22 мая 2023

Исследование индивидуального внутреннего ландшафта

Любовь Белая – художница-исследователь, интересующаяся темой индивидуального внутреннего ландшафта. В своих проектах автор овеществляет такие нематериальные понятия, как время, мыслительный процесс, напряжение, запечатывает в материале темы, связанные с бессознательным внутренним. В работах художницы прослеживается связь телесного и психологического, базирующаяся на фундаменте личного опыта и коллективной памяти.

Любовь-Белая_0T.jpg Любовь Белая
междисциплинарная художница, участница групповых художественных выставок в музеях и галереях Москвы и других городов России, член Московского союза художников

В процессе работы над проектами Любовь Белая аккумулирует в себе тему, а затем отражает и ищет её продолжения в контакте со зрителем. Для художницы важно получать обмен восприятиями.

Сегодня Любовь использует в своей работе в основном керамику. Это материал, который сакрально близок человеческому естеству. Художница тактильно осмысляет полученные ответы и лепит в прямом смысле свою реальность.

В интервью порталу «О людях» Любовь Белая рассказала о том, как рождаются ее проекты и какие смыслы она стремится донести до зрителя через визуальное искусство.

– Любовь, с чего начался Ваш путь в современном искусстве? Почему выбрали для себя именно эту сферу деятельности?

– Примерно 6 лет назад я начала заниматься фотографией. Открыла мир Мастеров. Очень быстро стало понятно, что медиум художника не для констатации субъективной действительности, а инструмент. С его помощью  визуализируется мысль.

Потом появился интерес к керамике. Два года изучала её технологию. Казалось бы, все сейчас фотографируют, многие лепят. Углубляясь, осознала всю сложность химических процессов этих ремесел. Также увидела, что в соединении этих знаний передо мной открылись безграничные возможности.

Дальше с этим багажом я поступила в Школу Родченко. Здесь произошла бесповоротная внутренняя трансформация и любовь к современному искусству.

Современное искусство требует постоянной работы мозга, анализа, поиска метафор, расшифровки кодов и посланий.Я поняла, что для меня это очень важно. Просто смотреть и любоваться мне скучно.

– У Вас на сайте написано, что Вы занимаетесь исследованием индивидуального внутреннего ландшафта, рассматриваете признаки жизни человека. Что это означает? 

– Индивидуальный внутренний ландшафт – метафора психологических состояний, глубокое осмысление внутренних слоёв поведения.

Оказалось, что многим мои материализованные размышления созвучны. Они базируются на изучении психологии. Я хотела бы получить третье образование именно в этой области.

Людей можно разгадывать вечно. Каждый со своей головоломкой.

Ещё сделала вывод, что первое финансовое образование лежит в основе этой тяги к сложному аналитическому. Только теперь в другой сфере. Интересен мир человеческого естества и трансляция его посредством языка искусства.

– Какие интересные открытия, наблюдения Вы для себя сделали за время исследований? И каким образом они отражаются в Вашем творчестве?

– Убедилась, что то, что достаешь из своих недр без оглядки, оказывается самым важным и стоящим. Дальше… «красота в глазах смотрящего».

Исследование самой себя, выраженное в материале и текстах, есть важный путь к поиску авторского стиля. Андрей Тарковский в «Кино, как молитва» говорит, что «художник питается своим детством всю жизнь. Какое детство, такое будет и его искусство. Бессознательная зависимость и связь».

Я родилась и выросла на севере, в республике Коми, окруженная бесконечным снегом большую часть года. Моя сдержанность и лаконичность, много белого цвета, поиск чистой формы именно оттуда.

Любовь-Белая_02.jpg

Очень сложно быть содержательной в краткости и аскетичности. В этом тоже загадка, которую я сама себе задаю и разгадываю одновременно.

– Как художнику какие мысли, художественные высказывания Вам важно донести до зрителя через свое творчество? Какие методы Вы для этого используете?

– Бог сотворил человека из праха, глины по своему образу и подобию.

Мой основной медиум сейчас керамика. Считаю это своеобразным знаком. Мои художественные высказывания связаны с человеческими мыслями, страхами, страстями.

Керамика, почти камень, живущая тысячалетия. Она связывает меня с прошлым, и дает вход через настоящее в будущее.

Часто работаю над несколькими проектами одновременно. Получается, что одна тема перетекает, дополняет другую. Так, наверно, ткётся образный мир художника.

Всегда стараюсь, чтобы в моей работе было «устройство матрёшки», чтобы мысль скользила не по поверхности, а в глубину.

– Какие свои проекты Вы считаете наиболее значимыми/какие были для Вас самыми интересными? Расскажите о них - почему они для Вас особенно важны?

– «Мысленный ландшафт» (инсталляция из керамики, 132X264см) – плато, точка отсчёта моего профессионального пути. Тема, которую можно развивать в глубину и ширину, в моменте и на дальних расстояниях.

Любовь-Белая_05-Индивидуальный внутренний ландшафт.jpg

В этом проекте овеществляю нематериальное.

Миллионы мыслей исчезают бесследно. Моя рука запечатывает частицы пластики мыслительного процесса в моменте.

Мыслительный ландшафт становится микромиром, способом выйти за пределы внутреннего. Это состояние становится глубиной той самой «матрёшки» смыслов.

Середина её – распад на множество мыслей-вариантов, а затем поиск и объединение в проектное целое.

Любовь-Белая_06-Индивидуальный внутренний ландшафт.png

Верхний слой – понимание общего ландшафта времени.

Невесомость при экспонировании этой инсталляции важна для ощущения хрупкости. Кажется, тронешь и всё ускользнёт, сломается. В тоже время пересоберётся во что-то новое.

Из фотографических работ важная серия «Придёт серенький волчок» (2021). Тема, которую раскрываю в этом проекте, всем знакома.

В каждом живёт он маленький. «Внутренний ребёнок» - собирательный психологический образ, точная копия человека в детстве.

Любовь-Белая_03.png

Здесь осмысляется влияние воздействия воспитания на формирование детской психики.

Любовь-Белая_07-Придёт серенький волчок.png

Намеренное или неосознанное, мимолётное или регулярно совершаемое, неявно травматичное и глубоко токсичное взламывание детских границ даёт о себе знать в будущем каждому взрослому.

Любовь-Белая_08-Придёт серенький волчок.png

Я продолжаю свои исследования. Логичное продолжение эта тема получит, конечно, в керамике.

– В чем Вы видите главную силу, «магию» искусства? Как оно, на Ваш взгляд, способно влиять на человека и мир в целом?

– Искусство – овеществлённый в материале концентрат времени. Если ничего не останется кроме произведений искусства, они будут представлять свою эпоху и должно быть понятно в каком мы промежутке.

Сила искусства говорить языком, понятным для любой национальности, и вызывать движение мысли.

А магия… Неважно какой материал использует художник: свет, движение, кожуру банана или что-то ещё. Главное, чтобы он убедил «смотрящего».

Ставлю себе ещё одну задачу и представляю, что мои зрители: Бранкузи, Генри Мур, Гормли, Соррентино и Тарковский, Дайдо Морияма, Масао Ямамото, Аньес Варда, Луиз Буржуа, Малевич, Пётр Дик, Плёнса, Канеко, Гордон Матта-Кларк и т.д   Получается внутренний диалог и взаимодействие с художниками мира.

– Современное искусство – в чем его главная ценность и уникальность?

– Современное искусство – лакмусовая бумажка. Ловит текущее время в сети, в прямом и переносном смысле.

Уникальность современных авторов в том, что они поняли, как работают каналы восприятия современного зрителя.

– Современное искусство понятно не всем. Как Вы считаете, что может сделать человек для себя, чтобы научиться понимать современное искусство? И может ли ему помочь в этом художник?

– Когда не принимали Ваг Гога, он говорил, что «возможно люди, для которых я делаю моё искусство, ещё не родились».

Важно ничего не навязывать и спокойно реагировать на неприятие и критику.

Если есть желание научиться понимать, то в первую очередь нужно «расширять себя». Смотреть, читать, слушать, анализировать. Сразу становятся понятны метафоры, коннотации, отсылки, пасхалки.

Художники дают «пищу» для глаз и ума и всегда готовы к диалогу.

– Что Вы, как художник, творческая личность, исследователь, считаете самым интересным в людях?

– Прикоснуться к их глубине, без социальных и политических опор.

Сейчас многое виртуально. Поэтому становится ценностью просто посмотреть друг другу в глаза.

Беседовала Виктория Гусакова, информационное агентство «О людях»



Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ


    КУРСЫ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ / НАЧАЛО КУРСА — 10 ОКТЯБРЯ 2023        КУРСЫ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ / НАЧАЛО КУРСА — 10 ОКТЯБРЯ 2023