Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Евгений Сосновский: «Стихи – больше, чем рифма»

Детский писатель и издатель о том, как создаются книги
3 Августа 2022
Евгений Сосновский: «Стихи – больше, чем рифма»

Евгений Сосновский – человек, внесший большой вклад в развитие детской литературы в России. Свой путь он начинал в качестве соучредителя издательства «Росмэн», а сегодня возглавляет не менее известное и любимое детьми издательство «Робинс» и сам пишет стихи для подрастающего поколения. Информационное агентство Global Women Media подготовило целую серию интервью с талантливым автором и человеком, искренне влюбленным в свое дело.

Евгений-Сосновский-Мир-книг-увлекает_0Е.jpg Евгений Сосновский
генеральный директор издательства «Робинс», детский писатель

Детская литература – жанр, который, хотя внешне и выглядит достаточно просто, весьма сложен по своему содержанию. Даже самая простая книжка для малышей порой требует большой работы автора, иллюстратора и издателей.

Как писатель и генеральный директор издательства «Робинс» Евгений Сосновский знает об этом не понаслышке. Он с большой ответственностью подходит к созданию книг, многие из которых по праву становятся бестселлерами.

В прошлом интервью Global Women Media Евгений Анатольевич рассказывал о своем издательском пути. В этот же раз разговор посвящен творчеству самого писателя. Автор поделился тем, как рождаются произведения, на каких принципах основана его работа и какой подход, на его взгляд, нужен современным детям.

22.jpeg

– Евгений Анатольевич, в прошлом интервью Global Women Media Вы рассказывали, что в издательстве «Робинс» есть методист, который участвует в создании книг. Как происходит этот процесс? Как у Вас, у автора, рождаются произведения?

– Действительно, у нас в издательстве есть методист, детский психолог, кандидат психологических наук Елена Писарева, вместе с которой мы проговариваем концепцию будущей книги. Дети очень быстро взрослеют и меняются, поэтому в каждом возрасте одни и те же темы должны раскрываться по-разному. Вместе с Еленой мы обсуждаем, что должно содержаться в книге для конкретной целевой аудитории.

Например, тема «Времена года» кажется очень простой и очевидной, но и она потребовала большой проработки. Перед тем как начать писать о разных месяцах, мы тщательно продумали характерные черты каждого из них, чтобы потом отразить это в стихах. Вот именно поэтому как заслуженную оценку получаешь восторженный отзыв: «Как же у Вас так удивительно получилось вместить полное описание каждого месяца в несколько четверостиший?!»

Для малышей важно, чтобы стихи были короткими и звучными, а всё, о чем в них говорится, понятным. Поэтому мы выверяем каждое слово. Так что за несколькими простыми строчками стоит большая и серьезная работа.

Такая работа на самом деле сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Попробуйте описать декабрь, апрель, август или любой другой месяц во всех его красках, используя лишь небольшое количество строк! В этом плане «техническое задание», которое мы формулируем с методистом, является очень полезным инструментом, позволяющим сконцентрировать в нескольких четверостишиях всё самое главное и не упустить ничего важного. И лишь потом приходит очередь творческого вдохновения.

Еще один пример – книга «Эмоции и чувства», которая стала бестселлером и переиздавалась уже не один раз. В ней простым и понятным для маленьких детей языком описаны через забавные ситуации такие серьезные понятия, как любовь, обида, злость, радость и многое другое. На эту книжку мы получили много восторженных отзывов. Родители восхищались, насколько объемно и понятно нам удается описывать в коротких стишках разные явления и факты, о которых важно знать ребенку.

Кроме того, работа над некоторыми темами требует дополнительного сбора информации. Например, у меня есть книга со стихами «Кто где живет» о домиках и норках разных животных. Работа над этим проектом происходила таким образом: методист составила список тех жилищ, о которых было бы полезно узнать малышам, а я собрал о них информацию, чтобы написать познавательные стихи. Надо сказать, я и сам тогда открыл для себя много нового (смеется).

Хорошие детские книги ценны тем, что в них много интересной информации не только для детей, но и для взрослых.

Когда я работаю над любыми познавательными форматами, всегда обязательно перепроверяю информацию в нескольких надежных источниках. Ведь на людях, которые публикуют печатное слово, лежит большая ответственность: как только текст дошел до читателя, изменить или исправить его уже невозможно. Значит, с самого начала он должен быть качественным и достоверным. Если речь идет о детской литературе, то это особенно важно. Ведь многое, о чем ребенок узнает в малом возрасте, остается с ним на всю жизнь.

Евгений-Сосновский-2_03.jpg

– Большой популярностью у читателей пользуется Ваша «Самая-самая азбука». В чем уникальность этой книги? Какие подходы были использованы при ее создании?

– В «Самой-самой азбуке», как и во многих наших изданиях, познавательная информация доводится до ребенка в увлекательной поэтической форме.

