Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Корея: знакомство со страной через искусство

Кореевед и искусствовед Елена Хохлова о современной живописи
23 Мая 2022
Корея: знакомство со страной через искусство

Знакомство с другими странами всегда предполагает изучение их истории и культуры. Елена Хохлова, кореевед и кандидат искусствоведения, уверена, что именно искусство позволяет тонко прочувствовать, чем жили люди в ту или иную эпоху. Оно наглядно иллюстрирует те явления, которые происходили в стране и в обществе в разные периоды времени. Поэтому главным источником информации для Елены Хохловой является живопись.

Хохлова_0T.jpg Елена Хохлова
кандидат искусствоведения, кореевед, переводчик, доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ

Елена окончила Высший колледж корееведения Дальневосточного государственного университета, позже получила магистерскую степень в области истории искусств в Университете Хоник в Сеуле. Эксперт несколько лет прожила в Республике Корея.

Сегодня Елена Хохлова преподает историю корейского искусства в Школе востоковедения НИУ ВШЭ и является практически единственным специалистом с ученой степенью в России, изучающим искусство Кореи на профессиональном уровне.

Хохлова_04.jpg

В интервью Global Women Media эксперт рассказала о том, что считает самым интересным в корейской культуре, об особенностях развития корейского современного искусства и поделилась историей о своем профессиональном пути.

Хохлова_05.jpg

– Елена Анатольевна, почему Вы решили связать свою жизнь и профессию именно с изучением Кореи, культуры и искусства этой страны?

– Если говорить откровенно, то изначально я попала в профессию не столько «по любви», сколько из практических соображений. Я жила и училась в Дальневосточном регионе, где совсем рядом границы с Китаем, Японией и Кореей. И у многих местных школьников и абитуриентов именно такая территориальная близость к другим странам определяла выбор того иностранного языка, который они хотели бы учить. К тому же уже тогда сотрудничество с Востоком считалось очень перспективным. Большинство моих сверстников, поступая в университет, выбрали наиболее популярные направления – китайское и японское. Я же пошла вслед за своей старшей сестрой и выбрала корееведение.

Искренняя увлеченность зародилась, пожалуй, тогда, когда я отправилась на первую стажировку. Всё это время в университете мы много изучали корейскую литературу, историю, немного – экономику и политику, но я практически ничего не знала об изобразительном искусстве.

Хохлова_06.jpg

Когда я впервые попала в музей корейского искусства, передо мной открылся совершенно новый мир – настолько сильно то, что я увидела, отличалось от привычных нам произведений.

Так или иначе, со школьных лет мы воспитываемся на европейской культуре, нам хорошо известны западные произведения литературы, живописи, архитектуры и гораздо меньше – образцы восточного искусства. Что касается Кореи, то традиционная живопись этой страны является для нас в России практически неизведанной. Между тем она кардинально отличается от произведений европейских и российских авторов. Например, корейский художник мог изобразить цветок всего несколькими штрихами тушью. И то, что у нас назвали бы наброском или эскизом, у них, вполне вероятно, может оказаться шедевром.

Хохлова_07.jpg

Корейцы вкладывали в свои произведения совершенно другие смыслы и ценности. И мой интерес зародился именно на почве того, что мне они оказались непонятны. Мне очень нравится открывать для себя новое, объяснять себе это, а затем делиться с окружающими. Я стремлюсь расширять границы своих знаний и, когда нахожу интересную информацию, сразу думаю о том, как с ее помощью обогащу свои лекции.

Я не ставлю своей целью «влюбить» студентов в Корею, но мне хочется, чтобы после моих лекций они продолжили открывать для себя через искусство не только Корею, но себя и мир вокруг.

Когда мы узнаем новое, расширяем свои горизонты, мы начинаем по-другому смотреть даже на привычные вещи. Чем больше мы знаем, тем больше можем понимать и анализировать.

Хохлова_03.jpg

– Что Вы считаете самым интересным в корейском искусстве?

