English

Женщины, которые открыли себе дверь в науку

Женщины, которые открыли себе дверь в науку

Ровно 100 лет назад правительство большевиков приняло ряд указов, которые впервые в истории нашей страны позволили женщинам получить доступ к высшему образованию и занятию научной деятельностью. Однако прежде чем это произошло, немало женщин уже работали в научных учреждениях. О представительницах прекрасного пола, которые прокладывали путь в эту сферу, рассказала Ольга Александровна Валькова, доктор исторических наук, сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

ЕЖС-конференция-3_2.jpg

В 1878 г. в Санкт-Петербурге впервые открылись Высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания. Они не входили в систему высшего образования, но их выпускницы иногда получали возможность занять официальные должности в научно-образовательной сфере. Это стало большим шагом на пути представительниц прекрасного пола в науку. Уже из первого выпуска в 1882 г. пять женщин получили работу на курсах в качестве ассистентов руководителей практических занятий. В период до 1908 г. в разное время эту должность занимали 56 женщин. Многие из них внесли значительный вклад в развитие образовательной деятельности. Например, Вера Шифф стала автором одного из популярнейших учебников по математике, который впоследствии был переиздан более 20 раз.

ЕЖС-конференция-3_3.jpg

Также выпускницы курсов работали в Пулковской обсерватории – первом в стране учреждении, которое стало принимать женщин на должности вычислителей. Появление девушек в этой сфере было замечено и оценено общественностью. Константин Доримедонтович Покровский, астроном, член-корреспондент АН СССР, посвятил целую статью женщинам-астрономам, вычислителям, где отмечал их трудолюбие, точность и аккуратность. К слову, больших успехов добилась одна из первых сотрудниц обсерватории Мария Васильевна Жилова. Она всю жизнь посвятила астрономии, написала большое количество научных работ, среди которых особенно известны работы по теории движения малых планет.

Вторым учреждением, которое активно начало принимать женщин, стала Главная палата мер и весов. Ее ученым-хранителем в то время был назначен химик Дмитрий Иванович Менделеев. Именно по его инициативе в палату на работу была приглашена первая женщина – Ольга Эрастовна Озаровская. Уже через несколько лет в учреждении насчитывалось более десяти девушек, чью деятельность очень ценил и хвалил Дмитрий Иванович.

ЕЖС-конференция-3_4.jpg

К 1908 г. свидетельство об окончании Высших женских курсов получили 2795 человек. При этом прослушивали программу почти в 10 раз больше женщин, но они не сдавали итоговые экзамены. Однако лишь 101 выпускница смогла устроиться на работу в высшее учебное или научное учреждение. К слову, женщины, получившие дипломы в зарубежных университетах, также с большим трудом могли войти в профессию. Ольга Александровна отметила, что, несмотря на все это, девушки не сдавались ни перед какими трудностями. Многие из них продолжали идти к своей цели, оставались учиться в аспирантуре, рассчитывая на серьезную научную и преподавательскую карьеру.

Работа женщин, которые попали в научную сферу, была непростой. Нагрузка была настолько велика, что у них не хватало времени для собственной научной работы. Положение женщин в этой сфере улучшилось лишь в 1911 г., когда был принят «Закон об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительницы средних учебных заведений». Благодаря ему в России появились первые женщины-профессора, такие как Екатерина Федоровна Ковалевская, Мария Васильевна Павлова и др. Принятие закона стало первым шагом, сделанным правительством для улучшения положения женщин в науке.

ЕЖС-конференция-3_5.jpg

В 1917 г. к власти пришли большевики, а в начале 1918 г. они приняли ряд декретов, которые позже были закреплены в Конституции. С юридической стороны документ полностью уравнял положение мужчин и женщин во всех сферах жизни. Со временем были устранены многие барьеры для представительниц прекрасного пола, в том числе для доступа к высшему образованию. Главным требованием при принятии на работу в университет стали наличие научных трудов и авторитетность в научном мире.

Сравнивая ситуацию в разных странах, Ольга Александровна заметила, что в Европе передовыми государствами в вопросе доступности высшего образования для женщин были Германия и Швейцария. Их университеты первыми приняли женщин в число студенток. Наша собеседница подчеркнула, что среди них были и русские девушки. К началу XX в. женщины получили доступ к должностям, требовавшим диплома доктора наук.

Сегодня доля женщин-ученых в России значительно выше, чем во всем мире. Они составляют 40% всех ученых страны, многие из них руководят университетами, исследовательскими лабораториями, кафедрами и совершают выдающиеся открытия. Во многом это произошло благодаря тем целеустремленным, эрудированным, трудолюбивым и сильным духом женщинам, которые открыли себе и своим последовательницам дверь в науку в конце XIX – начале XX в.

Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


25.05.2018

ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ

Теги: ОЛЬГА ВАЛЬКОВА, МАРИЯ ЖИЛОВА, ОЛЬГА ОЗАРОВСКАЯ, ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ, ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ, ГЛАВНАЯ ПАЛАТА МЕР И ВЕСОВ

АРХИВ НОВОСТЕЙ


Материалы по теме: