

Евгения Шамис более 20 лет занимается глубинным изучением теории поколений. Для этого она создала исследовательский центр, аналогов которому нет в мире. Эксперт уверена, что понимание цикличности поколений имеет большое значение для общества, так как дает возможность обоснованно размышлять о будущем на десятки лет вперед.
![]() |
Евгения Шамис основательница и CEO консалтинговой компании Sherpa S Pro, основательница и координатор исследовательского центра «RuGenerations – российская школа Теории поколений», соосновательница международного воркшопа в Бразилии «Инновации и кластеры: бизнес-возможности», инвестор компании Black Pine по производству трикотажа |
Подход Теории поколений, считает Евгения Шамис, способен объяснить причины многих явлений, происходящих в мире и обществе. Более того, понимание особенностей поколений может помочь человеку в решении как личных, так и деловых задач. Реализуя исследования в центре RuGenerations и воплощая их в консалтинговых, образовательных проектах компании Sherpa S Pro, Евгения Шамис видит своей задачей сделать жизнь людей комфортнее.
«Мы даже не представляем, сколько времени, сил, нервов, денег позволяет сэкономить понимание ценностей поколений. А уж насколько меньше возникает конфликтов! – замечает Евгения. – Как рассказывают участники наших семинаров, дома ежедневно высвобождается 1,5–2 часа времени. Это конфликты, связанные с поколениями. На работе это время, которое появляется на новые проекты, стратегические планы».
На базе центра уже было проведено более 5000 исследований. На их основе эксперты регулярно создают отчеты и готовят материалы: рассказывают о специфике, сильных и слабых сторонах разных поколений, показывают, какие барьеры могут встречаться на личном и профессиональном пути, и объясняют, как их преодолевать, как настроить взаимодействие поколений и договариваться, создавать компании, города, в которых хочется жить и работать разным поколениям, как привлекать и удерживать в отрасли людей и даже страны. Центр сотрудничает с крупнейшими компаниями и корпорациями по всему миру, с властью, институтами развития и университетами, помогая им формировать бизнес-решения, основанные на применении Теории поколений, а потом переводить их в практическую плоскость.
– Евгения, сегодня в России и в мире много говорят о необходимости исследования поколений. Что для Вас значит это направление деятельности? Как родилась идея начать исследования в этой области?
– Говорить о поколениях стали действительно много, но порой это становится проблемой для бизнеса, науки и образования. Тема взаимодействия поколений модная, яркая и оттого популистская. Мы запутались. Это видно в разных сферах: в компаниях, институтах власти, университетах, где я как гость-профессор веду несколько коротких курсов в год в России и других странах мира. Время от времени беру на научное руководство студентов, которые пишут дипломы на эту тему. И всегда (!) ребята приходят ко мне, запутавшись в массивах противоречивой и не всегда качественной информации. Дело в том, что сегодня не так много ученых мира занимаются хорошими исследованиями темы поколений. А вот тех, кто высказывает мнения, не основываясь ни на какой научной, проверяемой информации, к сожалению, много. Появляется множество статей в стиле «мне так кажется». Наличие собственного мнения прекрасно, но я никому не порекомендую писать что-либо непроверенное – деньги и силы потерять легко, а доверие людей вернуть очень сложно.
Вот и получается, что сейчас информация про поколения, которую можно найти в открытом доступе, часто невалидна. Мы все знаем, что просто увидеть и проверить-доказать – совершенно разные вещи. Лекарства мы не хотим принимать без исследований, а решения на базе поколений – тоже в чем-то лекарства. Так что аналогичный подход важно использовать и для поколений. Тема действительно очень интересна и требует серьезного многостороннего изучения.
Теория и практика поколений способны дать много полезного обществу и каждому человеку, если научиться их правильно применять, переносить на реальную жизнь и отдельные ситуации.
С темой поколений работать сначала непросто, так как она не вписывается в одну конкретную науку. Основой подхода являются пять наук. Тем не менее попытки предпринимались учеными из разных стран. Сработал подход североамериканцев Нила Хау и Вильяма Штрауса – их считают основателями теории. Они занимались исследованием поколений на базе мировых экономических циклов. Ученые провели большую работу, проанализировали массивы данных и в итоге определили цикличность поколений и их специфику в зависимости от этапа экономического цикла.
В нашем исследовательском центре мы используем другой подход. Мы ведем качественные исследования, где в группах представители разных поколений нам объясняют, что и как у них устроено. Подчеркну: исследования ценностей поколений можно делать только в группах. Так что для нас принципиально важным является взаимодействие с живыми людьми. Мы проводим повторяющиеся исследования в разных городах, смотрим сходства и различия.
Наш подход дает другую возможность. По сравнению с коллегами из Штатов мы умеем несколько вещей: точно определять границы поколений, не просто выявлять ценности поколений, но и находить верные слова, которые их отражают, объяснять, как эти ценности выражаются в поведении людей на практике. Правда, мы зависим от жизни представителей поколений. Например, мы успели провести ряд исследований с поколением Победителей, родившихся в период с 1903 по 1923 год. Мы создали наш исследовательский центр в 2002 г., и уже на тот момент это были люди в очень преклонном возрасте. Так что мы успели с ними поговорить. Хотя и не так много, как мне хотелось бы. Или мы не можем еще определить границу завершения рождения детей и подростков поколения Z: начало появления поколения в 2003 г. мы знаем, а вот когда оно завершится – в 2023 или даже 2025 г., мы сможем сказать только через 12–15 лет. С самого начала нашей работы основной акцент мы делаем на тех, кто на рабочем месте, а еще на детях. Ведь дети и подростки не просто интересны – они и составляют наше будущее.
Сегодня наш центр является одним из немногих во всем мире, способных с точностью до одного года измерить границы смены поколений.
Работая с темой поколений, мы обратились к пяти разным наукам, которые составляют основу подхода: экономике, истории, истории технологий, политологии и культурологии. Многих удивляет, что в список не попали психология и социология. Это действительно интересные науки, но, как ни странно, они не имеют отношения к Теории поколений. И даже когда мы говорим о ценностях людей, рожденных в разные годы, мы основываемся не на психологических факторах, а на смысловых историях, которые влияют на поведение и мировосприятие человека.
Так, нам удалось создать собственный исследовательский метод. Мы инвестировали в работу много времени, сил, опыта и личных денег. Это дало нам свободу заниматься тем, что мы считаем нужным, и позволило добиться больших результатов.
Сейчас мы входим в топ-10 ключевых мировых центров по теме взаимодействия поколений и являемся № 1 в России и на постсоветском пространстве. У нас более 5,5 тысяч групповых исследований поколений. Наш сайт www.rugenerations.su – крупнейший в мире русскоязычный сайт по теме. Вместе с моим партнером и соавтором Евгением Никоновым мы написали трилогию про поколения, и она стала бестселлером: там сейчас есть книги про три поколения – Миллениум (Y), Икс (Х) и Беби-бумеров. Мы дважды выступали, рассказывая про поколения на TEDx. С нами фильмы про поколения сняли три ТВ-канала – «Культура», ОТР и РБК. А еще я горжусь, что сейчас наши отчеты по исследованиям отправляют в штаб-квартиры компаний в Европе, Америке.
На разных этапах развития нашего центра мы столкнулись с разными сложностями. В начале наших работ мы оказались пионерами, первопроходцами темы, и нам говорили о том, что поколений не существует, что тема надуманная. Всё изменили кризис 2008–2009 гг. и приход на работу поколения Миллениум (1985–2002 г.р.).
Потом одним из вызовов для нас стал плагиат – информацию, предоставленную нашими источниками, начали массово публиковать без указания авторства. Тогда мы решили защитить себя, зафиксировать свои авторские права, опубликовав несколько книг и создав специальный портал. Это стало новым витком на пути развития центра. Сегодня много интересной и полезной информации находится в открытом доступе на нашем сайте – там есть разделы и по разным поколениям, и по задачам, например по стратегии, маркетингу и продажам.
Сейчас, когда кто-то говорит мне о том, что Теории поколений не существует, я отвечаю: «Наша информация основывается на 5,5 тысячах групповых исследований, а на чем основывается Ваша позиция?»
– Какие проекты реализуются на базе исследовательского центра сегодня?
– Исследование – это не самоцель. Вопрос – как перевести исследования в практику. Здесь мы не просто ведем консалтинговые проекты, даем рекомендации, но и помогаем корпорациям, развиваем исследовательско-консалтинговое направление. У нас есть большая образовательная практика, когда мы ведем программы для разных корпораций, организаций, государственных структур, университетов и школ. Причем уровни, с которыми мы работаем, разные – от правлений и советов директоров до кадрового резерва, представителей разных департаментов.
Мы сотрудничаем с компаниями из совершенно разных отраслей: это банки, Большая четверка, фармацевтика, медицина, аэрокосмос, инжиниринг, нефтегаз, металлургия, ТВ, телеком, FMCG. Среди наших клиентов такие компании, как Альфа-Банк, ВТБ, Банк России, KPMG, EY, PwC, Mars, Unilever, Johnson & Johnson, Henkel, Philips, Газпром нефть, РЖД, S7, Авиадвигатель, РУСАЛ, АФК «Система», МТС, Билайн, Disney, Uber и другие крупные организации. Мы разрабатываем для них решения в области управления командой для руководителей (когда руководители старше и когда руководители младше своих сотрудников), стратегии, D&I (важной сейчас темы разнообразия и вовлеченности), привлечения и удержания сотрудников разных поколений, работы с талантами, производственной безопасности, наставничества, потребительского поведения, хорошего рабочего пространства, работы с клиентами разных возрастов, передачи полномочий и подготовки преемников. Я могу перечислять долго. Инструменты Теории поколений позволяют находить наиболее эффективные способы решения задач во всех этих областях. Самое главное – мы можем сказать, что будет или не будет работать, а потом объяснить почему и показать детали. Вот за это нам и платят.
В качестве примера могу привести большой проект, над которым мы работаем уже два года. Он реализуется внутри крупной международной корпорации, входящей в первую сотню списка Forbes. Нашей задачей было привлечь молодых сотрудников, которые бы остались и хотели расти внутри компании, а также повысить продажи. Мы провели исследования в нескольких городах, готовили амбассадоров внутри компании для внедрения проекта, который предполагал изменение подхода в работе с разными поколениями, модерировали и дополняли экспертизой встречи рабочих групп, разрабатывавших решения, которые планировалось масштабировать не только на Россию, но и на другие страны постсоветского пространства, представляли результаты лидерам компании в Сколково, снимали по итогам видеокурс и помогали команде доработать итоговый вариант. Знаете, что порадовало? Цифры и результаты по итогам апробации в ряде регионов, сравнение показателей с другими регионами России. Во всех пилотных командах продажи компании выросли на 20%. И в найме тоже были хорошие цифры. Это серьезный результат для бизнеса, который показывает эффективность применения нашего подхода.
Мы консультировали телеканалы «Культура», ОТР и РБК, и они сняли три фильма про поколения, где мы выступили как эксперты.
Мы много даем интервью, комментируем разные события. У нас в планах – еще в большей степени представлять результаты наших исследований в публичном пространстве, рассказывать о них в газетах и журналах, таких как Forbes, «Ведомости», «Коммерсантъ», «Профиль», HBR, «Известия», а также в программах ведущих российских и зарубежных ТВ-, радио-, интернет-каналов.
И, конечно, продолжаем вести исследования, используя наш метод работы с людьми. Мне очень нравится формат группового общения с представителями того или иного поколения. Такие встречи всегда рождают много открытий, инсайтов и идей, позволяют найти ответы на самые разные вопросы.
– Помимо исследований и консалтинга центр ведет еще и образовательную деятельность?
– Традиционно мы работаем с тем, что называется B2B – бизнес для бизнеса. А в 2020 г. на нашем портале стартовали онлайн-мастерские про детей и подростков поколения Z (2003–2023 г.р.), а также для взрослых – поколений Миллениум, Икс, Беби-бумеров. То есть мы вышли на рынок B2C – бизнес для клиента.
Про детей и подростков поколения Z мы создали интересный и необычный формат, предполагающий участие всей семьи. Обычно, как оказалось, в обучении участвуют отдельно дети и отдельно родители. Мы же объединяем эти группы и предлагаем им совместно проходить мастерские в течение 3 недель. Нужно немного времени, всего 15–20 минут в день, во время которых родители с детьми, подростками (в зависимости от того, кто у них в семье) смотрят видео и обсуждают сложные и интересные вопросы по темам мастерских. В результате дети и подростки находят ответы на актуальные для себя вопросы, родители и дети договариваются по спорным или сложным моментам.
Темы мастерских отражают мир и его вызовы. Сейчас мы ушли на каникулы, а вот с осени начнутся новые мастерские: как родители могут помочь ребенку-подростку учиться и развиваться в интересном для него направлении, как помочь определиться с профессией и начать строить карьеру (сейчас дети серьезно думают об этом порой даже с 8–9 лет), как детям научиться дружить-договариваться со сверстниками и защищаться от буллинга, в чем состоят возможности и опасности интернета, соцсетей и компьютерных игр и как сформировать хороший вкус на соцсети и игры, почему важны семейные традиции и как их сформировать.
Формат и темы, затрагиваемые на мастерских, оказались действительно интересными и полезными аудитории. Многие семьи проходят серию мастерских. Но больше мне нравится поведение детей и подростков: ценно, что дети во время прямых эфиров начали приглашать к участию своих друзей, которые «неожиданно» оказывались в гостях; что они сами стали рекомендовать в классе и даже разбирали «Войну и мир» с позиции поколений, проводя параллели с экономическими циклами. Самое главное – дети и подростки не раз лично говорили нам о том, что их отношения с родителями улучшились, у них стало получаться говорить так, чтобы их слышали, а потом находить решения. Мамы и папы стали задавать детям «правильные» вопросы, разговаривать о том, что действительно важно для их ребенка. А это классно для всех сторон. Кстати, это позволяет освоить и новые гаджеты, приложения, умения – то, что называется умениями XXI века и цифрового мира для всей семьи.
Для того чтобы коммуникация в семье была эффективной, чтобы родители и дети понимали друг друга, важно знать об особенностях, присущих конкретному поколению. Вот с этим мы и разбираемся. Порой по сложным вопросам.
Кроме того, у нас есть две мастерские, рассчитанные на взрослую аудиторию. Их тема – поколения и как быть в ресурсе, в балансе. Мы их ведем с позиции основателей, гендиректоров, и они помогают найти и подкрутить свой подход. Тут есть две темы, каждая из которых важна: как быть в ресурсе и управлять этим и что делать, когда другие люди крадут твой ресурсы через обесценивание, нарушение личных границ, наваливание чужих задач, как вернуть ресурсность, баланс обратно.
Мы сначала разрабатывали эти мастерские с акцентом для Миллениумов – у них есть запрос на баланс работа-жизнь (life-work balance). Поэтому сначала мы мастерские так и назвали – поколения и баланс. Но недавно мы поменяли название, потому что обнаружили интересный поколенческий феномен. Несмотря на то что представители поколения Y очень стремятся к балансу, много говорят о нем, они неимоверно устали от того, что у них не получается его достичь. И само слово «баланс» их стало пугать – его давление отталкивает даже от желания открыть курс. Мы спросили их о том, как правильно называть баланс, чтобы слово не отталкивало. «Давайте скажем “быть в ресурсе”, “ресурсное состояние"», – предложили они. Запрос на баланс есть у всех поколений, но остальным непонятно, почему слово «баланс» неверное.
Но это и есть один из уроков подхода: если у поколения есть барьер (а тут барьером являются слово и куча событий за ним), не надо тратить силы на то, чтобы это преодолеть. Иногда просто переназови ситуацию!
Почему я задумала и веду мастерские? Как фаундер, основатель нескольких бизнесов и исследовательского центра, CEO консалтинговой компании и бизнес-партнер, а также человек, имеющий опыт жизни в пяти странах, в том числе жизни и работы в трех странах одновременно, хочу делиться выработанными за мою жизнь практиками с окружающими. И хочу привлекать других лидеров, чтобы вместе помочь классным людям вырастить свои проекты, бизнесы, которые делают мир лучше. В рамках мастерских я помогаю людям найти свои метафоры баланса, научиться определять тот момент, когда они находятся в ресурсе, формулировать личные ценности и ценности поколения, определять границы на работе и в личной жизни, уметь про них рассказать, правильно отдыхать и поддерживать энергию, ориентироваться на развитие и использовать возможности сложных ситуаций. Это всё нужно, чтобы в случае чего быстрее возвращаться в баланс.
Как-то Миллениумы мне сказали: да мы и сами знаем, что нужно гулять, заниматься спортом, принимать ванны. Вот мы не про это! Я уверена, что тут все умные люди. Но которые почему-то «вляпываются» в эмоциональную первую реакцию. Мы про донастройку подхода под себя и умение ответить при обесценивании, понять – это нарушение личных границ или это ситуация, когда вас просто не услышали. В рамках курса нет банальных советов или рецептов, там важнее найти свои решения. Нам важно помочь людям понять и услышать самих себя, увидеть больше вариантов решения сложных ситуаций. А тут важно увидеть разные варианты действий, «подсмотреть» их у разных поколений.
– На Ваш взгляд, какие качества важно воспитывать в подрастающем поколении сегодня?
– Я не думаю, что тут что-то меняется. На мой взгляд, самое главное – научить наших детей быть счастливыми и брать ответственность за себя. А еще – уважать людей и мир вокруг себя, быть достойными, честными и во всех смыслах хорошими людьми. От этого зависит, каким станет общество в будущем. И мне бы очень хотелось, чтобы оно состояло из людей, с которыми интересно общаться, взаимодействовать, создавать новые проекты и развивать мир, которые верят, что можно делать классные вещи, и делают это.
Понятие «хороший человек» достаточно субъективно. Каждый понимает это словосочетание по-своему. Хорошие люди могут быть разными, но нам необходимо договориться о ключевых ценностях и идти по этому пути.
Считаю, что важно учить детей всегда оставаться любознательными. Когда человеку интересно жить, у него постоянно появляются новые идеи и интересы, это держит его «на плаву» и заряжает невероятной энергией. При этом в нынешнем мире я бы советовала всегда выбирать не одно, а несколько направлений для развития. Часто разные интересы, увлечения и образования создают что-то совершенно новое и еще более захватывающее.
Еще мне кажется важным учить детей с ранних лет брать на себя ответственность за все свои действия и решения, за то, как они учатся и развиваются. Человек должен понимать, что качество его жизни зависит в первую очередь от него самого. Это не значит забирать детство. Это значит показывать, что мы создаем то, о чем думаем. И показывать, как менять ситуации, как договариваться, что делать, когда что-то не нравится.
И самое главное – мне бы хотелось, чтобы и подрастающее поколение, и все мы умели быть счастливым. Здесь во многом тоже встает вопрос, связанный с ответственностью человека за себя, свое здоровье и состояние. Моя мечта – чтобы в мире было больше счастливых, здоровых и активных людей. Мы от этого выиграем вместе.
Виктория Гусакова,
Фотографии предоставлены героиней из личного архива