English
Женщины и власть

Надежда Юрьевна Сурова

Надежда Юрьевна Сурова

«Залогом эффективного развития социальной сферы и превращения ее в драйвер модернизации страны является консолидация усилий государства, образования, бизнеса и социума. Наш институт – эффективный инструмент и площадка для решения этой задачи. Мы готовы открывать возможности и создавать условия для развития социального предпринимательства. Это даст приток новых идей, технологий, повысит качество услуг, создаст новые рабочие места».

Надежда Юрьевна Сурова кандидат экономических наук, директор Института управления и социально-экономического проектирования Российского экономического университет им. Г.В. Плеханова.

По словам коллег, Надежда Сурова – это вектор, который задает направление деятельности всего института. Она образец управленца третьей волны бизнеса, когда вокруг генеральной идеи формируется команда, способная принимать самостоятельные решения. Надежда Юрьевна – редкий и яркий представитель типа руководителя, который знает, как правильно использовать государственные возможности и пожелания бизнеса.

Создание атмосферы, когда вся команда будет работать эффективно и в положительном ключе, – это заслуга ее лидера.

Почему возникла необходимость целенаправленно воспитывать лидеров?

– Необходимость эта была всегда, но в современных сложных экономических условиях мы должны максимально использовать тот потенциал и ту энергию молодежи, которые у нас есть. Это интеллектуальный кадровый ресурс, прототип модели будущего страны.

И центром сосредоточения молодежи должны выступать, конечно же, университеты в синергии с профильными органами власти и бизнес-сообществом.

Цель инновационного образования в нашем университете состоит в том, чтобы за счет обучения экономическим, социальным, гражданским и управленческим компетенциям воспитать поколение социально ответственных специалистов, будущих лидеров.

В образовании не хватает бизнеса?

– Синтез образования и бизнеса может значительно ускорить процессы становления гражданского общества и роста экономики. Молодежные сообщества развиваются на локальном уровне, изначально в учебных группах. Если каждый студент будет мыслить в направлении улучшения жизни общества и реально воплощать свои идеи посредством бизнеса, то результат не заставит себя ждать.

Что такое социальное проектирование и социальное предпринимательство?

– В образовании это процесс формирования и реализации программ развития социально-экономической системы с использованием потенциала и ресурсов образования на качественном уровне. Для этого мы используем механизмы государственно-частного партнерства, сотрудничаем с другими вузами, работодателями для формирования совместных образовательных программ. Все это ведет к созданию открытой социальной инфраструктуры.

Социальное предпринимательство же – это развитие негосударственного сектора в социальной сфере, что помогает оптимизировать бюджет, передав часть государственных функций частным поставщикам услуг. Как следствие, появляются новые рабочие места, существенно повышается качество социальных услуг. Вся деятельность данного бизнеса направлена на улучшение качества жизни граждан.

В чем особенность программы «Капитаны России»?

– Это первая совместная программа высшего образования крупнейшего экономического вуза страны – Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова – и Фонда развития образовательных программ «Капитаны» как программа социальной корпоративной ответственности в сфере образования молодежи. Она направлена на подготовку нового поколения предпринимателей, способных пополнить интеллектуальную и бизнес-элиту страны, создать тысячи корпораций на благо России.

С учетом развития современного общества мы первые в нашей стране разработали, утвердили и запустили программы высшего образования (бакалавриат, магистратура) по подготовке социальных предпринимателей, аналогов таких программ больше нет. Ребята одновременно и учатся, и создают свои социально направленные бизнес-проекты. Молодежь самостоятельно решает актуальные проблемы общества.

Студенты ведут здоровый образ жизни: отказываются от курения, алкоголя, занимаются спортом. День каждого студента-капитана начинается с зарядки в форме тренировки по карате. Дважды в год ребята выезжают в военно-патриотические лагеря.

Также мы часто организуем большие деловые игры и профориентационные мероприятия. Недавно игра была в Подмосковье, мы проводили ее по роману Стругацких «Трудно быть Богом». Полностью воссоздали мир, описанный в книге: кто-то был королем, кто-то крестьянами, кто-то индейцами. За неделю ребята не только обучились ремесленничеству, но, по сути, создали финансовую и налоговую системы, настоящую государственность.

f12.jpg

Зачем студентам выезжать в военно-патриотические лагеря?

