

Ольга Хлебодарова – человек, который вносит мощнейший вклад в популяризацию психологии в России. Она является автором большого количества проектов, направленных как на повышение профессионализма действующих психологов, так и на психологическое просвещение общества. В интервью порталу Ольга Хлебодарова рассказала о своих главных направлениях деятельности и ценностных ориентирах при работе с клиентами, коллегами и учениками.
![]() |
Ольга Хлебодарова Президент Международной профессиональной ассоциации психологов, соучредитель благотворительного центра «Опора», психолог, педагог |
Ольга Хлебодарова – практикующий психолог с более чем 20-летним стажем и превышающим 15 тысяч часов счетчиком консультаций. Сегодня она видит свою миссию в том, чтобы не только помогать отдельным людям, нуждающимся в помощи психолога, но и делиться знаниями со множеством других специалистов.
В качестве наставника Ольга Борисовна объединяет вокруг себя тысячи людей – профессиональных психологов, студентов психологических факультетов и просто людей всех возрастов, которым интересна психология. Это уникальный человек, который относится к своей работе с большой любовью, ответственностью и видит свое служение в продвижении науки и помощи окружающим.
– Ольга Борисовна, что Вы считаете самым интересным в психологии? Какие подходы и методы используете в собственной психологической практике?
– Сегодня практически невозможно найти психологов, которые работали бы только в одном узком направлении, основываясь на знаниях и опыте единственной психологической школы. В современном мире особенно востребован интегративный подход, объединяющий разные методы и предполагающий их адаптацию к конкретному клиенту. Что касается моей практики, то фундаментом для себя я считаю гуманистическую психологию, рассматриваю каждого человека как уникальную целостную личность, но при этом использую опыт разных психологических школ.
На мой взгляд, самое важное в психологии – не столько выбор подходов, сколько личность самого психолога. Объемный багаж знаний и богатый опыт действительно играют огромную роль в нашей профессии. Однако если среди личностных качеств специалиста превалируют цинизм и сверхкритическое мышление, если специалист не умеет любить и чутко относиться к людям, то эффективной коммуникации с клиентом достичь вряд ли удастся. А между тем именно это напрямую влияет на результативность терапии.
Самое интересное в психологии – то, что она важна и ценна абсолютно для всех. Есть очень точное высказывание на эту тему о том, что знание психологии усложняет нашу жизнь, а умение применять его на практике значительно жизнь упрощает.
Благодаря знанию психологии человек может расти как личность, осознанно выходя на новые уровни собственного развития. Научившись саморефлексии и внутреннему анализу, глубже погрузившись в нюансы человеческих эмоций, чувств и мыслей, мы можем увидеть мир совершенно по-новому. Люди, которые занимаются психологией даже не на профессиональном уровне, способны многое для себя понять и объяснить в поведении окружающих, а значит, смогут избегать лишних ссор, более чутко поддерживать тех, кто в этом нуждается, меньше злиться, расстраиваться и волноваться.
Психология – это история про знакомство человека с самим собой и с миром, в котором он живет. И через наши с коллегами проекты мы стремимся сделать так, чтобы как можно у большего числа людей это знакомство состоялось.
– Вы являетесь президентом Международной профессиональной ассоциации психологов. Что это за организация? В чем ее главные цели и задачи?
– Идея создать организацию появилась неожиданно для меня самой. Всё случилось очень быстро (смеется). Одно время ко мне на консультации часто стали приходить родители с детьми, у которых уже был неудачный опыт взаимодействия с неквалифицированными психологами. По рассказам клиентов я поняла, что многим моим коллегам не хватало серьезных академических знаний. Мне стало обидно за профессию, и я решила внести свой посильный вклад в изменение ситуации.
Изначально задумка заключалась в том, чтобы создать небольшое сообщество для психологов из Москвы и Московской области, направленное на просвещение и укрепление научно-практических познаний у специалистов. Идея настолько откликнулась в профессиональной среде, что заявки на вступление в организацию стали подавать люди из самых разных городов со всей страны. Так мы переросли в Общественное объединение психологов регионов России. Но и на этом масштабирование не закончилось: нам стали писать психологи, живущие и работающие в других странах. Это привело к тому, что мы доросли до Международной профессиональной ассоциации психологов, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции.
Сегодня число участников ассоциации составляет около 1000 специалистов из 46 регионов России, 9 стран мира и 96 городов.
У организации есть достаточно объемные уставные цели, зафиксированные документально, и две основные цели, формулировки которых мы упростили для всеобщего понимания. По большому счету, сегодня мы ведем активную деятельность по двум большим направлениям: в области расширения компетенций среди психологов и повышения уровня психологических знаний среди населения. У нас много просветительских проектов, открытых мероприятий и акций, которые мы проводим по всей России и в формате онлайн для других стран.
– Одним из самых известных Ваших проектов является Музей психологии. Какие экспонаты в нем можно увидеть и какие экскурсии проходят в этом пространстве?
– Музей психологии – уникальное пространство, у которого, как неожиданно для нас оказалось, нет аналогов во всем мире.
На создание такого проекта меня подвигли дети. Когда я работала педагогом-психологом с дошкольниками, в первую очередь при знакомстве я спрашивала у ребят, кто такой, по их мнению, психолог и что изучает наука психология. Дети имели очень отдаленное представление о нашей профессии. И я часто думала о том, как на понятном языке объяснить им важность и ценность психологии в жизни любого человека. Так у меня родилась идея создать пространство, где можно было бы говорить о сложных вещах через яркие образы, метафоры и интересные активности.
Воплотить в жизнь задумку создать Музей психологии стало возможно во многом благодаря известному скульптору и дизайнеру Леонтию Озерникову. Он помог реализовать даже самые невероятные идеи, создав уникальные инсталляции.
Большинство экспонатов в музее – это метафоры, в которых отражаются разные психологические явления, концепции и подходы. Если попасть в выставочное пространство без экскурсии, то, скорее всего, человеку будет очень интересно, но ничего не понятно (смеется). Например, у нас есть инсталляция в виде реки, символизирующей жизнь от рождения до смерти. Понимая основной смысл задумки, каждый зритель в деталях инсталляции может заметить разные сюжеты, рождающие у него собственные ассоциации, воспоминания. Через метафоричные арт-объекты мы рассказываем про разные психологические школы, разбираемся в том, из чего состоит самооценка человека, чем различаются понятия «одаренный» и «гениальный», что такое «Я-образ» и т.д.
На площадке музея также действует экспериментальная лаборатория, в которой мы вместе с гостями проводим небольшие исследования, наглядно показываем, как ученые разных времен использовали те или иные необычные инструменты для изучения личности человека. Например, одним из первых таких «инструментов» был обычный музыкальный метроном. У нас в музее хранится его прототип, с помощью которого мы демонстрируем посетителям некоторые варианты его использования.
В музее проходят экскурсии, мастер-классы и игровые квесты. Под каждую целевую аудиторию мы выбираем наиболее эффективные форматы взаимодействия. Так что у нас всегда интересно и малышам в возрасте от 3 лет, и школьникам, и студентам, и даже практикующим психологам, которые признаются, что, несмотря на свой опыт, тоже узнают для себя много нового.
– В рамках всех своих проектов Вы всегда уделяете особенно много внимания взаимодействию с подрастающим поколением, со студентами, будущими психологами. В чем Вы видите свои главные задачи как наставник?
– Я очень люблю работать с молодыми специалистами. У меня даже есть собственная позиция, которая может показаться противоречивой, но я глубоко убеждена в ее справедливости: начинающие психологи не менее эффективны (а иногда даже более эффективны), чем их коллеги с многолетним опытом. Специалисты, которые только начинают свой путь в профессии, имеют особенное вдохновение и здоровое любопытство, рожденное из их осознания того, что они еще многого могут не знать. Они работают с клиентами с большой осторожностью, стремятся во всем дойти до сути, пробовать новые подходы и становиться лучше, чтобы приносить больше пользы тем, кто нуждается в помощи.
Многие молодые специалисты очень талантливы, а главное – они приходят в профессию по искренней любви. Однако часто для грамотного развития им не хватает рядом хорошего наставника. Поэтому я считаю, что работа с подрастающим поколением психологов отчасти является социальной ответственностью специалистов, уже имеющих достаточно опыта и знаний, которые будут полезны молодым людям.
Международная профессиональная ассоциация психологов год назад открыла новое направление работы с молодыми специалистами, которое оказалось очень востребованным. В качестве автора проекта выступил Василий Иванович Сластихин – лига профессионального психологического наставничества.
В проекте принимают участие молодые специалисты, не имеющие опыта работы. Наши наставники помогают им делать первые шаги в профессии, предлагают варианты стажировок и подключают к тем активностям, которые проходят в рамках ассоциации. Это позволяет начинающим психологам попробовать себя в разных направлениях и выбрать для себя то, в которое они хотели бы углубиться и которому могли бы посвятить свою дальнейшую профессиональную жизнь.
Кроме того, для меня как для наставника важно вносить вклад в сохранение и популяризацию того ценнейшего наследия, которое существует в отечественной психологической школе. Многие наши выдающиеся ученые открыли те методы, подходы и направления, которые впоследствии были заимствованы в том числе для развития мировой психологии. Студентам-психологам об этом особенно важно знать, чтобы, ступив в профессию, они могли опираться на лучший опыт прошлого и вносить свой вклад в последующее развитие психологической школы в нашей стране. Молодым специалистам предстоит не только работать с клиентами, но и шаг за шагом двигать науку вперед.
– Помимо образовательных и просветительских проектов у Вас есть также благотворительная инициатива, центр «Опора». Для кого предназначен этот проект?
– Это абсолютно безвозмездный проект, у которого даже нет расчетного счета. В нем принимают участие не так много специалистов, потому что работа действительно очень тяжелая, но все, кто в нее вовлечен, видят в этом свое служение.
Изначально в 2014 г. центр создавался как площадка для психологической реабилитации онкопациентов. Сейчас мы работаем еще с людьми с болезнью Бехтерева и рассеянным склерозом, а также с родственниками и медицинскими специалистами, ухаживающими за такими пациентами. У нас есть очные и онлайн-программы реабилитации, которые предполагают 10–12 сессий, проходящих в два этапа.
По результатам 2016 г. программа реабилитации центра «Опора» получила награду «Золотая Психея», символизирующую высшее признание разработки со стороны научного психологического сообщества.
Мы продолжаем оказывать поддержку и совершенствовать программы. Наши инструменты работы наглядно показали свою эффективность, но нам бы хотелось, чтобы у проекта была еще более серьезная научная составляющая. На базе центра уже написано несколько научных работ, и мы открыты к сотрудничеству с теми, кто хотел бы продолжить научное изучение феномена реабилитации.
– Что Вы как психолог считаете самым интересным в людях?
– Я считаю самым интересным в людях их самих. В каждом человеке заключена целая Вселенная. И мне как психологу невероятно интересно приоткрывать тайны этих безграничных внутренних миров. Для человека всегда важен человек: это то убеждение и та ценность, на которой я строю всю свою жизнь и работу.
Виктория Гусакова,
информационное агентство «О людях»