

Творчество – один из главных двигателей прогресса. Именно творческие способности людей сегодня особенно ценятся во всех сферах жизни общества. Вместе с развитием креативных индустрий совершенствуется и отрасль авторского права. О том, насколько тесно связаны закон и искусство, рассказал опытный юрист и талантливый современный исполнитель Павел Дадян.
![]() |
Павел Дадян кандидат юридических наук, специалист в области авторского права, музыкант |
Павел Дадян известен также как Паша Керт – рэп-артист, выпустивший помимо трех сольных единственный в своем роде русско-французский рэп-альбом «The Future is Back», который был создан в команде с исполнителем из Франции Steady. Вместе с тем на протяжении уже порядка 8 лет музыкант ведет не только творческую, но и юридическую деятельность. По роду своей работы Павел имеет тесные контакты с представителями музыкальной индустрии, помогает клиентам защищать свои авторские права и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество в творческом пространстве.
– Павел, в какой момент жизни у Вас возникло желание объединить на своем профессиональном пути две такие разные сферы, как музыка и право?
– Мне всегда нравилось заниматься творчеством. Еще когда я был совсем маленьким, только научился говорить, уже сочинял всякие простенькие стишки с элементарными и забавными рифмами, а когда научился писать, стал их записывать. С тех пор тексты сопровождали меня всегда и везде. Я был равнодушен к лепке, поделкам, никогда не умел рисовать, но слова, стихи – это то, без чего я не мог представить свой день.
В подростковом возрасте друг дал мне кассету с альбомом американского рэпера Eminem – «The Eminem Show». До этого я еще никогда не слышал подобной музыки, она меня впечатлила. Мне захотелось узнать больше о рэпе, и я начал изучать эту тему, слушать альбомы других исполнителей.
В какой-то момент мне стало понятно, что, в отличие от многих жанров, рэп-музыка основана не столько на нотах, сколько на словах. Так как я был очень увлечен написанием стихов, у меня появилось огромное желание попробовать себя в этой новой творческой плоскости.
Я активно занимался музыкой 9 лет, начинал с простых куплетов под элементарные биты, созданные в несложных компьютерных программах, а затем дорос до выпуска альбомов, участия в фестивалях и побед в музыкальных конкурсах. Параллельно я получал высшее образование, которое было совершенно не связано с музыкой.
На завершающем курсе юридического факультета мы проходили авторское право. Этот предмет меня очень увлек, потому что заметно отличался от всех других, которые мы изучали ранее. Кроме того, его вела потрясающая преподаватель, влюбленная в свое дело. Она настолько понятно и интересно рассказывала даже о самых сложных вещах, что оставаться к авторскому праву равнодушным было просто невозможно (смеется). Так я раз и навсегда понял, в какой именно отрасли хочу работать.
Когда мои коллеги и товарищи по музыкальной сфере узнали, что я немного разбираюсь в авторском праве, они стали обращаться ко мне за помощью. В процессе взаимодействия с ними у меня начал накапливаться опыт составления документов, выстраивания сотрудничества. Можно сказать, каша заварилась.
Всего через год работы юристом в корпоративном направлении я сменил сферу деятельности на авторское право. С тех пор я занимаюсь им уже 8 лет и счастлив, что мне удалось объединить любимую профессию и творчество.
После окончания института и рождения первого сына мне пришлось сбавить обороты в музыкальной сфере. Несколько лет я продолжал писать тексты, но скорее для себя, складывая их в стол. Сейчас я чувствую в себе силы возобновить творческие проекты. Например, недавно я съездил к другу на студию и записал куплет для его альбома. Так что постепенно моя музыкальная деятельность вновь набирает обороты. Я рад этому, потому что творчество для меня – это жизнь.
– Желаем успехов в реализации новых творческих проектов! А что касается профессиональных – какие проекты сегодня являются для Вас приоритетными?
– Сейчас я нахожусь на распутье. Долгое время я работал основным штатным юристом в компании Zaycev.net – это один из первых музыкальных сервисов в СНГ. В мои обязанности входило сопровождение юридических аспектов работы компании, в основном связанных с договорными проектами и судебными спорами.
Я благодарен компании за ценный опыт и успехи, которыми я действительно могу гордиться. Например, в этом году всего за 3–4 месяца при моем непосредственном участии было подписано порядка 50 прямых договоров с правообладателями. Это очень впечатляющий результат, потому что обычно на согласование одного договора может уходить неделя иди даже несколько.
Сейчас мне захотелось попробовать себя в чем-то новом, но при этом не менять кардинально направление деятельности. Буквально на днях я встретился с представителями одного достаточно крупного и известного в своей сфере музыкального лейбла, мы договорились о сотрудничестве. В качестве главного юриста я буду помогать им решать задачи, связанные с авторским правом. Мы уже обсудили целый ряд проектов, которые планируем реализовать.
– Обывателю область права кажется очень строгой, «сухой», сложной. Есть ли в ней место творчеству?
– Я бы сказал даже так: это самая творческая отрасль права из всех существующих. Вероятно, именно поэтому она меня так увлекла. Уголовное, административное, налоговое право – это достаточно однозначные и формальные отрасли, где ни в коем случае нельзя отходить от шаблона. В авторском праве, конечно, тоже всё должно быть в определенной степени строго, но всё же есть интересные нюансы.
Творчество в авторском праве встречается даже в формальных вещах. Например, в лицензионных договорах есть пункт, который определяет территорию использования того или иного произведения. Иногда там указывают «Россия», «Москва», «страны СНГ» и тому подобные варианты, часто – «весь мир». Недавно мне попался договор, в котором была употреблена забавная и интересная формулировка. Произведение разрешалось использовать на территории всей Галактики. Видимо, юрист, который создавал договор, оказался креативным человеком с чувством юмора. Конечно, в контексте авторского права «мир» и «Галактика» формально значат одно и то же. Вряд ли кто-то будет использовать произведение автора на другой планете, но юрист решил подстраховаться (смеется).
Еще иногда люди креативно подходят к обозначению объекта в договоре. Например, клиенты могут попросить юриста написать, что передают право использования своего «гениального музыкального произведения». И такая формулировка в авторском праве вполне допустима, в отличие от других отраслей права.
Умение использовать юмор даже в условиях работы по шаблону – один из признаков высокого уровня творческого развития.
Мне очень нравится наблюдать за тем, как творческие люди договариваются (или не договариваются) между собой. Это всегда увлекательный процесс. В целом творческая сфера – ниша со своими юридическими особенностями. С творческими людьми очень интересно работать. Они все разные, с разным видением окружающего их мира, разными подходами и задачами. И даже если взять для сравнения две любые индустрии, например музыкальную и кинематографическую, то даже в них, несмотря на шаблонность правовых форм, будут действовать абсолютно разные правила.
– Еще 10 лет назад вопросы авторского права мало интересовали общество. Сегодня эта отрасль активно развивается. На Ваш взгляд, почему современным художникам и музыкантам особенно важно владеть правовыми аспектами?
– Потому что от этого зависит дальнейшая жизнь их произведения. Как-то ко мне обратилась за помощью девушка, начинающий режиссер. Она рассказала, что вместе с командой они сняли короткометражный фильм. Вся работа строилась на устных договоренностях, и в конце концов режиссер-постановщик в последний момент запретил использовать отснятый им материал, чтобы продать его и получить деньги единолично. Это было обидно и несправедливо с человеческой точки зрения, но по закону – возможно. Если бы девушка с самого начала знала о том, как и почему необходимо заключать договоры, то такой проблемы бы не возникло.
Хотя, конечно, я соглашусь с мнением по поводу изменения отношения к вопросам авторского права как в обществе, так и в профессиональной среде. Всё идет к тому, что творческие люди начинают постепенно понимать, насколько важно знать свои права и правильно ими распоряжаться.
Сегодня активно развивается сфера креативных индустрий. К счастью, творчество стало для художника способом не просто реализовать себя, но и получать от этого доход. Это справедливо, ведь любой труд должен быть оплачен.
И, конечно, вместе с процессом монетизации результатов творческой деятельности людей развивается и авторское право.
Еще 10–20 лет назад большая часть музыкантов зарабатывали в основном гастролированием по городам и странам. Не так много авторов знали о том, что могут получать деньги за продажу прав на издание своих произведений или их использование. Сегодня люди не просто об этом знают, но и применяют знания на практике. Многие рынки, связанные с творческими объектами авторского права, активно развиваются, предлагая авторам всё больше способов монетизации.
Сейчас область авторского права представляется людям как серьезная материя, важная и полезная для профессионального и личностного развития сфера. Интерес к ней я вижу как у студентов, у которых часто преподаю одноименную дисциплину, так и у клиентов, которые просят не просто решить конкретную задачу, но и поделиться знаниями.
Мы живем в мире, где всё связано с творчеством. Дизайн, архитектура, музыка, литература, реклама, журналистика и еще огромное количество сфер охвачены авторскими правами. Сегодня без повышения уровня правовой грамотности в этой области уже не обойтись.
– Есть мнение, что будущее – за творчеством, потому что в условиях скоростной цифровизации мира именно творческие способности являются главным различием между человеком и компьютером…
– Точно. Я с этим соглашусь, хотя некоторые эксперты могли бы нам оппонировать, сказав, что уже существуют нейросети, способные создавать художественные продукты. Например, я знаю, что есть музыкальный трек, который придумала и исполнила нейросеть. Это произведение практически невозможно отличить от произведений реальных живых авторов. Однако является ли это истинным творчеством – сложный и противоречивый вопрос. И как относиться к этому объекту с точки зрения авторского права, тоже сказать достаточно трудно.
Лично мне хочется верить, что творчество – это действительно та сфера деятельности, где роботы, компьютеры и искусственный интеллект нас никогда не догонят. Просто потому, что в некоторых вопросах мозг человека уникален и неповторим. То, как мы думаем, интуитивно выбираем, как отобразить свои мысли в творчестве, на мой взгляд, невозможно симулировать.
– Вы сказали, что преподаете у студентов авторское право. Почему для Вас это важно?
– Я отучился в аспирантуре, получил степень кандидата юридических наук, но если честно, то изначально не ставил перед собой цели стать преподавателем. Мысль о том, что я могу делиться знаниями со студентами, родилась в процессе. Когда у меня появилась возможность и мне предложили проводить занятия в вузе, я решил попробовать. И это занятие меня очень увлекло.
С тех пор, когда я общаюсь с работодателями, с которыми работал, работаю или планирую начать работать, я всегда предупреждаю, что не готов отказываться от преподавания.
Для меня это важно не с точки зрения денег, а с точки зрения ценностей.
На мой взгляд, очень важно, чтобы в вузах преподавали не только теоретики, но и практики. И поскольку я каждый день без исключения занимаюсь решением задач в области авторского права, мне кажется, что не только мои знания, но и мой опыт может быть очень полезен подрастающему поколению специалистов.
Я искренне счастлив, когда студенты не хотят уходить с моих занятий, когда они даже после звонка продолжают обсуждать те вопросы, которые мы начали разбирать на паре. Если мне удалось передать собственную увлеченность авторским правом хотя бы одному ученику, то я считаю, что всё не зря. Однажды мой преподаватель именно так вдохновил меня.
И еще у меня есть твердое убеждение: если человек, который обладает какими-либо знаниями, никому их не передает, то в каком-то смысле он получал их зря. Потому что передача знаний – это не только естественный, но и очень значимый процесс в рамках развития человечества.
– Что Вас вдохновляет?
– Меня вдохновляет моя работа, всё то, чем я занимаюсь. В профессиональном плане я абсолютно счастливый человек. Порой мне бывает очень грустно, когда я вижу людей, которые вынуждены каждое утро вставать и идти на нелюбимую работу. Я ни в коем случае никого не осуждаю, но мне бы искренне хотелось, чтобы счастливых и влюбленных в свое дело людей было больше. От этого все только выиграют.
Меня вдохновляет та сфера, в которой я, к счастью, нашел себя.
И еще на первое место – не на второе, а на первое, рядом с любимой работой – я бы поставил свою семью. У меня любимая и любящая жена, прекрасные дети. Дома, как и на работе, я абсолютно счастлив.
Семья, как и профессия, требует от человека много энергии, но взамен мы получаем гораздо больше.
– Что бы Вы пожелали, исходя из своего профессионального, творческого опыта и жизненной позиции, начинающим исполнителям и художникам?
– Начинающим художникам и исполнителям независимо от жанра и индустрии, в которой они реализуют свой потенциал, я бы хотел пожелать смелости в самовыражении. Работая со студентами, общаясь в творческой среде, я заметил, что подрастающее поколение, к счастью, в большинстве своем обладает этой чертой характера. Современные молодые люди не имеют внутренней скованности, спокойно и адекватно принимают критику, при этом не воспринимая общественное мнение как какой-то ограничивающий, сковывающий их в творчестве фактор.
Я бы сформулировал так: желаю молодым художникам – в широком смысле этого слова – творить так, как они хотят и как видят. Ведь самое ценное в любом искусстве – это отражение того мировосприятия, которое автор передает через свое произведение. И, конечно, как юрист желаю, чтобы художники чувствовали себя свободными, знали и использовали свои права, не ущемляя прав других людей.
Виктория Гусакова