English

Роль женщины в образовании


212d697ab914d0a27a2e2c192835af39.jpg

Что значит быть преподавателем, как молодежь ведет себя в новой среде и что делать, чтобы дети читали классическую литературу? На эти и другие вопросы ответила Марина Михайловна Егорова, кандидат педагогических наук, декан колледжа фотографии ИГУМО.

– Вы защитили диссертацию в 55 лет. Это достаточно поздно по общепринятым меркам. Что Вас побудило сделать этот шаг?

– Я работала в гимназии, и как-то мне позвонила моя бывшая ученица, одна из любимых, и сказала: «Марина Михайловна, выручайте, нам нужен преподаватель. Всего несколько часов». И я пошла. В итоге два года совмещала работу в школе и колледже. Но настало время выбирать. Кроме колледжа мне предложили вести занятия и в институте. И вот тут я поняла, что мне нужен новый уровень знаний и методики преподавания.

– Страшно было вновь становиться ученицей?

– Нет. Я всегда очень любила учиться. Написание диссертации – это не страшно, это очень увлекательно. Лекции, общение с аспирантами, научным руководителем, посещение конференций, само написание, когда ты копаешь этот материал, ведь русский язык – это кладезь! Сложности возникали, когда нужно было соблюдать формальности: проходить предзащиту, писать автореферат, потом защита...

– Какую тему Вы изучали?

– «Анализ реализации полисемии в художественном тексте как средство совершенствования речевой культуры студентов». Полисемия – это многозначность слов. В русском языке 80% слов многозначны. И студентам я задавала, например, написать текст о слове «охота», которое имеет пять значений. Нужно было составить текст, используя это слово во всех значениях.

– Знала я преподавателя, который стоял у доски, что-то писал и не обращал внимания на шалопайничество студентов. И лишь однажды он сказал, что преподаватели не обязаны развлекать, они дают знания. Сейчас многие учителя, наоборот, играют с детьми, пытаются их завлечь. Какая позиция Вам ближе?

– Это нужно комбинировать. Одной лишь игровой формы мало. Когда я работала в школе, на одном из педсоветов мы обсуждали объем домашнего задания. И при подготовке к обсуждению я целый день ходила за одним классом с урока на урок. Записывала материал, чтобы предположить, сколько им придется выполнить только за один день. Я, взрослый человек, я просто присутствовала, у меня по сравнению с ребятами было достаточно комфортное положение, но как я устала! Я вымоталась страшно. А ребенок? Нужно переходить от учителя к учителю, у каждого своя манера преподавания. И под каждого нужно подстроиться. Это каторжный труд. Учеба – это не развлечение. Она должна быть увлекательным процессом, но это прежде всего труд. И если школьника не настроить на то, что это труд, все обучение будет бессмысленно. Он станет реагировать в духе «нравится / не нравится». А это не шоколадка.

егорова_1.jpg

– Насколько я знаю, игры Вы все же проводите…

– Провожу, чтобы пробудить в детях желание читать тексты классиков. Некоторые ребята думают, что если прочли краткое содержание, то прочли произведение. Даже не сомневаются. И я придумала вот что. Проходим Тургенева «Отцы и дети». Задаю по первым двум предложениям нарисовать героя на листочке. Схематично. А там: «…молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками» – это же такая характеристика! Дети, конечно, показали, как они умеют рисовать: модельные позы, приятные глазу черты лица. «Подожди, – говорю, – он же щекастый. Тургенев мог написать “пухлый”, но выбрал “щекастый”. Это комплимент или сатирическое изображение? “Тусклые глазенки” – уменьшительно-ласкательный суффикс говорит о расположении автора или наоборот? Рисуя, ты должен прочитать и подумать, что за человека описал автор. Щекастый малый с тусклыми глазенками не может быть положительным героем». А когда изучали «Обломова», один студент должен был читать текст вслух, а второй – экспромтом показывать это пантомимой. Как ребята раскрывались! Парень, который все время сидел где-то в конце у окна… что он творил! Он тут же сделал прическу Захара и залихватски вытащил край рубашки, копируя внешний вид героя. Ребята увидели детали, которых нет в кратком содержании. И все ухохатывались. Диван из стульев сделали. На нем наш Обломов очень живописно развалился!

– Работать с детьми всегда достаточно сложно. Некоторые даже высказываются, что это профессия, опасная для здоровья. Не боитесь эмоционального выгорания?

– Усталость бывает, а эмоционального выгорания нет. Без эмоций нельзя работать. Дети это чувствуют. Когда я только начинала преподавать, мне всегда было интересно общаться с детьми на равных. И вот объясняешь, объясняешь, а они слушают, и я что-то рассказываю и думаю, а что они все глаза-то вытаращили? Потом понимаю, это я глаза вытаращила, а они за мной!

– Вы сейчас сказали очень важную фразу, что Вы на равных со студентами. По итогам конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее», который был проведен на интернет-портале «Одаренные дети», можно сделать вывод, что дети ждут преподавателей-наставников. Им не нужны роботы, им нужен друг, который станет подсказывать путь. Такой учитель, за которым следуют ученики. И можно сказать, что Вы олицетворение этого учителя.

– Мне очень печально, когда дети пишут, что ненавидят школу. Я боюсь, что это веяние времени. Когда об образовании говорят «рынок», это не может не сказываться. Когда директоров школ называют «менеджерами», это ужасно. Сейчас уже есть директора без педагогического образования. Нельзя так в школе, нельзя, потому что дети – это не товар.

– Какой совет Вы могли бы дать молодым преподавателям?

– Быть неравнодушными. Это основа основ. Даже когда ругаешь, студент понимает, что ты за него переживаешь. Ребята это очень хорошо чувствуют. А если вы идете в профессию, чтобы покрасоваться, показать, что вы умнее других, то это тупиковый путь. Всему остальному можно научиться. Если в душе нет желания работать с детьми, вы никогда не станете хорошим учителем. Иначе это будут муки для вас и муки для детей. Здесь можно только с душой.

Вы знаете этимологию слова «совесть»? Надо разобрать его на «со» и «весть». Вестник – это ангел. «Со» – это соединение, следование. Совесть – это жить по подсказке ангела. Бессовестный человек – тот, кто сказал ангелу «я и без тебя знаю, как мне жить». Бессовестные люди существуют, но нельзя, чтобы они становились преподавателями.

И сегодня путают интеллигентность и образованность. Образованный человек не всегда интеллигент. Д.С. Лихачёв определяет интеллигентного человека так: он неравнодушен к тому, что происходит вокруг него. Вот Александр Блок – настоящий интеллигент, он всегда испытывал чувство вины перед обездоленными, хотя он не был напрямую причастен к жизни этих людей. Чего не хватает современному обществу? Порядочности, интеллигентности. И этому должны учить в школе.

Егороваинтервью_2.jpg

– На Ваш взгляд, чем колледжане отличаются от детей в школе?

– Колледжане отличаются и от школьников, и от студентов вуза. Они занимают промежуточную позицию: ребята уже выросли из штанишек школьника, но до брючек студента еще не доросли. Возникает противоречие: он вроде бы студент, а замашки школьные. В школе могут точку вместо двойки поставить, пальцем погрозить. А здесь: пришел – учись. Но они взрослеют к концу первого курса.

– В колледже, деканом которого Вы являетесь, дети активно занимаются фотографией. Как Вы оцениваете их творчество?

– Такая глубина… Я все время повторяю одну и ту же фразу: «Я бы сама пошла к нам учиться». Я не ожидала, что фотография – это искусство, это наука, это неисчерпаемые возможности. Я, когда посещаю занятия, не могу уйти с них. Завораживают. У нас сейчас выпускник пишет диплом о фэшн-фотографии. Кажется, ничего особенного. Но его модели будут воплощены в образах литературных героев. Он сейчас специально перечитывает классику. Хочет показать, что через внешность, через взгляд, позу можно раскрыть внутренний мир человека.

Успех в фотографии во многом зависит от того, сможешь ли ты расположить к себе человека, которого собираешься запечатлеть. Ты его доложен раскрыть, он должен тебе довериться, поэтому у нас есть предмет «Психология общения».

– Что для Вас русский язык и литература?

– Чтение для меня – это нормальное состояние. Читаю в дороге, даже за едой, хотя знаю, что это плохо. Я всегда готова ответить на вопрос: «Что ты сейчас читаешь?»

– Что Вы сейчас читаете?

– Историческую публицистику: «В родном углу. Как жила и чем дышала старая Москва» Сергея Дурылина. Это про Москву начала XX века… Стиль. Язык. И Москва. Такая красота!

А летом я обязательно перечитываю классику. Ее полезно перечитывать каждые 6–7 лет. Перечитала свою любимую «Анна Каренину». Так расстроилась! Она вдруг перестала быть моей любимой. Совершенно другой взгляд. И как могло возникнуть такое раздражение? Анне важно было, чтобы все вокруг ее любили. Но ведь у нее двое детей! А это уже мой взгляд взрослой женщины на героиню...

Также этим летом прочитала самую подробную биографию Чехова, написанную англичанином Дональдом Рейнфельдом. Там огромное количество писем, цитирований, очень много фактов, например, какое издательство сколько построчно платило писателю. Но, по-моему, Рейнфельд ничего не понял о Чехове. На мой взгляд, желание автора заглядывать под одеяло к Чехову и его родственникам говорит о некоторых проблемах самого автора.

Между прочим, читаю только электронные книжки. Мне удобно. Целая библиотека, и шрифт меня устраивает.

А по поводу русского языка… Только в институте я поняла, что такое русский язык. Боже мой!.. Это такая многомерная планета красоты и возможностей!

– Слушала недавно радио, и там ведущий вспомнил, как оказался свидетелем сердечного признания одной девушки, она сказала своему молодому человеку: «Мне с тобой так нормально!» Девушка просто не знала, как по-другому высказать свои чувства.

– Мне таким же образом ответили на вопрос: «Как Маяковский принял революцию?» – «Нормально». Я захлебнулась. Слово должно быть по росту мысли. Куцее слово – куцая мысль.

Но даже у читающих ребят большие проблемы с анализом произведений. Они перескажут прочитанное, но когда начинаешь задавать вопросы, они в недоумении. Привыкли, что можно взять с сайта готовую мысль, хорошо сказанную. Уместно привести слова польского писателя Януша Вишневского: «Читайте книги – не позволяйте думать за вас!» Пока интернет явно не способствует каким-то размышлениям.

– Но он дает Вам возможность читать книги.

– Нет, ну куда без интернета! Об этом можно даже не говорить. Я во всех социальных сетях сижу.

– Помогают они Вам в общении со студентами?

– Конечно. У нас у каждого курса есть свои группы, мы там общаемся достаточно часто. Это же очень мобильно: посоветовались, сбросили информацию, что-то уточнили. Единственное, в друзья я очень избирательно добавляю. И сразу предупреждаю ребят, что сниженная лексика… не хочу видеть ее в ленте новостей. Бывает, подростки любят покрасоваться, какие слова они знают.

– Как Вы оцениваете роль женщин в образовании?

– Как ведущую! Если это заботливый, знающий преподаватель, то женское начало всегда помогает. Вместе с тем нужно, чтобы в школе было равное количество мужчин и женщин. Тем более сейчас такие проблемы в семейной жизни: отчимы, мачехи, опекуны становятся нормой жизни. А здесь мы как родители.

– Впереди два зимних месяца. Посоветуйте несколько книг, чтобы поднять себе настроение.

– Виктория Токарева. Я ее очень люблю. У нее прекрасные жизненные зарисовки, читайте все подряд. Затем, Георгий Данелия, режиссер, который снял «Мимино», «Кин-дза-дза». Он написал три книги воспоминаний. Такой язык! Такое чувство юмора! Человек, которого чествовали на всевозможных кинофестивалях, он с такой простотой описывал все происходящее. Например, как у всех были широкие бабочки, а у него узкая, на которой он сидел в машине. Тщеславия ну ни капельки. Это очень подкупает.

Но надо сказать, что у меня уже настал такой период, когда я читаю литературу о литературе. У Александра Гениса есть хорошая книга – «Довлатов и окрестности». А автобиографию этого автора я не могла читать, когда ехала в транспорте, – так хотелось хохотать.

Рекомендую прекрасную книгу «Родная речь» Петра Вайля и Александра Гениса. Это иронический взгляд на русскую классику. Чтобы так смело высказаться о Карамзине, Пушкине, Некрасове, нужно очень любить русскую классику и хорошо ее знать. Они могли себе это позволить.

И напоследок советую всем познакомиться с творчеством блогера Славы Сэ! Я очень ценю умение владеть словом. А он говорит такие мудрые вещи и с таким юмором, с такой метафоричностью, что это завораживает.

Агата Коровина, информагентство «Евразийское женское сообщество»


10.01.2018

ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ

Теги: МАРИНА ЕГОРОВА, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ, ПОЛИСЕМИЯ, РОССИЯ УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ, ПОРТАЛ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ», Д.С. ЛИХАЧЁВ, АЛЕКСАНДР БЛОК, ФЭШН-ФОТОГРАФИЯ, ДОНАЛЬД РЕЙНФЕЛЬД, ЯНУШ ВИШНЕВСКИЙ, «ДОВЛАТОВ И ОКРЕСТНОСТИ», ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА, ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ

АРХИВ НОВОСТЕЙ


Материалы по теме: