English

Татьяна Черниговская: нужно переходить к образованию понимания

О задачах женщин-ученых по сохранению психического здоровья нации и привлечению детей в науку

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    9 Ноября 2018
Татьяна Черниговская: нужно переходить к образованию понимания

Тысячи лет мозг человека решает научные и жизненные проблемы, но он никогда раньше не сталкивался с тем, что происходит в наступившем веке. Наши дети попали в новый мир с гигантскими скоростями, сменами смыслов. В этих условиях женщины-ученые должны принимать непосредственное участие в воспитании и образовании детей. К этому в ходе дискуссии «Роль женщин-ученых в условиях глобальных вызовов современности» на втором Евразийском женском форуме (ЕЖФ) призвала коллег руководитель лаборатории когнитивных исследований и кафедры проблем конвергенции гуманитарных и естественных наук Санкт-Петербургского госуниверситета, член-корреспондент Российской академии образования, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, лауреат золотой медали РАН в области пропаганды научных знаний Татьяна Черниговская.

Черниговская_ТВ_1_T.jpg Татьяна Черниговская
заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ

В лаборатории Татьяны Владимировны наблюдается гендерное неравенство: в ней совсем нет мужчин. 

«Просто девушки оказались умнее, вот и все, – рассказывает профессор. – Я смотрю на них с восторгом: у них как минимум по одному ребенку, а у некоторых по двое и по трое, они прекрасно выглядят, замечательно одеваются. Они говорят на нескольких языках, все защитили кандидатские диссертации, а некоторые без пяти минут доктора наук. И я спрашиваю себя, как это у них получается?»

Подобные чувства испытывали и наблюдатели математической олимпиады для девочек, проходившей в рамках ЕЖФ. «Я с восхищением смотрела на этих фантастических девочек, которые руками вынимали числа из воздуха, и не понимала, что и как они делают. Это потрясающе! У них очень необычная тренировка нейронной сети, которая требует лонгитюдного (многолетнего) исследования», – полагает Татьяна Черниговская.

В ходе дискуссии многие выступавшие говорили о том, что строгий мужской ум и женская интуиция нужны нам одновременно. Однако, по мнению Татьяны Черниговской, мир стал конвергентным, и нам очень трудно сказать, где одна область знаний начинается, а другая заканчивается. 

1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg
1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg

«Вот я занимаюсь языком, мозгом, сознанием, памятью. Какая это специальность? Я доктор наук по теории языка и по физиологии человека, это нечастый случай. Но мы не знаем, какая это область. Психология? Или искусственный интеллект? Лингвистика? Эйнштейн отнюдь не поэт, но написал: интуиция – священный дар, разум – покорный слуга. Над этим стоит подумать».

Мозг, который изучает Татьяна Черниговская, – сложнейшее из известных нам творений природы, это гигантская нейронная сеть, «такой сложности, что надеяться, будто нам удастся разгадать его загадку, может только очень наивный человек».

По словам ученого, нейронная сеть обладает пластичностью, т.е. способностью образовывать новые нейронные связи, учиться и запоминать. И мозг должен быть занят работой, должен решать сложные для себя задачи, а не журнальчики перелистывать.

Как людям удается справиться с гигантским объемом многозначной информации, которая каждую миллисекунду поступает к нашим органам чувств (глаза, уши, кожа)? Мы зависим кардинально от того, каков наш мозг и как он воспитан.

«У этих девочек, которых мы наблюдали на олимпиаде, открыв рот, происходит в мозге что-то другое: их нейронная сеть предприняла совершенно другой ход, какой – я этого не знаю, но понимаю, что хочу это изучить», – говорит профессор.

Если мы любим наших детей и волнуемся, что будет с человечеством дальше, то мы должны их подготовить к новому миру, считает Татьяна Владимировна. Это значит, что должна быть изменена система образования: высшего, среднего, дошкольного. Сегодня мы с вами не конкуренты этим математическим феям.

Нам нужно переходить, как когда-то говорил Сергей Петрович Капица, от зубрежки (зачем мне что-то запоминать, если есть Гугл?) к образованию понимания. Возможно, детей надо учить метанавыкам: как справляться со стрессом, как выдерживать постоянно меняющиеся ситуации, как бороться с лавиной новостей, которые не всегда правдивы, и т.д.

Это значит, что мы должны подготовить наших детей к тому, что гаджеты не решают в жизни все задачи, что компьютер на один и тот же запрос дает нам разные объяснения.

Женщины-ученые должны активнее подключаться к воспитанию и образованию детей. Прежде всего – своих, уверена Татьяна Черниговская. «Почему женщин – докторов наук меньше, почему они позже защищают диссертации? Минуточку, а кто детей рожает? Мы же не можем рожать их после 50 лет, это нереально. Но если мы пойдем по пути "родили – и отодвинули", то получим отрицательный результат», – говорит профессор.

Именно поэтому Татьяна Черниговская не отказывается от участия в различных телепередачах, лекциях, публичных выступлениях, потому что, по ее же словам, «нюхом чует», что это важнее, чем добавить еще одну научную статью к своим и без того трёмстам шестидесяти. Может быть, женщинам-ученым надо больше выступать, потому что это прямое воздействие на следующее поколение.

«Я занимаюсь распространением "вирусов", т.е. заражаю детей наукой. Почему они потом идут ко мне и моим коллегам учиться? Потому что они попались на крючок, потому что это страшно интересное занятие – наука, – убеждена Татьяна Черниговская. 

– Она сродни детективу: ты собираешь улики и компромат, складываешь вместе, садишься ночью и начинаешь думать…Детям может казаться, что наука – скучное дело, в ней странные люди, они складывают буквы, цифры, тоска. Но на деле, напротив, даже Агата Кристи отдыхает! Объяснить это детям, научить их мыслить научно, привлечь к исследованиям – наша роль, задача женщин-ученых».

Валентина Станкевич,
информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ


Материалы по теме: