Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Фотография: как защитить свои права на снимки

Доктор юридических наук об особенностях работы с фотографиями
26 Июля 2022
Фотография: как защитить свои права на снимки

Фотография сегодня является не просто визуальным средством передачи информации, но и полноценным видом искусства, объектом творческой деятельности. Это значит, что использование снимков в медиапространстве предполагает следование определенным правилам и законам. В рамках фестиваля «Молодые фотографы России», прошедшего в Калуге, специалист в области интеллектуальной собственности, доктор юридических наук Марина Волынкина рассказала о правовых особенностях работы с фотографиями.

права-на-снимки_0T.jpg Марина Волынкина
доктор юридических наук, специалист в области интеллектуальной собственности, ректор ИГУМО и МКИК

Если еще несколько десятилетий назад фотографию можно было выполнить только с помощью специальной техники, то сегодня она доступна практически каждому. Конечно, это не делает абсолютно всех людей фотографами в полноценном смысле этого слова. Тем не менее объем снимков в медийном и культурном пространстве за последние несколько лет увеличился в разы. Стремительное развитие интернета и других информационных технологий упростило процесс копирования и распространения фотографий. Это привело к тому, что сегодня авторам необходимо быть особенно внимательными, а главное – осведомленными, чтобы защитить свои права.

В рамках фестиваля «Молодые фотографы России» специалист в области интеллектуальной собственности Марины Волынкина рассказала авторам о том, как и кто может законно использовать снимки в публичном пространстве, что делать, если фотограф решил продать свое произведение искусства, и какие документы обязательно должны быть оформлены при передаче прав.

После мастер-класса журналисты Global Women Media взяли интервью у эксперта и попросили Марину Владимировну поделиться практическими советами, которые могут быть полезны и интересны не только самим авторам, но и всем, кто так или иначе использует фотографии в публичном пространстве.

права-на-снимки_02.jpg

– Марина Владимировна, автор – знакомое и привычное всем слово. Однако в правовой сфере у этого понятия есть свои нюансы. С точки зрения интеллектуальной собственности кто может выступать в качестве автора?

– Когда мы рассматриваем фотографию как объект интеллектуальной собственности, мы должны понимать, что, конечно, не любой снимок является произведением искусства, но любой – результатом творческого труда. Человек, создающий фотографию, прикладывает к этому мыслительные усилия, осознанно или неосознанно выстраивает композицию, ловит свет, момент – другими словами, запечатлевает на снимке мир таким, каким его видит именно он.

В этом плане независимо от того, насколько большой художественной ценностью обладает фотография, она всегда является творческим произведением.

Из этого следует, что автором снимка всегда выступает только человек. Такое утверждение может показаться очевидным, но в правовом поле этот вопрос до сих пор вызывает определенные споры. Некоторые эксперты активно дискутируют о том, может ли быть автором произведения искусственный интеллект. Мнения на этот счет существуют разные, но в праве ответ один: субъектами гражданско-правовых отношений могут выступать только люди.

Искусственный интеллект не обладает сознанием, а значит, не может заниматься творчеством. И хотя сегодня есть примеры нарисованных компьютерами картин или написанных текстов, всё это – результат не творческого труда, а выполнения действий по шаблонам или определенным алгоритмам. Такие программы всё равно разрабатываются и используются человеком, соответственно они являются лишь инструментом для создания творческого продукта.

права-на-снимки_03.jpg

– Какие права есть у автора?

– С того момента, как человек создает фотографию, он становится не только ее автором, но и правообладателем. У него появляется пять прав, о которых мы очень подробно поговорили на мастер-классе. Это право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование и исключительное право.

Первые четыре права являются личными, т.е. принадлежащими конкретному лицу, и неимущественными – не имеющими оценки в денежном эквиваленте.

За рубежом такие авторские права называются «моральными правами» – их нельзя продать или купить, и в прямом, и в переносном смысле они являются бесценными.

Право на авторство принадлежит тому, кто создал произведение. Формально в нашем законодательстве автором считается тот, кто первым обозначил себя таковым. Конечно, если это было сделано неправомерно и человек на самом деле не имел отношения к созданию произведения, то справедливость устанавливается в судебном порядке.

Право на имя означает, что автор может подписать произведение своим именем, псевдонимом или не подписывать вовсе. Я бы советовала фотографам всегда указывать свое авторство. В таком случае люди, которые увидят снимки и захотят их использовать, смогут найти автора, связаться с ним, обратиться к нему за соответствующими правами.

права-на-снимки_04a.jpg

Право на обнародование также принадлежит автору. Оно означает, что никто не может публиковать произведение без согласия автора – только он решает, кто, когда и где может использовать фотографию. Например, он может разрешить другим людям проиллюстрировать ею материал на сайте, пост в социальных сетях, выставить работу в галерее или использовать в коммерческих целях.

Право на неприкосновенность творческого продукта предполагает невозможность каких-либо изменений или сокращений произведения. Таким образом, если желающие использовать фотографию получили от автора разрешение на публикацию, то они всё равно не могут вносить корректировки во внешний вид снимка: обрезать изображение, изменять цвета или делать из него коллаж. Для подобных действий необходимо отдельное согласие фотографа.

Наконец, одним из главных прав, которое есть у каждого автора, является исключительное право. В отличие от первых четырех, оно может оцениваться в денежном эквиваленте, а значит, может быть передано по договору другому лицу.

Важный принцип заключен в самом названии «исключительное право», которое сформулировал специалист в области гражданского права Габриэль Феликсович Шершеневич. Он подчеркнул, что лицо, являющееся автором, исключает кого-либо из круга возможных правообладателей. Другими словами, исключительное право может принадлежать только одному человеку. Такой подход поддержали и развили другие российские цивилисты. На сегодняшний день теория исключительного права является главенствующей в российском праве интеллектуальной собственности. По своей сути она представляет собой инструмент, позволяющий передавать права на творческий продукт от автора другим лицам для его использования.

права-на-снимки_05.jpg

– Какие документы необходимы для передачи прав на фотографию или какое-либо другое произведение?

– Исключительное право, позволяющее авторам зарабатывать на своих произведениях, состоит из двух частей: права на использование и права распоряжения. В зависимости от того, какое из них фотограф передает другому человеку, определяется договор, который необходимо заключить между двумя сторонами.

Для того чтобы передать право на публикацию фотографий, достаточно заключить лицензионный договор. Если же речь идет не только о публикации, но и о любом распоряжении изображением, то сторонам необходимо заключить договор об отчуждении автором исключительного права. В этом случае человек, в чью пользу произошло отчуждение, становится правообладателем.

В отличие от неимущественных авторских прав, которые являются личными, исключительное право может передаваться не только физическим, но и юридическим лицам, т.е. не только человеку, но и организации.

Кроме того, существуют так называемые служебные произведения. В рамках трудового договора с указанием соответствующих деталей работодатель поручает своему сотруднику создать фотографии, которые впоследствии будут использоваться в целях компании, например в журналах, на сайте или в социальных сетях. В этом случае за фотографом остаются право на авторство, право на имя, но правообладателем – лицом, которое может распоряжаться творческим продуктом, – является работодатель.

– Когда речь идет о текстовых произведениях, авторское право допускает цитирование отрывков. А как быть с фотографиями? Возможно ли их «цитировать»?

– Действительно, авторское право допускает цитирование независимо от того, о каком продукте творчества идет речь – тексте, музыке или фотографии. Однако важно понимать, что делать это необходимо по правилам, прописанным в законодательстве.

Существуют основные условия, позволяющие публиковать фотографию в качестве цитаты: изображение может использоваться в информационных, научных или учебных целях; обязательно должны быть указаны автор и источник заимствования; объем используемых изображений должен быть оправдан целью цитирования.

Например, мы, конечно, не можем проиллюстрировать небольшую информационную заметку целой серией чужих фотографий. Тем не менее при необходимости мы можем дополнить репортаж несколькими снимками другого автора с указанием его имени и источника.

права-на-снимки_06.jpg

– Какая ответственность существует сегодня за нарушение авторских прав?

– Это важный вопрос, потому что на сегодняшний день ответственность за нарушение авторских прав действительно очень серьезная. Об этом обязательно нужно знать, публикуя те или иные произведения.

Так, за использование фотографии без указания имени автора штраф составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей. Если говорить о существующей судебной практике, то истцы – те, кто заявляет о нарушении своих авторских прав, – сегодня требуют от ответчиков за неправомерное использование одной фотографии до 100 тысяч рублей.

Закон стоит на стороне авторов, и это хорошая новость для фотографов. В то же время он допускает использование изображений другими лицами, и это хорошая новость для «потребителей» творческих продуктов. Главное для тех и других – четко знать и соблюдать авторские права.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики
Теги: #

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG