

Отношения, которые выстраиваются между детьми и взрослыми, во многом влияют на формирование личности ребенка. От того, в каких условиях он воспитывался, какие ценностные ориентиры формировались в период его становления, какие ролевые модели он перед собой видел, зависит то, каким человеком он станет. В рамках Школы победителей Всероссийского конкурса молодых учителей «Лучшие педагогические практики» психолог Ольга Румянцева провела лекцию на тему детско-родительских отношений.
![]() |
Ольга Румянцева кандидат психологических наук, доцент, декан колледжа психологии МКИК |
Ольга Румянцева объяснила, что тема детско-родительских отношений актуальна для молодых учителей по многим причинам. С одной стороны, педагоги находятся в постоянном взаимодействии не только с детьми, но и их родителями. Понимание особенностей семейного воспитания того или иного ребенка может значительно помочь учителю найти грамотный индивидуальный подход к конкретному школьнику. С другой стороны, многие из педагогов сами являются родителями или планируют ими стать в будущем. Это значит, что знание психологии окажутся им полезны не только в профессии, но и в личной жизни.
Этапы взросления и кризисы
Свою лекцию Ольга Михайловна начала с темы возрастных кризисов. Эксперт отметила, что эти периоды в жизни человека особенно важны. При правильном проживании они могут стать не источниками проблем, а точками для роста. Родители и педагоги – те люди, которые способны помочь детям преодолеть трудности наиболее «мягко». Для этого психолог поделилась основной информацией о разных периодах взросления, каждый из которых сопровождается ярко выраженным или скрытым кризисом.
Весь процесс взросления Ольга Михайловна предложила условно поделить на три этапа, отметив, что при углублении в тему их можно обозначить в гораздо большем количестве.
Первый этап жизни человека можно ограничить отрезком от рождения до года. Ребенок попадает в совершенно новый для него мир, о котором он ничего не знает. Наиболее близким и практически единственным источником информации об этом мире для него становятся родители, в первую очередь – мама. Именно через эмоциональную привязанность к родителям, через их систему ценностей ребенок начинает видеть все то, что его окружает. Поэтому большое значение имеет то, кто находится рядом с детьми в этот период жизни, как о них заботятся и как к ним обращаются.
В первый год жизни у ребенка уже неосознанно формируется понимание: доверяет ли он окружающему миру или нет, имеет ли он право быть любимым, защищенным, является ли частью чего-то целого.
После года ребенок начинает активный процесс сепарации, отделения от родителей. Он делает первые самостоятельные шаги, учится самостоятельно есть, спать, постепенно осваивает новые навыки. В школе ему предстоит впервые проявить себя без родителей. Однако наиболее яркий процесс сепарации происходит чуть позже – в подростковом возрасте. В этот период жизни человек переживает непростой возрастной кризис, в ходе которого ему важно показать, что он не такой, как все и, в частности, не такой, как его родители.
И здесь наиболее ценна поддержка взрослых, готовых понять и принять ребенка таким, какой он есть, направить его особенности в нужное русло, при этом «не перетягивая одеяло на себя». Родители должны понимать, что их дети – самостоятельные люди, имеющие свои интересы, мечты и по-своему воспринимающие мир. Не меньшую внимательность и чуткость следует проявлять и педагогам. Они могут заметить, что школьник, недостаточно хорошо проявляющий себя в одном предмете, с большим увлечением и успехом занимается на других уроках. Грамотная реакция заключается в том, чтобы помочь ученику получить базовые знания по неинтересным для него темам, но при этом максимально акцентировать внимание на раскрытии его талантов в интересной ему сфере.
Особое внимание в этот период взросления ребенка важно уделить формированию у него здоровых нравственных ориентиров. Так, сама Ольга Румянцева в общении со студентами и юными клиентами на вопрос: «Кем мне быть?» отвечает, что в первую очередь важно быть человеком, уметь проявлять гуманность, милосердие и эмпатию.
Самое ценное, что могут сделать взрослые для детей, – заметить их уникальность и помочь проявить ее, ориентируясь на лучшие человеческие качества.
И наконец, третий этап взросления – самореализация. Во время сепарации важно, чтобы человек понял, чего он хочет от жизни, кто он есть и что может привнести в этот мир с учетом своей уникальности. Только тогда он сможет стать не только успешным в профессии, но и эмоционально здоровой личностью.
Теория привязанности
Отдельный блок Ольга Румянцева посвятила теории привязанности Джона Боулби. Психолог отметила, что в современном мире явно прослеживается мода на самодостаточность, независимость и самостоятельность. Однако поиск и поддержание контактов с близкими людьми всегда являлись базовыми человеческими потребностями.
Здоровая привязанность в детско-родительских отношениях может стать одной из самых мощных опор для ребенка при взрослении.
Привязанность позволяет человеку более безболезненно проходить кризисы. Она формирует у людей ощущение «безопасной гавани», в которую можно вернуться во время любого шторма. В основе такой здоровой привязанности всегда лежит отзывчивость, доброта, понимание, любовь, умение ценить и уважать. Вместе с тем, существуют и другие типы человеческих отношений, которые могут негативно повлиять на формирование личности ребенка. Ольга Михайловна коротко рассказала о трех основных типах привязанности.
При надежном типе привязанности, когда родители проявляют к ребенку умеренную заботу, внимательность, уважают его личные границы и понимают потребности, человек вырастает уверенным в себе, спокойным и адекватно реагирующим на окружающий мир. Во время стресса такие люди ищут опору в себе и в других, и при необходимости – готовы попросить помощи со стороны.
