Ирина Батькова – дизайнер, вдохновленная русской культурной идентичностью. Через свое творчество она рассказывает удивительные истории о России на шелковых платках. Для художницы важно, чтобы человек мог всегда чувствовать связь с чем-то родным и глубинным, носить с собой не просто красивый аксессуар, а визуально выраженную частичку своего духа, настроения и состояния.
![]() |
Ирина Батькова основатель бренда Sirinbird |
Однажды Ирина получила в подарок платок, привезенный из-за границы. На сувенире были изображены сюжеты национальной культуры. Девушка вдохновилась увиденным и решила найти похожие платки с образами из русских сказок и поверий. Оказалось, что подобных проектов в России практически нет. Так 8 лет назад родился бренд Ирины Батьковой Sirinbird, который сегодня представлен на масштабных российских и международных выставках, высоко оценен fashion-сообществом и любим ценителями «моды со смыслом».
Мы поговорили с дизайнером об особенностях русского стиля, о любимых сюжетах в ее творчестве, о главных проектах и о ценности сохранения идентичности.
– Ирина, с чего начался Ваш путь в творчестве? Всегда ли Вы точно знали, что хотите быть дизайнером?
– Брендинг и рисование – это две мои большие страсти по жизни. Я очень люблю дизайн: подбор шрифтов, гармоничное сочетание линий и фигур, все эти буковки, черточки, дизайнерские бумаги – такую «добавочную премиальность на кончиках пальцев». И в то же время я не могу жить без того творчества, которое воплощается, что называется, непосредственно руками. Я начала рисовать, прежде чем научилась ходить. И мой путь по жизни был достаточно прямолинеен: художественный кружок, школа, художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина.
Когда я задумалась о том, чем хочу заниматься с профессиональной точки зрения, я решила, что должна непременно объединить рисование и брендинг. Так родился проект Sirinbird («Птица Сирин»), рассказывающий «шелковые истории» о России.
Я превращаю свои рисунки в дизайн на шелке, который становится материалом для платков, шалей, шелковых украшений и сувениров.
Мне нравится, что проект, с одной стороны, позволяет мне полноценно реализовывать мой творческий потенциал, а с другой – дает возможность развиваться в качестве дизайнера. Я сама занимаюсь брендингом, созданием корпоративного дизайна и концепции. Работа над названием, слоганом, логотипом, фирменным стилем проекта – всё это мне очень нравится, и я с большим удовольствием реализую себя в этом цикле.
– Что Вы больше всего любите в России? Что считаете самым вдохновительным, воодушевляющим в нашей стране?
– Я люблю Россию за ее многогранность, многослойность и поликультурность. В этой стране, в ее истории каждый кусочек пространства и времени обладает своей уникальностью и идентичностью. И жизни не хватит, чтобы во всё погрузиться и всё узнать.
Мне нравятся русские сказки, потому что они, как ничто другое, позволяют почувствовать «русский дух», нашу культурную идентичность.
Вместе с тем, конечно, Россия является частью большого мира, мировой культурной эволюции. Ничто не существует в вакууме, всё взаимосвязано. И с этой точки зрения я люблю прослеживать связи – наблюдать за тем, как однажды попавшие на русскую землю «семечки» пустили корни и проросли. Это красиво и сильно.
– Почему бренд получил именно такое название?
– Женщина-птица, или птица Сирин – это не просто символ, а прямо-таки ДНК бренда. Я не помню, были ли у меня другие варианты. Это название сразу пришло мне в голову – кажется, что других и быть не могло.
Птица Сирин – мифический персонаж славянских легенд, символ, который очень любили на Руси. Это райская птица, живущая в Ирии – сказочном рае, где растет яблоня с молодильными яблоками. Иногда Сирин прилетает на землю, чтобы спеть вещую песнь о грядущем блаженстве. Однако только человек с чистыми помыслами может насладиться ее напевами. Злые же люди потеряют рассудок от невыносимости красоты.
Интересно, что еще писатель Владимир Набоков называл себя Сирином. Он ассоциировал этот образ со сказочной Жар-птицей и очень его любил.
– На каждом платке изображены не просто узоры, а целые сюжеты. Какие из них Вы любите больше всего и почему?
– Я не рисую просто ритмические паттерны – их и без меня миллионы. Шелковые истории «Птицы Сирин» – это космогонии, многоуровневые истории, в которых тонкий рисунок является лишь верхним слоем повествования.
Для каждого изделия прорабатывается большое количество исторического материала. И я бы сказала, что графику Sirinbird можно назвать именно «живой». Сначала я рисую эскиз карандашом на бумаге, затем тщательно отрисовываю изображение на компьютере, после чего начинаю отрабатывать печать на шелке. В итоге весь «наработанный» материал поступает на производство в Италию – на фабрику, сотрудничающую с мировыми крупными брендами самого высокого уровня.
Сюжеты на шелке очень разные. У меня есть серия платков, посвященная России, ее прилегающим и обретшим суверенность территориям, всему тому, что связано с культурой, искусством и ремеслом.
Мне хотелось отразить всё многообразие наших культурных пластов, все события, нашедшие отклик в истории, сердцах и памяти поколений.
Отдельная серия работ посвящена, конечно же, сказкам. Для меня это одна из любимых тем в творчестве. Посредством сказок мы с детства учимся познавать мир, узнаем архетипы людей через образы героев. Во многом сказки формируют наше мышление, настроение, восприятие мира.
Недавно я поняла, что у меня собралось особенно много сюжетов с женскими сказочными образами. Среди них – «Баба-яга», «Хозяйка Медной горы», «Снегурочка», «Калинов мост», «Богиня», «Серафимы, ангелы бесконечности», «Чудо чудное (пермский звериный стиль)». Я называю такие работы «платки-настроения». В них действительно заложены сильные образы, которые буквально воздействуют на человека на уровне подсознания.
У меня в планах сделать выставку, посвященную женским архетипам, представленным в русских сказках. Мне кажется, получится очень интересно.
– Вы являетесь соорганизатором дизайнерской выставки, посвященной современному русскому стилю. Расскажите подробнее об этом событии. Почему, на Ваш взгляд, сегодня особенно важны подобные выставки?
– Да, это выставка предметов в русском стиле от современных дизайнеров, которая называется «Трын*Трава. Современный русский стиль». В 2021 г. она проходила уже в четвертый раз. Идейным вдохновителем и куратором выставки является дизайнер Элина Туктамишева. В качестве соорганизаторов ей помогают дизайнеры Светлана Попова, Юлия Герасимова и я.
Мы вместе просматриваем и отбираем заявки авторов, желающих принять участие в выставке, вместе прорабатываем концепцию. Далее у каждого члена оргкомитета есть собственная зона ответственности.
Мы все очень разные, но в итоге у нас получается большой, цельный, многогранный проект.
В 2021 г. к нам поступило 560 заявок из разных регионов страны для участия в выставке, которая проходила в Музее декоративного искусства в Москве. Мы отобрали 50 авторов, чье творчество показалось нам наиболее самобытным и актуальным для современных интерьеров. Для нас было важно, чтобы дизайнеры использовали не «избитые», банальные и пошлые сюжеты, основанные на лубочности. Мы хотим рассказывать, что русский стиль – это нечто более глубокое, сильное и интересное, чем сувениры.
Наш проект объединяет людей, и в этом тоже заключается его важная миссия. Русским стилем невозможно заниматься поверхностно. Это всегда история, которая идет из глубины души, она рождается из невозможности художника НЕ делать. И наш проект собирает таких искренне горящих людей в сообщество. Они общаются, «переопыляются», вдохновляются. Это как круги на воде: с каждым годом новый круг становится всё больше, к нам приходит всё больше неравнодушных талантливых людей, влюбленных в Россию и русский стиль.
Так рождается в том числе современная российская культурная идентичность, актуальная для сегодняшней реальности, но опирающаяся на историю, культуру, память и ценности прошлого. Художники и дизайнеры выкристаллизовывают идентичность посредством своего понимания русского стиля, который во всех регионах нашей страны разный, создают красивые объекты со смыслом и показывают их людям. Это прививает всё большему числу людей любовь к чему-то глубинному и родному.
– Где Вы черпаете силы для творчества, ведения бизнеса, самореализации?
– Природа для меня самый главный учитель и самый важный и неиссякаемый источник вдохновения. Если я уезжаю из города, то сразу замечаю, что каждый день для меня становится не похож на другой. Каждый час что-то меняется. Солнце светит под разным углом, ветер дует с разных сторон и с разной силой и даже воздух пахнет всегда по-новому. Это всё невероятно красиво и атмосферно.
Меня очень вдохновляют книги, исторические очерки, сказки, протомифы, палеогенетика, археология и история искусств. В них я вижу столько тем и образов, что всё хочется нарисовать.
Желаю всем людям мира наслаждаться каждым мгновением жизни и замечать ту потрясающую красоту, которая нас окружает. Наш мир – это большая волшебная сказка.
– Искусство – очень глубокое и многогранное понятие. Что оно означает именно для Вас?
– В искусстве мне важна планка, которая приподнимет нас над действительностью. Я искренне верю, что сила искусства – в гармонизации мира и человеческого духа, а не в «разгерметизации скафандра».
В квантовой эре оказалось, что квантовые уравнения симметричны, и множество открытий ученые совершили, просто подставив к уже известной части симметричную составляющую.
Наш мир симметричен на всех уровнях – в этом его гармоничность и красота.
Орнаменты – это та же симметричность, те же уравнения, гармонизация мира. Поэтому они так часто встречаются в культурах всех народов. И, вероятно, поэтому именно они стали основой моего творчества, ассоциируясь для меня с красотой и искусством.
Свои работы я создаю не на холстах, а на шелке. И это тоже мой осознанный выбор. Ткань привлекает меня тем, что ее можно использовать для создания конкретных предметов, которые люди не просто повесят на стену, а будут носить с собой, сделают их частью собственной идентичности, гармонизируют пространство вокруг себя. В этом большая сила коллекционного искусства и действительно идейных, проработанных вещей.
Модель Жанна Данилова, фотограф Борис Бендиков
Виктория Гусакова