Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Педагогическая компетентность родителей

О новой книге – методическом пособии Венеры Коробковой
30 Июля 2021
Педагогическая компетентность родителей

Венера Коробкова уже много лет исследует тему сотрудничества семьи и школы. Она является опытным экспертом в области педагогики. К ее мнению прислушиваются (в том числе на крупных международных площадках) специалисты, взаимодействующие с детьми и родителями. Недавно Венера Коробкова выпустила учебно-методическое пособие по проведению тренингов педагогической компетентности родителей.

Венера-Коробкова_0T.jpg Венера Коробкова
декан факультета правового и социально-педагогического образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ), кандидат педагогических наук, руководитель АНО «Институт поддержки семейного воспитания»

Сегодня Венера Коробкова ведет активную общественную деятельность, реализует социальные проекты по поддержке современного родительства. И всё же сама она определяет себя в первую очередь как декана одного из факультетов ПГГПУ – человека, занимающегося подготовкой грамотных высококвалифицированных социальных педагогов, преподавателей права и организаторов работы с молодежью. В этом эксперт видит свою главную миссию и ответственность.

Ven _01.jpg

Студенты факультета в качестве выпускных квалификационных работ готовят уникальные проекты, посвященные профилактике детского и семейного неблагополучия, безопасности и защищенности детей в информационно-образовательном пространстве, повышению уровня правовой компетентности школьников и другим актуальным темам. Результаты исследований и практические наработки выпускников высоко ценятся внешним экспертным сообществом.

Венера-Коробкова_02.jpg

Один из ключевых принципов профессиональной деятельности Венеры Коробковой основан на понимании того, что хороший педагог должен не только качественно учить детей, но и быть специалистом, который может поддержать родителей в вопросах семейного воспитания. Отчасти этому посвящена и новая книга эксперта. Подробнее о ней автор рассказала в интервью Global Women Media.

– Венера Викторовна, что вдохновило и мотивировало Вас на написание книги по развитию педагогической компетентности родителей?

– Практика показывает, что многие семьи нуждаются в поддержке, связанной с воспитанием детей. Родителям не хватает уровня их педагогической компетентности в решении конфликтных ситуаций с ребенком. Однако у современных мам и пап далеко не всегда есть время для того, чтобы углубляться в изучение теории или анализировать различные подходы.

Венера-Коробкова_03.jpg

Тогда, столкнувшись со сложными ситуациями в воспитании детей, они обращаются за помощью к специалистам. Отчасти именно поэтому сегодня поиск конструктивных методов взаимодействия с родителями стал одной из приоритетных задач всех образовательных организаций.

Перед учителями, психологами и социальными педагогами образовательных организаций встает задача по развитию педагогической компетентности родителей с учетом новых реалий общества и запросов современной семьи.

И в этом плане социально-педагогический тренинг является одним из самых эффективных форматов для освоения новых родительских компетенций. Проведение тренингов с родителями требует определенной организационной работы и компетентности эксперта. Этому важно учить современных специалистов, взаимодействующих с родителями. Для решения этой задачи и было подготовлено данное пособие.

Венера-Коробкова_04.jpg

В книге я описала методику проведения тренингов для развития у родителей педагогической компетентности, определив содержание этого понятия как эффективное родительское поведение, проявляющееся в готовности и способности взрослого человека на основе своих знаний, умений и опыта в области воспитания целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую среду, обеспечивающую ребенку субъектную позицию в собственной жизни.

Ven _02.jpg

Особенность авторского подхода к организации тренингов заключается в том, что встречи с родителями занимают не более полутора часов, включают теорию и практические упражнения, а еще их можно посещать не в строгой последовательности их проведения, а в удобном для родителей графике в зависимости от интересующих тем. Для современных родителей с учетом их занятости это особенно важно.

Венера-Коробкова_05.jpg

– Какие полезные практики представлены в методическом пособии?

– В своей работе я опиралась на зарубежный и российский опыт. Например, в профессиональной среде пользуются большой популярностью тренинги родительской и учительской компетентности Томаса Гордона. Это американский психолог, в 70-х годах прошлого века разработавший методики, которые помогают взрослым научиться лучше понимать детей и самих себя. Нужно сказать, что в США многих родителей, не вполне успешно справляющихся с воспитанием ребенка, обязуют посещать данные тренинги.

Ven _03.jpg

В то же время я опиралась и на педагогические исследования российских авторов, связанные с теорией педагогики поддержки, автором которой является Олег Газман. Его гуманистические идеи в педагогике основаны на принципе поддержки развития субъектности ребенка, воспитания в нем чувства ответственности за собственную жизнь и свои поступки.

В книге я рассказала об особенностях проведения тренингов по 4 ключевым темам: «Способы конструктивного общения с ребенком», «Как понять ребенка, который плохо себя ведет», «Как поддержать ребенка в сложной ситуации» и «Воспитание без наказания: миф или реальность?».

Венера-Коробкова_06.jpg

Предложенные четыре основные темы, на мой взгляд, являются несокращаемым минимумом педагогических знаний для родителей.

Я уверена, что, во-первых, важно научить родителей выстраивать правильную гармоничную коммуникацию с детьми. Во-вторых, необходимо научиться понимать и распознавать мотивы плохого поведения ребенка (привлечение внимания, требование власти, месть, избегание неудачи). В-третьих, во взаимодействии с ребенком в зависимости от проблемы ребенка родитель может занимать одну из четырех ролей или позиций: защитник, помощник, психолог или друг. В-четвертых, родителям важно научиться наказывать ребенка, целесообразно выбирая санкции для его проступка, чтобы они носили воспитательный эффект.

Ven _04.jpg

Важно научиться распознавать проблему ребенка, чтобы грамотно выбирать роль или тактику в общении с ним. Есть задачи, с которыми дети не в силах справиться самостоятельно, тогда им просто необходима помощь или защита взрослых. Однако иногда родителю нужно примерить на себя роль психолога или друга и лишь показать ребенку направление, в котором стоит двигаться.

При этом всегда важно поступать так, чтобы ребенок осознавал свою ответственность за принятые решения и понимал, что родители являются для него опорой и поддержкой, но ни в коем случае не «костылями», без которых он не может ходить самостоятельно.

Венера-Коробкова_07.jpg

– Бытует мнение, что родитель не должен отождествляться у ребенка с другом, так как это может стать причиной непослушания. Так ли это?

– Я думаю, что подобная точка зрения достаточно противоречива. Ведь такой подход приводит к тому, что часто в подростковом возрасте ребенок перестает рассказывать о своих проблемах родителям и начинает делиться ими только с друзьями. Отдаление от родителей происходит потому, что детям важно чувствовать понимание и поддержку, а не только назидание и контроль.

Ven _05.jpg

Для того чтобы соблюдать баланс – быть другом своему ребенку и при этом сохранять родительский авторитет, необходимо научиться правильно выдвигать требования, не забывая о чувствах и интересах ребенка, справедливо определять методы наказания за те или иные провинности.

Например, мой ребенок-подросток с пониманием относится к тому, что иногда я могу его отругать или отчитать. Он знает: я делаю это потому, что неравнодушна к тому, что происходит в его жизни. К тому же в этом и есть ценность истиной дружбы – быть откровенными и искренними. Хороший друг всегда может честно и открыто сказать о том, что ему не нравится.

Главное – помнить о том, что дружба и гармоничные взаимоотношения с ребенком в семье всегда строятся на безусловной любви и принятии (мы осуждаем, не принимаем поступок, а не ребенка).

Венера-Коробкова_08.jpg

– Современное поколение детей и молодежи сильно отличается от старшего. Как стать друзьями, учитывая такую разницу в интересах, ценностях и мировоззрении?

– Проблема отцов и детей, как известно, относится к разряду вечных. Она не возникла с развитием цифровизации, но стала еще более выраженной в этот период. Наши дети являются представителями новой цифровой культуры. И хотя нам она не всегда бывает понятной, это не должно стать барьером для коммуникации.

В педагогике есть такое понятие, как «диалог культур». Оно предполагает выстраивание взаимоотношений между людьми разных поколений, разных национальностей или религиозных конфессий, с разными жизненными установками.

Ven _06.jpg

Важно, чтобы родители спрашивали своих детей об их интересах и рассказывали о том, что было интересно им самим в детском возрасте.

Для того чтобы коммуникация была эффективной, стороны должны больше узнавать друг о друге, пытаясь понимать, а не только осуждать те мнения и интересы, которые отличаются от их собственных.

Каждое поколение имеет уникальные положительные характеристики и качества. Нам есть чему поучиться друг у друга. И задача взрослых как более опытных членов общества – выстроить грамотный межпоколенческий диалог.

Венера-Коробкова_09.jpg

– Книга будет полезна для родителей или только для студентов и педагогов?

– Моей целью было разработать учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей, классных руководителей, социальных педагогов и психологов образовательных учреждений. Это люди, которые, познакомившись с содержанием и методикой проведения тренинга, могли бы провести его с родителями. Тираж книги был небольшим. Я и представить не могла, что пособием заинтересуются не только психологи, учителя и классные руководители, но и сами родители, а также чиновники из сферы образования и социальной работы. Как только я опубликовала анонс книги, мне стали писать многие знакомые и незнакомые люди. И тогда стало очевидно, что тема действительно актуальна и важна не только для профессионалов, но и для общества в целом.

Ven _07.jpg

Информация в книге написана достаточно простым языком, ее без труда поймут заинтересованные в теме родители.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что в литературном пространстве уже есть достойные книги по схожей тематике, адаптированные именно для родителей. Одна из них – «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер.

Ven _08.jpg

Если говорить о моих книгах, то я бы посоветовала родителям обратить внимание на издание «Подсказка для родителей» в формате шпаргалки, где каждая страничка посвящена ответу на конкретный вопрос о взаимоотношениях с ребенком.

Еще у меня есть большая книга с иллюстрациями, которая называется «Воспитываем вместе». В ней идет речь о том, как сделать образовательный процесс в школе или детском саду еще эффективнее, объединив родительский и преподавательский труд. Я предложила читателю конкретные сценарии того, как можно использовать ресурсы родителей класса для реализации совместной воспитывающей социокультурной деятельности.

Венера-Коробкова_10.jpg

– Какие открытия Вы сделали для себя в процессе работы над новой книгой?

– В книге собрано много советов и практик, которыми поделились со мной педагоги и сами родители. Например, они рассказывали о том, как справляются с негативными эмоциями – злобой и раздражением. Одна мама отметила, что в моменты, когда чувствует гнев и готова высказать что-то обидное близким людям, она начинает вслух читать стихи. Это забавный способ, который позволяет избежать конфликта, вызывает улыбку и при этом сигнализирует домочадцам о наличии проблемы, требующей обсуждения.

Ven _09.jpg

В педагогике мне нравится изучать не только научные труды и теории, но и те методы взаимодействия, которые вырабатывают для себя отдельные люди – родители или учителя.

В процессе своей работы, не только над этой книгой, но за всю свою профессиональную деятельность, я поняла одну простую вещь: все родители разные, невозможно подобрать универсальные методики воспитания, подходящие для всех. Поэтому в книге я представила исключительно свой авторский взгляд на проблему и поделилась теми основами, которые могут стать базой для разных педагогических подходов.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG