English

Музыка и храм

Музыка и храм

Яна Мамонова – новосибирская камерная певица, солистка «The Bach Choir & Orchestra of the Netherlands», а также «Musica Poetica orchestra» (Нидерланды). Яна ездит с концертами по всем странам, но лишь в родном Новосибирске ей предоставляется честь выступать в кафедральном соборе Преображения Господня. 

Традиция филармонических концертов возникла благодаря домашним музыкальным салонам. Закономерно спросить, зачем давать концерты в храме? В храме нет места светскости, там каждый человек стремится найти умиротворение, побыть наедине со своими мыслями. Именно поэтому музыка, звучащая в храме, приобретает неописуемую силу. Она способна вселить в человека надежду, любовь, возвысить его духовно. Представьте себе храм, в котором в сопровождении органной музыки звучит Ave Maria… 

В Новосибирске концерты в кафедральном соборе Преображения Господня проходят регулярно. Это многовековая традиция. Яна Мамонова исполняет самую разнообразную по характеру музыку. Католический собор отличается замечательной акустикой. Сама геометрия храма позволяет звукам литься над головами слушателей. Принято считать, что духовная музыка неторопливая, величественная и печальная. Это не всегда так. Например, в Австрии в католическом соборе певцы в сопровождении хора и небольшой инструментальной группы исполняют спиричуэлс – духовные песни афроамериканцев. Они обаятельно улыбаются, пританцовывают и хлопают в ладоши. Вскоре музыкантам начинают подпевать прихожане. При этом все люди – молящиеся. Это пример духовной музыки, которая заставляет ликовать тело и душу.  

«Как мы знаем, оперное искусство изначально было призвано услаждать лишь аристократические глаза и уши. Церковь же с ее музыкой была открыта всегда и для всех: среди людей, приходивших помолиться в кирху, где, скажем, Бах играл свою музыку, были представители разных сословий. Его музыка уравнивала и принимала всех», – поясняет Яна Мамонова. 

Разумеется, слушатели не забывают об этикете: в храм не приходят в открытой и вызывающей одежде, люди ведут себя вежливо и тихо. Покрывать голову женщинам не обязательно. Мужчинам полагается находиться в соборе без головного убора. Главное одно – прихожан ничто не должно отвлекать от музыки. 

Яна считает, что человек должен чувствовать себя в храме ожидаемым гостем. Для этого людям нужно улыбаться, помогать найти место в зале, в перерыве предложить чашку чая или кофе, а после концерта – дать возможность пообщаться с артистами. Сама Яна Мамонова очень любит беседовать со слушателями. «Мы вместе, и исполнители, и слушатели, только что пережили невероятно интимный момент – посвятили час или два своей жизни друг другу. Это очень важно осознавать. Все это делает искусство частью их жизни, а жизнь – частью искусства», – считает Яна. 

Действительно прекрасная музыка вызывает сильные эмоции. Яна просит не бояться их показывать. Легкая дрожь, ком в горле, слезы, восторг – это признаки глубокого переживания, катарсиса. В век технологий у людей часто возникает эмоциональный дефицит, но искусство всегда славилось своей спасительной силой. «Возможно, это будут очень интимные переживания, те, что в реальности мы тщательно скрываем за маской силы и успеха. Будьте открыты, не бойтесь оказаться эмоционально обнаженными, незащищенными: это путь к пробуждению самых нежных и дорогих воспоминаний… Когда я слышу, как стихает зал при звуках моего голоса, когда я физически ощущаю тонкую душевную энергию, идущую со сцены в зал и обратно, я понимаю, что мой голос – это моя капля красоты. Здесь и сейчас. Для вас», – заключает Яна Мамонова. 

Агата Коровина, информагентство «Евразийского женского сообщества»

Источник и фотоматериалы - Интеллектуальный глянец Сибири

Логотип-2015-(кривые).jpg


31.08.2017

ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ

АРХИВ НОВОСТЕЙ