Когда родитель ведет себя противоречиво, то проявляя любовь, то отталкивая ребенка, в отношениях возникает тревожно-амбивалентный тип привязанности. Дети, выросшие в таких условиях неустойчивости, начинают бояться окружающего их мира, они испытывают чувство тревоги и сомневаются, что кто-то сможет их понять. Зачастую это приводит к тому, что по мере взросления у человека вырабатывается неадекватная самооценка, зависимость от мнения посторонних и склонность к конфликтам. Во время стресса такие люди погружаются в депрессию или переживают панические атаки, им сложно искать выход из сложившейся ситуации.
Тип избегающе-отвергающей привязанности характеризуется отстраненностью родителей при воспитании детей, отсутствием заботы и выстраиванием безэмоциональных поверхностных связей. Когда ребенок видит, что мама к нему холодна, то воспринимает весь мир как опасное пространство, в котором его никто не может защитить. В результате человек вырастает независимым «одиноким волком», стремящимся показать всем свою силу, но на самом деле боящимся многих вещей. Когда он сталкивается с проблемами, то чаще всего «замораживает» свои эмоции и бездействует, делая вид, что ничего не происходит.
Информация о типах привязанности, подчеркнула Ольга Румянцева, полезна не только для родителей, но и для педагогов. Когда учитель имеет базовые знания в психологии, то ему становится проще понимать своих учеников и помогать им справляться с трудностями.
Стили взаимодействия детей и родителей
Традиционно психология выделяет ряд основных потребностей, актуальных для любого ребенка: потребности в признании, близости, понимании, любви, заботе и безопасности, а также потребность быть важным и ценным. К слову, подчеркнула Ольга Михайловна, часто этого хотят не только дети, но и взрослые люди.
Тем не менее, родителей нигде не учат быть «профессиональными» родителями. И хотя сегодня в информационном пространстве существуют различные тематические курсы, лекции и книги, многие знания «новоиспеченные» мама и папа черпают из личного опыта взросления в своих родительских семьях.
Недостаточная психологическая просвещенность нередко приводит к формированию негативных стилей взаимодействия в семье и, как следствие, к неудовлетворенности части важных потребностей ребенка.
Ольга Михайловна привела в пример несколько таких стилей для того, чтобы взрослые (родители и педагоги) могли распознать их и изменить ситуацию, восполнив у ребенка недостаток в каких-либо из перечисленных потребностей. Среди них – гипопротекция с недостатком внимания для ребенка; гиперопека с чрезмерной заботой о детях; эмоциональное отвержение с выражением негативных эмоций в сторону ребенка; жестокие взаимоотношения со случаями домашнего насилия; повышенная моральная ответственность с воспитанием у ребенка «синдрома отличника»; а также модель отношений «маленький неудачник» с упреками о несовершенности ребенка в чем-либо.
Чем могут помочь учителя
В завершение выступления Ольга Румянцева предложила молодым педагогам подробно разобрать разные возрастные кризисы, встречающиеся у школьников, основываясь на той информации, которая была изучена в ходе лекции.
Во время кризиса семи лет, кризисов отрочества и юности для ребенка поддержка учителей не менее важна, чем поддержка родителей. Это связано с тем, что в период взросления человек проводит в школе половину или более половины времени.
Так, во время кризиса младшего возраста ребенок особенно нуждается в общественно-значимой и оцениваемой деятельности, начинает больше ориентироваться на людей вне своей семьи, испытывает потребность в более трепетном и бережном отношении к себе, так как находится в определенном психологическом дисбалансе. Знающие об этом учителя, как никто другой, способны помочь человеку пережить такой возрастной кризис через правильную организацию урочной и внеурочной деятельности и формирование здоровых отношений в рамках образовательного процесса.
В момент кризиса отрочества у подростка обостряется потребность в автономии и самоопределении, появляется склонность действовать внешним по отношению к своей семье моделям поведения. При этом человек начинает испытывать и определять себя в первую очередь через общение со сверстниками. В работе с учениками подросткового возраста психолог посоветовала педагогам уделить особое внимание созданию дружеской атмосферы, в которой сам учитель выступает как равный партнер, чаще провоцировать ситуации, в которых подросток мог бы довиваться успехов в каких-либо видах деятельности (в том числе – в учебе), а также включать в учебный процесс такие задания, которые помогут учащемуся осознанно проявить свои индивидуальные особенности.
Переходя во взрослую жизнь, человек сталкивается с кризисом юности. Этот перелом связан с утратой уже налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими людьми, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизни. Молодой человек приобретает статус взрослого, но не имеет опыта для реализации себя в этом качестве. Поэтому при работе со старшеклассниками психолог посоветовала педагогам придерживаться следующих рекомендаций: создать условия для повышения самооценки молодых людей, помочь им в профессиональном самоопределении, использовать индивидуальный подход в обучении и подготовке заданий, а также применять активные форматы, направленные на самопознание и самоопределение.
В качестве итога лекции Ольга Михайловна выделила ключевые ценности, на которых, по ее мнению, стоит строить образовательный и воспитательный процесс на протяжении всего периода взросления детей. Это любовь, принятие, понимание и безопасность, семья, здоровье, красота природы и искусства, познание и развитие, самореализация, свобода, творчество, материально-обеспеченная жизнь. Такие ценностные ориентиры – лучший способ вырастить не только успешных, но и счастливых людей, двигающих мир вперед.
Виктория Гусакова, информационное агентство «О людях»