«Самая-самая азбука» – это энциклопедия жизни, где ребенок открывает для себя всё социальное многообразие нашего мира. В легкодоступной форме в ней рассказывается об очень важных понятиях: доброте, любви к матери, о дружбе, зазнайстве, глупости, важности учебы, значимости чтения, умении слышать других, о лени, дружбе и многих-многих других очень важных вещах в нашей жизни. Во многих семьях эта книга стала буквально настольной.

Это формат, который мы не придумывали специально: он возник у нас каким-то естественным образом. Но это только с одной стороны. В то же время в самом начале написания этой книги я понял, что здесь можно и даже нужно поиграть литературными формами. Это сборник и сказок, и басен, и веселых рассказов, и различных забавных историй, и даже скороговорок. И всё это в стихах.

Поэтическая форма не только проще воспринимается детьми, но и удобна в запоминании. Если «спрятать» в стихах полезную информацию, то она прочнее закрепится в детской памяти.

Но самое главное – в «Самой-самой азбуке» мы ставили перед собой задачу научить ребенка различать буквы и звуки. Поэтому в каждом стихотворении встречаются разные слова с использованием одной и той же буквы в различных частях слова, что позволяет развивать у детей фонематический слух.

Работа над книгой была долгой и интересной. Каждое написанное стихотворение мы подробно обсуждали с нашим методистом Еленой Писаревой и главным редактором Мариной Гагариной и, если где-то многообразие звуков было показано в недостаточной степени, придумывали новые слова. А потом я корректировал или иногда даже полностью переписывал стихотворение.

Мы всегда работаем на качество, это небыстрый процесс, но результат того стоит. «Самая-самая азбука» переиздавалась 5 раз и стала лауреатом конкурса «Книга года: выбирают дети». Ее не только хвалят родители, но и часто рекомендуют логопеды и педагоги.

И самое главное – от книги оказались в восторге сами дети. Азбука украшена потрясающими иллюстрациями украинской художницы Юлии Митченко и снабжена элементами дополненной реальности. Герои книги оживают с помощью бесплатного мобильного приложения и говорят голосом актрисы Ирины Муравьевой, с которой мы записали много наших книг.

Такое использование современных технологий дает ребятам стимул чаще обращаться к книге, учиться читать самостоятельно или вместе с родителями. Развлечение с обучением или обучение с развлечением – подход, который лежит в основе практически всех наших книг.

– Как появилась идея использовать технологии дополненной реальности в детских книгах?

– Издательство «Робинс» впервые в России использовало в книжках для детей технологии ОБУЧАЮЩЕЙ дополненной реальности. До этого подобные вещи носили в основном развлекательный характер.

Первым опытом внедрения этой технологии стала моя книга «Мишки Тедди изучают цифры и счет». В стихотворной форме с многократным (для лучшего запоминания) повторением я описал в забавных стихотворных историях 10 цифр. Особое внимание было уделено иллюстрациям – нам хотелось, чтобы картинки были не просто красивыми, но и создавали ассоциативные образы. И третьим элементом в этом системном подходе, работающем на наш принцип «обучение с развлечением», стала как раз дополненная реальность. Мы создали приложение для телефона и планшета, в котором ребенок мог бы выполнять интересные задания: искать и считать лесных жителей, обводить в электронных прописях цифры, решать простые задачки. В результате и дети, и родители были в восторге.

К слову, история про мишек переросла в целую серию книг. Сегодня ДружиМишки чего только ни делают (смеется). Например, они изучают цвета, путешествуя по планете. Где-то растут растения, овощи и фрукты только красного цвета, где-то – зеленого, желтого, синего… Этой истории мне удалось придумать, на мой взгляд, довольно интересную концовку. Мишки находят письмо, в котором говорится о том, что в мире гораздо больше цветов, чем те, с которыми им уже довелось познакомиться, и внизу стоит подпись: «Хамелеон». Конечно, малыши, скорее всего, не знают такого животного. И мне хотелось, чтобы взрослые, которые будут читать книжку, сами объяснили ребенку, кто такой хамелеон и как он связан с разными цветами.

Чтение сближает родителей и детей, стимулирует их общение. Здорово, что мы можем способствовать активизации этого процесса.

«ДружиМишки. Кто такие динозавры» – это волшебная история, в которой описаны реальные доисторические факты. Таким образом, дети с малых лет знакомятся с историей нашей планеты и расширяют свой кругозор. И всё это в увлекательной форме!

А в книге «Забавные животные. Знаки Зодиака для малышей» ДружиМишки изучают знаки Зодиака. Интересно, что дети могут заметить какие-то черты характера, свойственные разным знакам, и в самих себе.

– Кто такие ДружиМишки? Как появилось это необычное название?

– О, это интересная история! Всё началось с того, что я написал книгу «Мишки Тедди изучают цифры и счет». Тогда я в общих чертах знал историю знаменитого мишки Тедди.

В начале XX в. президент США Теодор Рузвельт ездил с визитами по стране. Когда он был в одном из штатов, его помощники решили организовать для него охоту. Но в тот день ни одно животное подстрелить так и не удалось. Чтобы компенсировать такую неудачу, поймали маленького медвежонка и привязали его к дереву. Увидев это, президент возмутился и наотрез отказался стрелять в малыша.

