти дети входят гораздо быстрее. В связи с этим появляется целый ряд вопросов… Чему и как учить новое поколение? Какой учитель нужен детям?
Весной прошлого года, в разгар пандемии, практически все учебные заведения страны перешли в онлайн-режим. И хотя все прекрасно понимали, что живое общение является самым эффективным способом передачи знаний, возможности изменить ситуацию не было. В новых условиях цифровые технологии стали единственным способом безопасного выстраивания коммуникаций и позволили решить целый ряд задач.
Педагоги и сами были вынуждены многому учиться: как правильно подавать информацию через монитор, как заинтересовывать и удерживать внимание школьников и студентов. Кроме того, стало сложно рассчитывать нормы пребывания человека за компьютером. Если раньше эксперты утверждали, что для ребенка вредно сидеть перед экраном больше конкретно установленного времени, то в новых условиях подобные рекомендации оказались бесполезны.
Онлайн-образование – сложный и противоречивый процесс. Если человечество планирует продолжать подобную практику, то необходимо вырабатывать новые правила и нормы, искать ответы на целый ряд вопросов.
По мнению Татьяны Черниговской, сегодня всё идет к тому, что миру необходимо образование понимания, а не запоминания. Обществу не нужны специалисты-отличники, зазубрившие информацию. Мир нуждается в специалистах, которые будут понимать и мыслить. Однако важно не попасть в ловушку. Человек, который не знает никаких фактов, а опирается только на логику и интуицию, – дилетант. Представьте врача, который не силен в анатомии и во время приема пациента ищет информацию в справочнике или интернете…
Наравне с пониманием обязательно нужны знания, но они не должны быть бессмысленными, «засоряющими» голову.
Возможно, считает Татьяна Черниговская, современных детей и молодежь необходимо учить способности к постоянным переменам. Мир нестабилен, и это нормально. То, что было вчера, завтра может быть иначе или не быть вовсе.
Интересный метод адаптации к переменчивому миру придумали в Финляндии, где система школьного образования была признана одной из лучших в мире. В стране популярна практика «перестройки» учебных заведений. Суть метода заключается в том, что ученики никогда не знают, в какой обстановке будет проходить урок: цвета стен, расстановка мебели в классе и количество учеников в аудитории постоянно меняются.
Уже с юных лет дети привыкают к тому, что мир нестабилен, и изменения не вводят их в состояние невроза.
Кроме того, важно учить молодежь верифицировать информацию, искать качественные источники ее получения. Татьяна Черниговская поделилась собственным опытом в этой области. Она рассказала, что взяла для себя за правило читать материалы только авторитетных для нее авторов. Если в поле зрения попадает книга или статья, написанная неизвестным экспертом, то Татьяна Владимировна обращается за мнением к своим коллегам и друзьям, спрашивая их точку зрения о конкретном авторе.
Еще один важный навык современности – способность противостоят стрессу, умение жить в новом мире, теперь уже не только цифровом, но и достаточно закрытом. И хотя постепенно пандемийные ограничения сойдут на нет, жизнь не станет прежней. В этом убеждены многие ведущие эксперты из разных областей.
Мышление или чувства?
Фраза «Cogito ergo sum», которая в переводе звучит, как «Я мыслю, следовательно, я существую», по мнению Татьяны Черниговской, сегодня под вопросом. Новые технологические изобретения, в основу которых заложены искусственные интеллектуальные системы, умеют логически думать в разы быстрее и точнее, чем это делает человек. Они не испытывают стресса, не нуждаются в сне и отдыхе, запоминают огромное количество информации. В этом смысле машины сильнее человека.
Компьютеры не умеют чувствовать – вот главное отличие и преимущество людей. Поэтому для современной реальности гораздо актуальнее фраза «Sentio ergo sum» – «Я чувствую, следовательно, я существую».
Альберт Эйнштейн утверждал, что интуиция – это священный дар, а разум – покорный слуга. По его мнению, воображение имеет гораздо большее значение, чем знания. Знания ограниченны, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя процесс и порождая эволюцию. Возможно, эта мысль не привлекла бы столько внимания экспертов, если бы это сказал художник, а не физик.
Даже великие ученые в области физики и математики осознавали и осознают важность творчества – в самом широком смысле этого слова – как конкурентного преимущества перед любыми вычислительными системами.
В 1996 г. первый удар по человечеству был нанесен, когда программа Deep Blue обыграла чемпиона мира Гарри Каспарова в шахматы. Мир содрогнулся, потому что компьютер оказался в разы сильнее, чем мозг одного из лучших игроков. Однако скоро волнение утихло, потому что пришло осознание, что программа была натаскана на конкретного человека, она знала о Гарри Каспарове абсолютно всё, анализировала каждый его ход и понимала, как он поступит. Сам шахматист впоследствии говорил, что если бы сделал в процессе игры шаг, глупый для чемпиона мира, то это могло бы сбить программу.
В 2006 г. система Deep Fritz обыграла другого выдающегося шахматиста – Владимира Крамника. Тогда скептически настроенные эксперты стали говорить о том, что шахматы – слишком предсказуемая игра для компьютера. И уже в скором времени на свет появилась Alpha Go, обыгравшая лучшего игрока в го. Позже программа Libratus выиграла в покер $1,8 млн. И это был серьезный вызов – впервые компьютер смог превзойти людей в тех играх, где важны не только математические расчеты.
Жизнь в новом мире
Не первое столетие наука смотрит на мозг как на очень сложное устройство, которое получает информацию из мира и обрабатывает ее. Иными словами, по мнению многих ученых, он представляет собой биоавтомат. Однако в действительности мозг сам создает информацию и формирует миры. Это значит, что нет смысла изучать каждый отдельный нейрон, гораздо важнее в целом понять, как функционирует это сложнейшее устройство. И в этом, считает Татьяна Черниговская, может помочь именно творчество.
«Чем больше я думаю о том, правильно ли мы идем, пытаясь понять, что такое человек, насколько биология определяет культуру и наоборот, насколько современные усложняющиеся технологии влияют на возможность успеха на этом пути, тем яснее просвечиваются рисунок и звук, а не формула… Всё яснее видно и то, что гениальный Гия Канчели называл “сложная простота”. Всё яснее становится совет, который сформулировала Фанни Ардан, – “не убегай из-под дождя”. Остановись, проживи мгновение», – рассуждает Татьяна Черниговская.
Дороги искусства и науки внезапно стали сходиться. Творчество позволило человеку «сжать» время и мысль.
Сегодня, как никогда, пришло время притормозить и подумать о том, как жить в этом сложном мире. Человечеству необходимо договориться о важных вещах: как не потерять базовые представления о реальности и контроль над нею. Прозрачный мир неизбежно ведет к пересмотру базовых этических норм, ценностей и смыслов. Не стоит добавлять хаос в и так хаотичную жизнь.
Мир, в который попал сегодня каждый из нас, требует тепла и человечности.
Виктория Ежова,
информационное агентство Global Women Media