

В Москве ежегодно проходит Международный фестиваль современного искусства DOCA. Изначально событие задумывалось как студенческий практико-ориентированный проект, реализуемый на базе творческого учебного заведения - ИГУМО. Однако со временем фестиваль вышел за пределы вуза, города и даже страны. У DOCA есть амбассадоры в разных регионах мира. Так, в Европе фестиваль представляет главный редактор журнала Diplomatic World, соучредитель сообщества Peace-50 Барбара Дитрих.
![]() |
Барбара Дитрих главный редактор журнала Diplomatic World, куратор культурных проектов, арт-куратор креативного пространства Living Tomorrow в Брюсселе, соучредитель сообщества Peace-50 (Бельгия) |
Являясь не только главным редактором журнала, но и арт-куратором креативного пространства Living Tomorrow, Барбара Дитрих уверена, что именно искусство становится той средой, где стираются границы между странами и людьми. Поэтому, впервые услышав о DOCA, эксперт искренне заинтересовалась идеей фестиваля и выразила желание стать партнером площадки.
Несколько лет назад специально для DOCA совместно с Барбарой Дитрих был создан масштабный международный проект, посвященный творчеству Казимира Малевича, «Более черный, чем квадратный». На фестивале были представлены работы известных художников, сотрудничающих с пространством Living Tomorrow, среди которых Фредерик де Вильде, Ульрике Боленц и Кончетта Спиталери. По приглашению Барбары почетным гостем фестиваля стала Ивона Малевич – наследница гения авангарда, внучатая племянница художника и вице-президент Центра памяти Казимира Малевича в СКОЛКОВО.
Так один культурный проект объединил большое количество удивительных людей из разных стран и положил начало международному сотрудничеству, основанному на крепкой и теплой дружбе.
Фестиваль DOCA объединяет не только людей из разных стран, художников, работающих в разных жанрах, но и разные поколения. Наряду с опытными мастерами на выставочной площадке свои работы представляют талантливые студенты факультетов дизайна, фотографии и архитектуры. Вместе с наставниками молодые авторы начинают готовиться к фестивалю за несколько месяцев до события. Они обсуждают заявленную тему DOCA, продумывают концепции собственных проектов и рассуждают об особенностях и уникальности современного искусства, о миссии и ответственности, которая лежит на плечах художника. Приехав в Москву, Барбара Дитрих приняла участие в одной из таких организационных встреч со студентами.
В рамках диалога была впервые официально представлена концепция DOCA-2022. Ее рабочее название – «Как тебя зовут?» – фраза, которой обмениваются люди в начале разговора, символизируя открытость к коммуникации и желание лучше узнать другого человека.
Создавая систему взаимоотношений, фестиваль как место и событие проектирует новый ландшафт субъективностей. Он объединяет людей, идеи и разное восприятие мира.
Барбара Дитрих подчеркнула: название будущего фестиваля интересно тем, что акцентирует внимание на теме идентичности, и предложила студентам вместе порассуждать об этом.
В диалоге прозвучало мнение о том, что разные люди видят и воспринимают одни и те же вещи по-разному. Поэтому, с одной стороны, презентуя на всеобщее обозрение свою работу, художник должен понимать, что каждый зритель воспримет ее с учетом собственного видения. С другой стороны, раскрывая свои идеи через творчество, автор будто бы начинает диалог, «отвечая» на вопрос о том, как его зовут.
Искусство всегда основано в первую очередь на чувствах и эмоциях художника. Именно поэтому оно, как ничто другое, способно рассказать окружающим об авторе что-то личное, приоткрыть дверь в его внутренний мир. Каждый человек представляет собой уникальную личность, обладает определенной индивидуальностью, неповторимым мировосприятием и образом мыслей. Поэтому для формирования эффективной коммуникации, для сохранения и развития мира так важно, чтобы люди научились не только проявлять себя, реализовывать свой потенциал, но и слышать друг друга, стремиться понять и принять разные точки зрения.
В этом заключается главная сила творчества и культурного сотрудничества: когда разные идеи не вступают в противоречие, а находят точки соприкосновения, рождаются целые новые миры.
Особое внимание во время встречи было уделено вопросам свободы творчества и самовыражения современных художников. Студенты поинтересовались мнением Барбары Дитрих о том, какими рамками должен быть ограничен креативный процесс, может ли быть творчество действительно безграничным. И, конечно, молодые люди поделились собственной точкой зрения на этот счет. В разговоре и обмене идеями родились интересные выводы.
Современный мир дает художникам много возможностей для выражения своих идей, донесения мыслей через искусство до широкой аудитории. И это накладывает на автора определенную ответственность – он должен понимать, что может стать результатом его слов или действий, как его работа способна отразиться на аудитории, что он привнесет в мир своим творчеством. И здесь большое значение имеют не столько формальные правила и границы, определенные законами, сколько уровень внутренней культуры человека.
Художник должен иметь свободную душу, открытое сердце и разум, но при этом всегда помнить о свободе других людей. Если его творчество способно оскорбить зрителя, то оно не может быть «свободным», потому что, расширяя границы одного, сужает границы других.
Ценность истинного искусства и креативности заключается в «чистой» свободе. Если человек обладает внутренней культурой и творческим талантом, то способен на по-настоящему невероятные вещи. Такой художник может изменить мир.
Искусство – та сфера, которая позволяет людям, говорящим на разных языках, лучше понимать друг друга. И в этом плане оно стирает любые границы как между странами, так и между поколениями. Исследуя произведения авторов прошлых десятилетий или веков, молодой художник может многое понять о ценностях общества того времени. И, напротив, когда представители старшего поколения погружаются в современное, молодежное искусство, они становятся ближе к молодежи.
Пресс-секретарь фестиваля DOCA Ольга Баранова отметила, что такая коммуникация старших и младших очень важна. Разные поколения могут дать друг другу много ценных знаний и опыта, если будут открыты к общению. Порой мировоззрение «отцов» и «детей» достаточно сильно различается. Часто это рождает споры и разногласия. Однако именно искусство – тот язык, который позволяет без слов говорить о самом важном, лучше понимать других людей и самих себя.
Куратор DOCA Елизавета Землянова подчеркнула, что одна из главных задач предстоящего фестиваля состоит в объединении, формировании открытых горизонтальных коммуникаций. Креативное пространство выставочно-образовательной площадки будет абсолютно свободным для коммуникаций художников и гостей. Интересно, что такая концепция фестиваля начала «действовать» уже во время организационной встречи. Студенты открыто делились своими идеями и мыслями, не боясь задавать эксперту даже сложные вопросы о цензуре, границах и ответственности.
В завершение диалога Барбара Дитрих добавила, что очень ценит фестиваль DOCA за то, что он реализуется на базе учебного заведения. Это масштабный и заслуживший международное признание проект, который позволяет художникам разного возраста выразить свои мысли через творчество и благодаря «экологичным» ценностным ориентирам формирует правильное мышление у подрастающего поколения.
Будущее – за искусством и творчеством, уверена Барбара Дитрих. Она отметила, что креативность сегодня ценится абсолютно в любой сфере. И важно, что такие проекты, как DOCA, учат подрастающее поколение использовать свои творческие способности на благо человечества.
Барбара Дитрих поблагодарила всех участников встречи за искренность, открытость и интересные инсайты, пообещав, что вернется в Москву для продолжения диалога. Приятно, что Международный фестиваль современного искусства DOCA не оставил равнодушными и других участниц сообщества Peace-50. Концепцию предстоящего события также активно поддержали Джойниколь Мартинез и Анна Вольф.
Виктория Гусакова