Эта история попала во все утренние газеты страны и наделала много шума. Один художник даже нарисовал карикатуру, которая стала, как сейчас говорят, иллюстративным мемом. Одним словом, событие привлекло всеобщее внимание. Тогда хозяин одной лавки и его жена решили сшить двух медвежат, чтобы поставить их в витрину для привлечения внимания прохожих. В их магазине игрушки не продавались, тем не менее на сшитых зверят сразу нашлись покупатели. Предприниматели решили, что такой шанс упускать нельзя, и стали отшивать медведей уже более крупными партиями. А потом и вовсе создали компанию по производству этих мишек. Хозяин лавки написал письмо президенту США и попросил у него разрешение дать игрушке имя Тедди – так Теодора Рузвельта называли в детстве. Президент не возражал. Более того, плюшевый мишка стал его негласным талисманом, который, как утверждают многие политологи, принес Рузвельту немало дополнительных голосов на выборах.

Существуют и другие версии происхождения этого бренда, но мне ближе всего именно эта. Так или иначе, позже я узнал еще один интересный факт. Оказалось, что хозяин лавки был нашим соотечественником, который много лет назад, еще в детстве, вместе с родителями эмигрировал из царской России в Америку. И тут мне в голову пришла интересная мысль: я понял, что в своей книжке мог бы «вернуть» мишек Тедди на их историческую Родину.

Мне показалось важным, чтобы имена героев книжки, написанной для российских детей, имели русское звучание.

Тедди – имя, которое сложно «переложить» на русский язык. Тем более у моих медвежат имена уже были: Ириска, Плюша, Потап и Кузя. Тогда я придумал им говорящую фамилию – ДружиМишки. Это простое слово, которое легко запомнить даже самым маленьким читателям, и в то же время доброе название, в основу которого заложена важная ценность.

Сегодня ДружиМишки – это бренд, который знают и любят многие дети. Это герои, которые учат малышей не только познавать мир, но и дружить, поддерживать близких.

– Какие книги под Вашим авторством сейчас находятся в разработке?

– Сейчас мы работаем над большим сборником «Загадки–рифмы». У нас уже есть серия небольших книжек с таким же названием на разные узкие темы. Это загадки о диких или домашних животных, подводном мире, технике и многом другом. Мы публиковали их в картонных книжках, которые очень нравятся малышам: с ними можно играть как угодно и не испортить. И сам формат загадок-рифм пришелся детям по вкусу. Поэтому мы решили сделать большую подарочную книгу, объединив в ней все имеющиеся стихи с загадками-рифмами. Получилась уже не книжка-картонка, а целый сборник с множеством красивых страниц, который интересно читать вместе с родителями. Думаю, книга появится в магазинах уже этим летом.

Еще наша редакция заканчивает работу над двумя новыми историями, главными героями которых являются наши любимые мишки. В одной из них мы затронули такие важные темы, как здоровый образ жизни и личная гигиена. В книжке в легкой ненавязчивой форме собраны советы от мишек о том, как правильно чистить зубы, когда нужно мыть руки, почему не стоит читать лежа или долго сидеть за компьютером, чем можно заменить вредную еду и напитки.

В общении с детьми назидание не приносит реальных результатов. Ребенку бесполезно что-то запрещать или что-то от него требовать. Важную информацию нужно доносить до детей через интересные и понятные им формы.

Еще одна новая книжка про ДружиМишек посвящена теме погоды и природы. В ней мы собрали информацию про бури, солнечные затмения, землетрясения и другие природные явления. Как и во многих книгах из серии «ДружиМишкины книжки», мы постарались дать малышам первое представление об окружающем их мире. Со временем, если тема увлечет, они смогут узнать о ней больше.

– Как бы Вы сформулировали свою социальную миссию?

– Издательство «Робинс» ставит перед собой задачу расширить кругозор детей, сделать так, чтобы они росли развитыми, получая всю необходимую им в том или ином возрасте информацию. Для малышей важно узнавать «обо всем понемногу», чтобы, слегка повзрослев, иметь представление о том, что хочется изучать более углубленно. И еще: многие родители переживают, что их дети мало читают. Мы же создаем такой продукт (именно продукт, так как это не только книги, но и карточки, книги-игры, книги-тренажеры, многочисленные серии книг с наклейками, переводными картинками, те же книги с дополненной реальностью и т.д.), который мотивирует ребенка взять книгу в руки.

Наш основной принцип очень прост: чем проще и интереснее ребенку получать информацию, тем качественнее она будет воспринята. Поэтому мы много внимания уделяем форме, визуальному оформлению, содержанию изданий. Такой системный подход очень хорошо работает. Вероятно, поэтому книги издательства «Робинс» уже много лет пользуются такой популярностью.

фотографии предоставлены Евгением Сосновским из личного архива

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG