«Живая классика»: объявляем моду на чтение


Литература позволяет человеку преодолеть переживания, помогает в осознании и решении многих проблем. Главное – в нужное время найти «свою» книгу. Для того чтобы привить детям любовь к чтению, помочь не потеряться в море литературы, объединить читающих и думающих детей, был создан проект «Живая классика». О проекте и полезных свойствах книг подробнее рассказала Марина Смирнова, президент фонда «Живая классика», литературовед, филолог.
![]() |
Марина Смирнова президент фонда «Живая классика», по образованию – филолог, преподаватель русского языка и литературы Главный проект: Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» Жизненные ценности: отношения между людьми |
Чтение вслух – это терапия
Идея проекта «Живая классика» заключается в том, чтобы каждый ребенок самостоятельно нашел для себя «свое» произведение, близкое ему по настроению, проблематике, интересное по сюжету, а затем прочитал вслух самый интригующий отрывок из книги одноклассникам. Главная задача – заинтересовать своих сверстников. Такой конкурс чтецов проходит сначала на уровне класса, затем – школы, города, а финальный этап – в «Артеке».
Марина отметила, что чтение вслух является настоящей терапией. Часто личные переживания, истории бывает сложно рассказывать на публику. Выбрать близкое к душевному состоянию произведение и озвучить его проще. Когда ребенок читает, он понимает, что не один, переживает жизнь вместе с героями, учится преодолевать трудности. Через художественный текст он говорит о своих переживаниях, и его одноклассники начинают относиться к нему иначе, ведь он смело и искренне рассказал свою историю.
Позитивная энергия чтения
Проект объединяет более 2 млн ребят из 85 регионов России и 80 стран мира. Интересно, что многих из них интересуют не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. Например, в этом году в конкурсе победила девочка, которая мечтает стать детским онкологом.
Все участники проекта разные, и в то же время они похожи – коммуникабельностью, позитивом и целеустремленностью. Им просто общаться друг с другом, потому что все они воспитаны на одних и тех же литературных произведениях и имеют схожие жизненные ценности. Они хотят созидать, помогать окружающим, делать добрые дела.
Часто такая позитивная энергия рождает интересные инициативы. Порой ребята из одного региона объединяются и придумывают собственный проект. Например, в Воронеже участники «Живой классики» отправились в школу, где обучаются незрячие дети. Они рассказали им о своих любимых произведениях, а затем с помощью голосования выбрали самые интересные и записали аудиоспектакли по этим книгам. Ребята с Сахалина воодушевились тем, что в каждом городе региона живет один или несколько участников проекта «Живая классика». Сейчас они создают собственный туристический портал, на котором каждый рассказывает о достопримечательностях и возможностях, в том числе бесплатного образования, в их населенном пункте. Школьники из разных регионов с большим энтузиазмом реализуют проекты в самых разных направлениях – занимаются общественной и благотворительной деятельностью.
«Моя главная задача – сформировать сообщество думающих и читающих детей c развитым эмоциональным интеллектом, помочь им не затеряться, найти друг друга, чтобы поддерживать в разных начинаниях, заражать идеями, энергией, позитивом. “Живая классика” – это такая подростковая сеть, которая действует по всему миру. Хочешь открыть издательство? В “Живой классике” найдутся и наставники, и единомышленники. Хочешь написать книгу, создать дискуссионный клуб, организовать конференцию – в “Живой классике” помогут. Для меня важно, чтобы инициативные дети чувствовали поддержку, чтобы их инициативы не затухали, а подхватывались, чтобы в любом городе мира дети из “Живой классики” могли встретить своих».
Мода на чтение
К проекту присоединяется все больше школьников. У подрастающего поколения становится модным быть добрым, отзывчивым, открытым, начитанным и эрудированным. Такую моду задают в первую очередь сами участники проекта «Живая классика». В регионах и на федеральном уровне действуют целые пресс-центры. На их базе школьники сами готовят публикации для СМИ, ведут социальные сети проекта, рассказывая окружающим о том, что такое «Живая классика», мотивируют их больше читать и развиваться.
Проект приобретает все большие масштабы. Марина Смирнова поделилась, что в планах фонда «Живая классика» – подобрать художественные произведения, подходящие под каждый отдельный психотип человека, под его жизненную ситуацию, и разработать тест, пройдя который, люди смогут найти «свою» книгу.
Анна Репина,
информационное агентство «Евразийское женское сообщество»
ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