Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Искусство, тянущееся золотой нитью через века

Пик Кеобандит о вышивке в высокой моде
30 Мая 2022
Искусство, тянущееся золотой нитью через века

Доктор Пик Кеобандит – человек, влюбленный в искусство, эксперт в области культуры и культурной дипломатии. Как журналист она регулярно берет интервью у выдающихся творческих личностей из разных стран, много рассказывает читателям о том, что вдохновляет и восхищает ее саму. Для участия в конференции в Бухаре Пик Кеобандит подготовила интересную лекцию о золотой вышивке в моде. В рамках информационного сотрудничества журналисты Global Women Media написали материал на основе выступления эксперта.

Pik_профайл.jpg Пик Кеобандит
доктор истории искусств, эксперт в области искусства и культурной дипломатии, основатель и директор Inspiring Culture

Искусство, и мода в том числе, представляет собой ту «нить», которая связывает людей разных стран и эпох. Человека воодушевляет всё прекрасное, утонченное и элегантное. И в этом плане искусство является языком, понятным самым разным людям без слов. Оно завораживает и делает мир вокруг насыщеннее.

Доктор истории искусств Пик Кеобандит с особым трепетом относится к вышивке в моде. Ведь это то, что приближает искусство к человеку. Вышивка представляет собой не просто шелковые нити, стеклянные бусины, золото, перья или драгоценные камни на ткани. Это искусство, интегрированное в жизнь, выраженное на одежде и отражающее того человека, который ее носит. Поэтому свое выступление на конференции в Бухаре Пик Кеобандит решила посвятить именно золотой вышивке в работах выдающихся дизайнеров из разных стран.

Pik_02.jpg

Европейская и азиатская золотая вышивка стала использоваться в моде много лет назад. У этого тренда есть своя история и закономерности развития. Сегодня многие дизайнеры осознают способность вышивки на одежде завораживать и буквально «опьянять» своей изысканностью, ставить модельера в один ряд с художниками, создающими удивительные картины на холстах.

Золотая вышивка в первую очередь ассоциируется с искусством барокко, характеризующимся яркостью и обилием позолоты. Выдающийся памятник архитектуры этого направления Версальский дворец во Франции вдохновил и продолжает вдохновлять многих дизайнеров.

В эпоху барокко высокий статус человека демонстрировался с помощью искусно выполненного декора, обилия драгоценностей, роскошной одежды и власти. Это хорошо видно на примере Версальского дворца, являющегося воплощением богатства и экстравагантности. Аллегорически его можно сравнить с образцом высокой моды в архитектуре. Использование золота в Версале можно заметить повсеместно: в саду, на зданиях, статуях, фонтанах и картинах. И, конечно, гардероб королевских особ должен был сочетаться с такой обстановкой.

Pik_03.jpg

Большая часть всего «золотого» во дворце появилась во времена правления короля Людовика XIV. По сей день о нем говорят как о «короле от-кутюр», или «короле высокой моды».

Людовик XIV называл себя «королем-Солнцем», вокруг которого вращаются другие планеты. Вероятно, именно поэтому в оформлении Версаля использовано так много золота. Людовик XIV выбрал Солнце в качестве своего королевского знака отличия, а золото – в качестве любимого цвета, символизирующего власть и богатство.

Король осознанно выбрал курс «на роскошь» в качестве государственной политики: созданные Людовиком XIV мебельная, текстильная, швейная и ювелирная промышленности не только обеспечили работой его подданных, но и сделали страну мировым лидером в областях моды и технологий. Жан-Батист Кольбер говорил, что мода для Франции – то же, что золотые рудники Перу для Испании.

Pik_04.jpg

Именно мода стала главным средством выражения королевской власти Людовика XIV. Большая часть его нарядов была выполнена с использованием вышивки из золота и драгоценных камней. И когда король потребовал, чтобы вся изысканная мода производилась во Франции, он положил начало новой эпохе в модной индустрии.

Многие навыки вышивки, используемые сегодня при создании шикарных дизайнерских нарядов, были унаследованы от французской моды XVII века.

Вместе с тем у золотой вышивки есть и еще одна «ветвь» истории, отходящая к узбекской национальной культуре. И здесь особое значение имеет город Бухара, являвшаяся в XIV веке столицей государства. Золотая вышивка была главным придворным ремеслом, которое позже положило начало появлению целой модной индустрии в регионе.

Pik_05.jpg

В XIX веке мастера золотошвейного искусства Бухары были известны во многих европейских странах. Интересно, что по большей части вышивкой занимались мужчины, хотя история не отрицает того факта, что их жены и дочери тоже могли принимать значимое участие в выполнении работы. Это ремесло было кропотливым и трудоемким, на создание изделий уходили долгие часы. Золотошвейки, называемые по-узбекски зардӯз, были организованы в гильдии, членами которой могли стать только те, кто прошел долгое и тяжелое обучение и получил разрешение работать самостоятельно.

Сегодня золотая вышивка – ключевой символ культуры Бухары, который можно увидеть по всему миру. Это направление развивалось и сочеталось со многими видами искусства, включая высокую моду.

Бухарская вышивка называлась «солнечным ремеслом». Дело в том, что мастера часто использовали металлические нити, способные ловить и притягивать свет.

Сегодня золотая вышивка активно используется в работах многих выдающихся дизайнеров с мировым именем. Она является элементом новаторской современной высокой моды, подчеркивая свободу и яркость самовыражения модели. В своем выступлении Пик Кеобандит показала примеры работ вдохновляющих ее дизайнеров.

Pik_06.jpg

Вышивка заняла центральное место в кутюрной коллекции модного дома Dior осени–зимы 2021–2022 гг. При этом важно подчеркнуть, что сам французский модельер Кристиан Диор всегда с особым вниманием относился к подобным элементам. Например, принцесса Маргарет еще в 1951 г. встретила свой 21-й день рождения в платье Dior с золотой вышивкой.

Дизайнер Ева Жоспен создала текстильное произведение искусства с вышивкой от пола до потолка, вдохновившись посещением дворца Колонна в Риме, где впервые увидела золотое шитье Salle aux Broderies. Уникальная ткань из Индии, «расписанная» шелковыми нитями, является настоящей достопримечательностью. Она выполнена в стиле, который очень сложно воспроизвести.

Известный дизайнер из Алжира Ив Сен-Лоран также черпал вдохновение из французской высокой моды, а впоследствии и сам оставил след в ее развитии. В коллекциях дизайнера есть интересные модели, повторяющие моду Версальского дворца XVII века.

Французская модельер и предпринимательница Коко Шанель впервые вдохновилась вышивкой во время отношений с князем Дмитрием Павловичем, который осыпал ее сказочными изысканными подарками с золотым шитьем и жемчугами. Так в коллекциях дизайнера стали появляться сначала блузки с вышивками, а затем – жакеты и пальто, украшенные басонными изделиями, вечерние сорочки, усыпанные бисером и жемчугом. Часто узоры копировались с китайских ваз, коптских тканей, восточных ковров, индийских украшений и персидских миниатюр.

Доминиканский модельер Оскар де ла Рента, получивший международную известность в 1960-х годах, отчасти черпал вдохновение в бухарской вышивке. Он усевал вечерние платья драгоценными камнями и жемчугом, использовал металлические нити. Современные работы Оскара также содержат замысловатые золотые узоры.

Британский модельер и кутюрье, главный дизайнер Givenchy Александр Маккуин использовал в своей работе достаточно необычные материалы. Например, наряду с драгоценными камнями он добавлял в вышивку природные элементы – раковины моллюсков и перья.

Pik_07.jpg

Использование природных материалов в вышивке стало не просто интересным творческим ходом, но и новым этапом в развитии стиля.

Также вышивка является фирменным элементом стиля китайского модельера Гуо Пей. Дизайнер вдохновляется экстравагантными платьями, которые носили женщины в последние годы правления династии Цин. Работы Гуо Пей отличает инновационный подход к созданию очень сложной вышивки. Это так называемая медленная высокая мода (slow couture), где на создание предметов ручным трудом уходят бесчисленные часы и тысячи долларов.

Гуо Пей считается известнейшим кутюрье Китая. Специально для певицы Рианны на Met Gala в 2015 г. она создала платье, работа над которым длилась более двух лет. Сейчас у Гуо Пей проходит выставка в Музее изобразительных искусств в Сан-Франциско, где представлены культовые платья дизайнера с золотой вышивкой.

Еще один интересный пример использования вышивки в высокой моде – работы современного голландского дизайнера Айрис ван Херпен. Она использует передовые технологии и материалы, такие как 3D-печать, для создания футуристических произведений. Модельер отличается поистине нестандартным мышлением. Ее авангардные работы уникальны своей детализацией и тщательной проработкой, ведь автор хочет создавать единственные в своем роде изделия, где каждая нить расположена точно по ее замыслу.

Развитие золотой вышивки в высокой моде – прекрасный пример того, как многовековые традиции гармонично дополняются новыми подходами, трендами и творческим взглядом отдельных людей.

Мир богат и прекрасен своим многообразием. В каждой без исключения культуре есть удивительные образцы вдохновляющего, будоражащего искусства. Особенно ценно то, что люди из разных стран перенимают друг у друга лучшее, делая мир еще интереснее, насыщеннее и прекраснее.

Фотографии Павла Иванова, Lindy Joubert, Vincent Garnier

Текст подготовила к публикации Виктория Гусакова,

перевод выполнил Николай Гаврилов,

Информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG