English

Владимир Познер: журналистика – это большая ответственность

О патриотизме, ответственности и балансе позитивных и негативных новостей в российских СМИ

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    1 Ноября 2018
Владимир Познер: журналистика – это большая ответственность

Идея ИА «Евразийское женское сообщество» о необходимости введения нового тренда в журналистике – ответственного подхода СМИ к информации, которую они транслируют аудитории, – была поддержана Владимиром Познером в ходе второй ежегодной конференции Агентства социальной информации и центра «Благосфера» «ЗаЧем будущее социальной журналистики?».

Познер_T.jpg Владимир Познер
журналист, телеведущий, первый президент Академии российского телевидения (1994—2008), писатель

По словам мэтра, «любая журналистика социальна, потому что она всегда касается общества». Поэтому в беседе с главным редактором ИА «Евразийское женское сообщество» Мариной Волынкиной Владимир Владимирович согласился, что одним из многогранных проявлений патриотизма должно стать изменение отношения к социальной журналистике в обществе. А это отношение в свою очередь зависит от того, несет ли журналист ответственность за то, что он делает. Значит, сегодня задача медиа – не просто удержать читателя в «окне внимания» (краткий отрезок времени, которое он готов потратить на новость), а понимать, какой факт и с какой целью СМИ публикует, и отвечать за этот выбор. Каким сегодня должен быть журналист и какой должна быть социальная журналистика – мыслями об этом делился с коллегами Владимир Познер на конференции в «Благосфере».

1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg
1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg

Может ли журналист быть полностью объективным?

По мнению Владимира Познера, на все 100% – нет, ведь «журналист не робот». Но стремиться к объективности может каждый. Чтобы информация пришла к читателю точной, своевременной и беспристрастной. И при этом интересной. Да, читатель хочет подробностей, и побыстрее. Чтобы понять, на сколько рублей будет увеличена пенсия, ему хватит и четырех секунд. Но и сухая публикация в стиле толкового словаря не «цепляет» глаз. Зато стоит читателю найти интересный кусок – он углубится в чтение. Стало неинтересно – перейдет к следующему подзаголовку.

Публикация, которая сможет захватить и удержать внимание аудитории, должна быть не только четкой, краткой и конкретной, но и интересной.

А еще – не внушать аудитории взгляд репортера на конкретное событие, а «сообщать информацию наиболее полно, чтобы читатель знал, что есть разные точки зрения по какому-то поводу, получил полную картину. Мы стремимся сообщать об этом без своей пристрастности и, конечно, говоря правду».
«У нас очень мало журналистики, у нас много пропаганды, т.е. желания убедить читателя, слушателя, зрителя в определенном мнении, указать ему на то, что правильно, а что нет. Человек, который занимается пропагандой, – пропагандист, а вовсе не журналист», – сказал Владимир Познер. При этом, по его словам, «мы все в той или иной степени жертвы средств массовой информации». 

Зачем СМИ позитивные новости?

Владимир Познер процитировал известное выражение о том, что журналист – цепной пёс демократии. Журналист не может изменить мир, он может лишь сообщить, что где-то творится непорядок. Поэтому журналистов не очень любят. Но ни одна демократия не может существовать без журналистики: в стране должен быть независимый институт, который первым реагирует на проблемы. Об успехах власть может сообщить и сама.

В этой связи актуальным оказался вопрос декана факультета журналистики ИГУМО Татьяны Ворожцовой: почему, в отличие от государства и коммерческих структур, имеющих возможности сообщить гражданам о своих достижениях, полезные социальные инициативы и деятельность некоммерческих общественных организаций оказываются вне зоны внимания прессы?

Наши СМИ циничны и не очень любят сообщать позитив, но тому есть причины, пояснил Владимир Познер. Государство на протяжении не одного века так обманывало русского человека, что постепенно у него выработался иммунитет. Если сказать «вот это хорошо», он едва ли поверит. А если сказать, что «вот это плохо», он ожидает, что дальше будет еще хуже. «Позитив в СМИ читатель рассматривает с большим сомнением, мол, знаем мы, в чем тут уловка, – говорит журналист.

– Но будь я главным редактором, считал бы новости “о хорошем” очень важными, потому что они внушают людям немного оптимизма. Без него жить, на самом деле, невозможно. Нормальный редактор не будет отказываться от публикации таких новостей».

Кстати, во время лекции в «Благосфере» Владимир Познер вспомнил высказывание 2-го президента США Томаса Джефферсона (1801–1809. – Ред.): «Если бы пришлось выбирать: иметь правительство без газет или газеты без правительства, я бы, не раздумывая, выбрал второе». А так хочется верить, что в России однажды будет и то, и другое – со знаком плюс…

Тина Станкевич,
информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ


Материалы по теме: