English

Елена Перминова: о бюджете и социальных программах

Елена Перминова: о бюджете и социальных программах

Совет Федерации одобрил федеральный бюджет на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. Агата Коровина поговорила с Еленой Алексеевной Перминовой, представителем от исполнительного органа государственной власти Курганской области, о том, за счет каких сфер экономики станет формироваться бюджет, какие проекты благоустройства городов планируется реализовать и как будет рефинансироваться государственный долг субъектов РФ. 

– Какие прогнозы делают парламентарии по поводу социально-экономического развития России? 

– Если говорить о прогнозе коротко, то темпы роста валового внутреннего продукта в Российской Федерации в 2018 г. составят 2,1% и дойдут до 2,3% к 2020 г. На наш взгляд, это немного консервативный прогноз, но надо понимать, что планы должны быть выполняемыми. Мы не можем просто написать большие темпы роста – нужно, чтобы заработала вся экономика. 

– За счет чего экономика заработает? На нефть, насколько я понимаю, надеяться уже не приходится. 

– Хорошие результаты должны показать обрабатывающие производства. С 2016 г. наблюдается рост в сельском хозяйстве. Сегодня это один из локомотивов развития экономики – в эту сферу идут серьезные инвесторы, целый комплекс мер Правительства направлен на поддержку сельского хозяйства. В федеральном бюджете на 2018 год будут увеличены расходы на эти цели на 20 млрд рублей, плюс заложено 2 млрд на поддержку производства сельхозтехники. Далее – легкая промышленность, она тоже сейчас показывает неплохие темпы роста. Недавно Минпромторгом была проведена выставка детских товаров «Сделано для детства». Мы очень заинтересованы в том, чтобы игрушки, одежда, обувь могли конкурировать с импортными товарами, чтобы они были безопасными, красивыми и доступными.

С 2015 г. работает Фонд развития промышленности. Он на конкурсной основе софинансирует промышленные проекты в различных регионах. Вот, например, в 2016 г. для строительства фармацевтического предприятия в субъекте, который я представляю, Курганской области, Фондом было выделено 500 млн рублей. Завод уже работает и выпускает нужные медицинские препараты, десять из них – жизненно важные. 

женсайт-сенатор-Перминова1.jpg

– А есть ли какая-нибудь «подушка безопасности» для бюджета? 

– Конечно. Если говорить в абсолютных цифрах, то бюджет 2016 г. по доходам составил 13,6 трлн рублей. Но 2016 год был самым тяжелым для нашей экономики. В итоге дефицит бюджета был очень большой – почти 3 трлн рублей. Для выполнения всех социальных обязательств перед нашими гражданами – своевременной выплаты пенсий, зарплат, социальных пособий (а мы еще строили детские сады по президентской программе) – дефицит бюджета был покрыт из внутренних источников. Это получилось благодаря Резервному фонду нашего государства и Фонду национального благосостояния. 

В начале 2017 г. у нас были опасения, что мы полностью используем все резервы, поэтому прорабатывали этот вопрос детально. Как Вы сказали, «подушка безопасности» должна быть. И в этом году было принято новое бюджетное правило: резерв будет формироваться за счет нефтегазовых поступлений. Сколько бы ни стоила нефть, на все социальные и прочие расходы будет отправляться только 40 долларов за баррель, а все, что будет свыше, пойдет в Фонд национального благосостояния. Планируется, что к началу 2020 г. он будет составлять более 4 трлн рублей. 

– Как именно формируется бюджет? 

– Федеральный бюджет в основном формируется за счет налогов, таможенных пошлин и сборов, налогов на добавленную стоимость и на природные ресурсы. Также в федеральный бюджет поступает часть акцизов. Затем деньги распределяются по статьям бюджета. Есть закрытая часть бюджета (на национальную оборону) и открытая – она доступна всем. В режиме онлайн каждый гражданин может посмотреть, как принят бюджет, какие доходы, какие расходы, на какие цели направляются деньги. 

– До 2020 года не предусмотрена индексация материнского капитала. Почему? 

– Федеральный бюджет сбалансирован на ближайшие три года. В 2020 г. мы примем новый бюджет, этот вопрос мы также рассмотрим. А пока программа все еще действует: каждая семья, родившая второго ребенка, имеет право на получение материнского капитала, а это серьезная финансовая поддержка. 

– Сохранится ли порядок выдачи бесплатных лекарств для больных с редкими заболеваниями? 

– Сейчас обеспечивать бесплатными лекарствами людей с орфанными заболеваниями должны регионы, но это очень дорогие лекарства, а в большинстве субъектов возможности бюджетов очень ограниченны. В период подготовки федерального бюджета на 2018 год Валентина Ивановна Матвиенко договорилась с премьер-министром, чтобы хотя бы дети были полностью обеспечены необходимыми лекарствами. В ближайшем будущем закупки дорогостоящих лекарств станут производиться Минздравом централизованно, а сами лекарства будут распределяться по регионам в необходимом количестве и в нужное время. 

– А болезненная тема с пенсиями как-то рассматривалась? 

– Пенсии будут проиндексированы на 3,7%, когда инфляция в 2017 г. оценивается в 3,2%. Так что пенсии будут немного больше. 

– Будут ли какие-нибудь программы для учителей и врачей, в частности сельских? 

– У нас действуют программы для сельских учителей, но поддержка всех специалистов осуществляется из региональных бюджетов. Учителя пользуются льготами по оплате коммунальных услуг, есть специальные «подъемные» для педагогов, которые уезжают в сельскую местность. Каждый регион сам решает, как помогать своим учителям. 

Для медицинских работников проводится схожая программа, но уже по линии федерального бюджета. Не секрет, что в регионах у нас не хватает медицинских специалистов. Мы и этот вопрос решаем. Действует программа «Земский доктор» – программа предоставления жилья медикам, которые переезжают в сельскую местность. Она была рассчитана на людей, достигших 45 лет. В 2017 г. ее расширили: теперь она распространяется и на людей, достигших 50 лет. И уже с 2012 г. в сельскую местность уехали почти 1,3 млн человек. Эта программа будет продолжена и в следующие три года. 

– Откуда в бюджете деньги на огромные и дорогие стадионы? 

– Это было запланировано к чемпионату мира по футболу 2018 г. И все средства поступали из трех источников: федерального бюджета, от инвесторов и из регионов, в которых стадионы строились. 

– Регионы способны вкладывать такие суммы? 

– Сейчас регионам уделяется больше внимания, точнее, региональным бюджетам. С 2017 г. в федеральном бюджете был аккумулирован 1% налога на прибыль, который зачислялся в бюджеты субъектов Российской Федерации. Благодаря этому удалось увеличить на 100 млрд рублей Фонд финансовой поддержки субъектов России. Из него распределяются дотации на выравнивание бюджетов регионов. Это серьезно помогло нашим субъектам, ведь все они находятся в разных экономических и климатических условиях, у всех разный налоговый потенциал. Я нисколько не умаляю значения деятельности самих регионов, они должны самостоятельно наращивать свой налоговый потенциал, формировать дополнительные источники дохода, но главное для нас – чтобы граждане получали равные услуги в образовании, медицинском обслуживании и сфере социальной защиты. 

В 2018 г. Фонд финансовой поддержки субъектов России увеличится еще на 35 млрд рублей. В этом большая заслуга сенаторов и лично В.И. Матвиенко. Кроме того, Министерство финансов теперь рассчитывает «минимальный бюджет» каждого региона: сколько должно быть доходов, чтобы финансировались хотя бы минимальные расходные обязательства региона. Если кому-то денег не хватает, им их добавляют из Фонда. 

Также президент вышел с такой инициативой, как рефинансирование государственного долга наших регионов. 

– У регионов есть долги? 

– Конечно. Государственный долг всех субъектов к 1 октября текущего года составил 2,2 трлн рублей. Из этого долга только 42% приходится на бюджетные кредиты (дешевые – под 0,1%). Остальные кредиты взяты у коммерческих банков, а там уже ставка от 9% и выше. 

С этим огромным долгом нужно что-то делать. И сейчас эти бюджетные кредиты будут рефинансироваться на 7 лет. Первые два года регионы смогут платить только по 5% суммы, которую нужно вернуть в бюджет. Но если они в 2019 и 2020 гг. будут усиленно работать и получат в свои бюджеты доходов больше, чем уровень инфляции, то у них реструктуризация будет не на 7 лет, а на 12. А с коммерческими банками будут перезаключены договоры, чтобы регионы платили не более 8,5%. Все это очень выгодно. И это серьезный шаг навстречу региональным бюджетам. 

– Большие доходы в бюджет приносит туризм. И он действительно «кормит» некоторые наши регионы, например Алтайский край, где очень красивая природа, а есть множество примечательных исторических городов. Сейчас в Москве реализуется проект «Моя улица», благодаря которому город действительно преображается. Будут ли подобные программы для других городов, чтобы они тоже стали привлекательными и удобными для туристов, не говоря уже о местных жителях? 

– Да, это очень актуальная тема, и в Совете Федерации она постоянно обсуждается. У нас с 2017 г. предусмотрены средства на благоустройство дворовых территорий. Сейчас эти деньги должны немного помочь нашим регионам. С 2011 г. реализуется федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», которая направлена на создание качественной туристической инфраструктуры. И сегодня уже порядка 50 млн человек путешествуют по России самостоятельно или организованно. 

Агата Коровина, информагентство Евразийского женского сообщества


06.12.2017

ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ

АРХИВ НОВОСТЕЙ