– Главным образом это воспитание настоящего гражданина – патриота России. Ребята и девчата выезжают на настоящие боевые полигоны и в течение недели проходят, по сути, настоящие военные сборы, а в совместных соревнованиях, походах, разведках утверждаются командный дух и чувство товарищества. Патриотическое воспитание – это основа здорового общества.

И когда студенты начинают создавать свой бизнес?

– Уже на первом курсе. На занятиях они обучаются теории и тут же на практике в специально созданном в РЭУ бизнес-акселераторе «Капитаны» апробируют полученные знания применительно к своим бизнес-проектам. В 2016 г. бизнес-акселератор «Капитаны» признан лучшим университетским акселератором России по версии мировой аналитической компании UBI Global и РВК.

При этом мы даем нашим студентам масштабные знания как инструментарий для управления крупной компанией, готовя их к созданию больших корпораций.

Начальный капитал студенты формируют из собственных средств?

– Нет. У нас учатся талантливые ребята-предприниматели, мы их собрали практически из всех регионов России, зачастую из самых отдаленных малых городов, и почти 80% из них учатся у нас на грантовой основе, также мы им предлагаем бесплатное комфортабельное общежитие и неплохую стипендию – от 8 до 20 тысяч рублей. Конечно, у этих ребят нет собственного капитала, поэтому мы создали инвестиционный фонд для финансирования бизнес-проектов студентов, который в 2017 г. составит уже 800 млн рублей. Например, финансово поддержаны и созданы нашими студентами 56 компаний, сеть клиник «Медок», детские оздоровительные и познавательные лагеря «Академия», налажено производство детских умных игрушек «Dream Box Kids». С первого курса ребята становятся главами своих компаний и начинают зарабатывать уже сами.

В Саратове Вы были руководителем регионального отделения Союза женщин России. Что это был за опыт?

– Мы представляли интересы женщин, в частности доносили их инициативу в вышестоящие органы, старались помочь в гражданском обществе. Мы проводили для них женские форумы, бесплатное обучение: содействовали и обучали женскому предпринимательству, помогали женщинам трудоустроиться, особенно если они многодетные матери или матери-одиночки.

Сегодня выделяется достаточно много денег на поддержку «слабого пола», но многие женщины, ухаживая за ребенком, не знают о таких возможностях и фактически этими благами не пользуются.

Как Вы считаете, женщине нужно изучать математику и естественные науки?

– Женщине нужно изучать математику, при этом уроки математики проходили бы, наверное, успешнее при большем включении логической математики, как, например, если бы дети не просто решали задачи, а придумывали сами их условия – и потом бы их решали.

Если женщина в течение 5 лет не будет изучать математику, то, возможно, потом она не сможет трудоустроиться. Технологии заполонили мир, и женщины будут от этого отставать. Что Вы думаете по этому поводу?

– Современные технологии не требуют теоретических знаний, тем более практических. Наоборот, чем дальше мы уходим, тем более простыми становятся технологии для людей. С какой-то стороны, это плохо – большинство просто пользуются готовыми упакованными продуктами. Поэтому математику девочки, конечно, тоже должны изучать.

Как Вы относитесь к тому, что в школах на уроке технологии девочек учат шить фартуки, а мальчиков – сколачивать табуретки?

– Так и должно быть. Кройка фартуков у мальчиков получается хуже. Мужчинам необходимо готовиться к мужским специальностям, а женщинам – к женским. Это правильно.

Вы считаете, что Вы занимаетесь женской работой или мужской?

– Я считаю, что в высшей школе нет понятия «мужская» и «женская» профессия. Важнее – учитель ты или нет. Также в образовании значимо, чтобы был увлечен сам педагог, стремился к познанию и постоянному развитию. Эта увлеченность передается ученикам.

Агата Коровина, информационное агентство Евразийского женского сообщества 


14.02.2017

ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ

АРХИВ НОВОСТЕЙ