– Для меня самое интересное – это живопись. На мой взгляд, в любой культуре она является самым иллюстративным и информативным источником, позволяющим узнать о том, как жили люди того или иного времени, чем они интересовались, какие у них были идеалы и устремления.

Произведение может быть красивым или некрасивым, но оно всегда имеет контекст. Поэтому во время лекций я стараюсь воздерживаться от субъективной оценки художественных работ. Я объясняю студентам не то, чем красиво то или иное произведение, а то, какие смыслы были в него заложены, что происходило в стране и в мире в то время, когда оно было написано. А то, какие чувства и эмоции вызывает живопись у зрителя, на мой взгляд, каждый должен решить для себя сам.

Я рассматриваю живопись и любые другие произведения искусства как результат мыслительной деятельности человека. Для меня это лучший источник информации.

Я долго занималась живописью для того, чтобы объяснить себе Корею разных эпох. Сегодня помимо живописи невероятный трепет, который я пока сама себе не могу объяснить, у меня вызывает корейская древняя керамика. Меня очень интересуют артефакты, которые археологи находили в захоронениях, гробницах. Это могут быть предметы, выполненные не в высококлассных техниках и без качественной проработки деталей. Однако меня завораживает одна мысль о том, что это продукт деятельности древнего человека, жившего в V или VI веке. И именно в залы с керамикой в корейских музеях я чаще всего бегу в первую очередь.

Хохлова_08.jpg

– Современное корейское искусство – какое оно? В чем Вы видите его уникальность?

– Рассуждая о современном корейском искусстве, важно понимать, как оно рождалось и развивалось. Для этого необходимо погрузиться в историю, и это, конечно, тема не на одно интервью.

Если говорить коротко, то в первую очередь важно упомянуть, что до XX в. Корея была закрытой страной, которую весь мир называл «государством-отшельником». Всё это время корейская культура развивалась самобытно и, как следствие, отличалась от западной. Лишь в конце XIX в. страна открылась миру и начала открывать мир для себя. Западное искусство стало проникать в корейскую культуру, и в 1915 г. на свет появилось первое произведение, выполненное корейским автором в западноевропейской традиции.

В первой половине XX в. корейские художники начали открывать для себя все те направления, которые развивались в европейской живописи веками. Они стали писать масляными красками, знакомиться с новыми техниками и сюжетами.

В 1945 г. Корея обрела независимость, а к 1953 г., после окончания Корейской войны, было образовано два государства – КНДР и Республика Корея. Именно с этого момента мы можем говорить о начале развития южнокорейского современного искусства.

Хохлова_09.jpg

В то время в главных официальных выставочных залах страны экспонировалась в основном портретная живопись, на которой изображались прекрасные девушки в богатой обстановке. Однако были художники, которые не принимали такие сюжеты. После войны, в которой погибло огромное количество людейй, а страна была разрушена, авторы хотели говорить в своем творчестве о наболевшем. Так появилось движение энформель. Художники, подобно европейским авторам, покрывали большие холсты крупными агрессивными мазками. И хотя это направление сложно было назвать авангардным в мировом масштабе, для корейского искусства оно стало творческой школой, «учебным материалом», подготовившим корейских художников к более независимому творчеству.

Чуть позже, к концу 1960-х годов, авторы стали задумываться о том, как выйти за рамки подражания и выразить национальные особенности в современном искусстве. На тот момент лидер страны Пак Чон Хи проводил политику стремительного развития государства. Он понимал, что ему необходимо выстроить страну, сильную не только с экономической, но и с культурной стороны. Президент поддерживал ремесла и возрождение традиционного корейского искусства. На этой волне современные художники тоже углубились в поиски новых форм.

На стыке корейской традиционной эстетики и западных техник родилось направление современной живописи тансэкхва. До сих пор оно является определенным национальным брендом.

Хохлова_10.jpg

Дословно тансэкхва означает «живопись одного цвета». Произведения, выполненные в этом стиле, представляют собой монохромную абстракцию, а сам процесс их выполнения напоминает медитацию.

В 1980-е годы, когда корейцы активно боролись за свои права, выходили на демонстрации и восстания, в искусстве стало развиваться направление минджун мисуль, или «искусство народа». Художники открыто критиковали правительство и навязанную Западом культуру. Интересно, что они не просто отражали в своем творчестве проблемы, волнующие народ, но и предлагали пути решения.

Следующий этап развития современного искусства в Корее пришелся на 1990-е годы. Важно подчеркнуть, что до этого времени в стране действовал «невыездной режим». Для того чтобы попасть за границу, гражданам приходилось получать специальное разрешение. После отмены ограничений на выезд из страны корейские художники стали отправляться на Запад для получения образования. Это привнесло в корейское искусство множество сюжетов, жанров и медиумов – видеоарт, инсталляции и многое другое.

С 2000-х годов Корея стала полноправным действующим лицом в мире актуального искусства. Сегодня корейские художники активно участвуют в международных биеннале, фестивалях, выставках и ярмарках.

Южнокорейское искусство вписано в контекст мировой культурной повестки. Корейские художники выражают в своем творчестве в первую очередь те темы, которые волнуют их самих. Однако многие из этих тем близки и нам – людям, живущим в России и в других странах мира. Например, корейские художники уделяют много внимания вопросам стереотипов, глобализации, экологии, этики потребления. И это еще раз подчеркивает, что, какими бы разными мы ни были, мы все живем на одной планете.

Хохлова_11.jpg

– Во время учебы Вы несколько лет жили в Сеуле. Что для Вас было самым сложным и самым интересным при погружении в корейскую культуру?

– Мне сложно сказать, что я испытывала серьезные трудности при погружении в культуру. Дело в том, что я приехала в страну подготовленной.

Первый раз я отправилась на стажировку в Республику Корея, когда училась на третьем курсе. Уже тогда я говорила на корейском языке и была довольно хорошо знакома с особенностями культуры. Иностранцев в городке, где я училась, было мало, корейцы уделяли нам очень много внимания.

Позже, когда я переехала в Корею на длительное время, я уже говорила на языке достаточно хорошо, и у меня был опыт взаимодействия с жителями страны. Поэтому не помню, чтобы испытывала сильный дискомфорт в новых условиях.

Думаю, трудности при погружении в новую культуру чаще всего люди испытывают от непонимания тех реалий, в которые они попали. Даже если мы незнакомы с традициями страны, мы обязательно должны понимать, что люди в ней могут жить по-другому.

Что меня очень привлекает и восхищает в корейской культуре, так это почитание старших. Корейцы очень уважают тех, кто старше их по возрасту и выше их по должности.

Хохлова_12.jpg

– Какие свои профессиональные проекты сегодня Вы считаете самыми значимыми?

– Самое большое значение для меня имеет моя деятельность, связанная с образованием. В этом я вижу свою социальную миссию, ответственность, и от этого я получаю большое удовлетворение. Как преподаватель я достаточно критично отношусь к себе, потому что понимаю, что на лекцию ко мне приходят студенты, ожидающие получить знания, которые будут преподнесены им на определенном уровне.

Для того чтобы соответствовать запросам аудитории и качественным меркам современного образования, я постоянно совершенствуюсь сама. Можно сказать, что большая часть моего времени за пределами аудитории посвящена именно тому, чтобы сделать часы, проведенные в общении со студентами, максимально эффективными и насыщенными.

Кроме того, особое значение для меня имеет выставочная деятельность. Так как я на профессиональном уровне занимаюсь изучением корейской живописи, я с интересом принимаю участие в реализации выставочных международных проектов в Москве и Санкт-Петербурге.

Еще один важный проект, которым я занимаюсь последний год, – общероссийский портал по востоковедению «Orientalia Rossica – российское востоковедение XXI века» (www.orientaliarossica.com), созданный на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ при участии российских вузов. Мы представляем палитру отечественного востоковедения и объединяем на одной площадке специалистов и любителей Востока.

Хохлова_13.jpg

– Что бы Вы пожелали людям всего мира в завершение нашего интервью?

– Пусть красота спасет мир.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG