Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Искусство, раздвигающее границы возможного

Валера и Наташа Черкашины о глубоком, серьезном и бесконечном
29 Сентября 2022
Искусство, раздвигающее границы возможного

Валера и Наташа Черкашиныизвестные на международном уровне супруги-художники, работающие в паре уже почти 40 лет. Их творчество самобытно и уникально, а мышление – масштабно и многогранно. Ряд знаковых искусствоведов и деятелей культуры считают, что их имена войдут в историю искусства. Художники уже не раз рассказывали в интервью Global Women Media о своих проектах. В этот раз материал посвящен философским вопросам, связанным с уникальным взглядом Черкашиных на ценность и силу искусства.

Черкашины_0T.jpg Валера и Наташа Черкашины
художники, фотографы, перформансисты

Валера и Наташа Черкашины – выдающиеся художники, работающие в направлении мультимедийного искусства. В их творческом портфолио – более 200 персональных выставок и порядка 300 арт-событий: акций, перформансов и хеппенингов. Работы супругов находятся в крупнейших музейных и корпоративных коллекциях США, России и других стран.

Художники Черкашины обладают уникальной способностью «нащупывать» остросоциальные вопросы еще до того, как на них обратит внимание широкая общественность. В своем творчестве они будто бы движутся на шаг впереди, переосмысляя и визуализируя через яркие образы всё, что происходит в мире.

Черкашины_02.jpg

– Валера, Наташа, у вас всегда активно кипит творческая жизнь. В одном из своих интервью вы сказали, что просто не можете «ничего не делать». Какие проекты являются сегодня для Вас наиболее значимыми?

Наташа: У нас сейчас два глобальных проекта. Хотя, конечно, на самом деле их больше, но мы бы хотели рассказать о тех, которые в первую очередь находятся в фокусе нашего внимания.

Сейчас мы работаем над седьмой книгой, посвященной нашей жизни, мыслям и развитию нашего творчества. Мы планируем напечатать ее до середины декабря, потому что в этот момент у нас стартует новый интересный и довольно серьезный проект – ретроспективная выставка.

Валера: Это правда – мы не можем «ничего не делать». Мы с Наташей постоянно полны идей и открыты к экспериментам. Например, сейчас я углубился в новую для себя сферу – исследую и расширяю свои вокальные возможности, взаимодействую с другими музыкантами. Иногда, когда я пою дома, Наташа закрывает дверь в комнату, но ей это не сильно помогает – у меня глубокий и яркий голос (смеется).

Не знаю, насколько это можно назвать самостоятельным проектом, в любом случае, это та деятельность, которая также сегодня занимает мое внимание.

Черкашины_03.jpg

– Вы часто реализуете остросоциальные проекты, рассуждаете на темы, актуальные не просто «здесь и сейчас», а буквально опережающие время. Порой даже ваши исторические проекты имеют отсылку к будущему. Как так происходит?

В.: Действительно, у нас есть определенная творческая интуиция, которую сложно объяснить словами. Я просто чувствую, что должен отразить свою реакцию на то или иное событие, которое происходит сейчас, потому что оно имеет (или будет иметь) историческое значение.

Например, еще накануне отставки Михаила Горбачёва у нас появился проект с его портретом. Уже тогда я чувствовал, что эта политическая фигура уходит в историю. Самому Михаилу Сергеевичу портрет, напечатанный на обложке «Огонька», понравился. Он предложил снять еще серию фотографий, но мы уже завершили эту тему.

Еще один «опережающий время» проект был посвящен теме ухода из обращения банкнот европейских стран и перехода банковских систем на евро. Тогда нам было важно показать ценность денег не с точки зрения их номинала, а с эстетической позиции. Получилось, что нам удалось сохранить, запечатлеть уходящую красоту – те яркие образы мировых личностей, которые были изображены на старой валюте.

Черкашины_04.jpg

Мне очень нравятся слова, которые однажды сказала о нашем творчестве известный искусствовед Александра Шатских: «Вам дано чувствовать сдвиги в культуре, и вы умеете их материализовать».

Для художника действительно очень важно иметь форму выражения своих мыслей и предчувствий – не только личную, но и социальную, космическую… Это нечто выше обывательского взгляда на мир.

Сейчас мы работаем над историческим проектом, но во многом он тоже связан с интуицией, предчувствиями. Это важная, пожалуй, ключевая часть нашего творчества.

Черкашины_05.jpg

– Вы люди с очень оптимистичным взглядом на мир. Многие Ваши проекты, даже на сложные и острые темы, наполнены добром и светом. Как Вам удается всегда сохранять позитив?

В.: Я бы сказал, что нам удается это делать не всегда. Был период, когда мы были вынуждены взять паузу, потому что работы получались очень мрачными. В тот момент мы решили сменить направление и посвятили себя написанию книги о развитии нашего творчества.

Жизнь не состоит исключительно из радости и счастья. Кризисы, неудачи, беды являются частью нашего пути. Негатив – это данность, которую нужно научиться переживать.

В наших работах действительно часто просматривается позитив, даже если речь идет о кризисных моментах в жизни людей. Мы верим в лучшее и в то, что многое зависит не столько от самих событий, сколько от нашего к ним отношения, умения правильно их воспринимать. Плохой опыт может сломать человека, а может сделать его сильнее, изменить в лучшую сторону.

Н.: Оптимизм – это не безрассудное веселье и слепая радость. Это вера в разумность, понимание того, что в любой ситуации можно найти решение. Наши работы наполнены именно таким оптимизмом.

В.: Еще один важный принцип, который лег в основу нашего творчества, был сформулирован, наверное, с возрастом. В какой-то момент стало очевидно, что любое зло, негативное намерение всегда разрушительно как для нас самих, так и для окружающих нас людей.

Мы несем ответственность не только за то, что мы делаем или говорим, но и за то, какие смыслы транслируем миру через творчество.

Черкашины_06.jpg

– В чем Вы видите главную силу и ценность искусства?

Н.: Важно, чтобы художник мог вести через творчество свою линию, не предавая собственные идеи и принципы. Сегодня очень много авторов, которые начинают заниматься одним, а затем, следуя модным тенденциям, бросаются от жанра к жанру. Они ставят акцент не на том, что они делают, а на том, как делают, и таким образом просто множат «изобразительное производство».

Пробовать разные техники, стили и направления – это неплохо. Однако в таком многообразии важно не потерять глубину своего творчества.

Мы с Валерой часто ходим на выставки, но не так часто встречаем действительно ценные, наполненные смыслом и энергией работы. В основном это оболочка без содержания, масса чего-то серого и пустого, совершенно не цепляющего и не впечатляющего. Хорошие работы, конечно же, тоже встречаются. Их единицы, но они, подобно бриллиантам, сразу привлекают внимание, оживляют чувства зрителя.

Когда я говорю об энергии, которой должны быть наполнены работы, я имею в виду душевное состояние автора. Художник, создавая произведение, невольно вкладывает в него частичку себя. Поэтому самое ценное в творчестве – наполненность самого автора, наличие у него идей, которые он хочет донести до мира.

В.: В моем понимании, художник – это проводник, подобно иконе в религии. Когда люди приходят в храм, они поклоняются не иконе, а тому, с кем могут соприкоснуться благодаря ей. Подобным образом и художник помогает человеку выстроить связь с нематериальными, возвышенными вещами.

Всё материальное находится рядом с нами, это легко потрогать, ощутить. Художник же является для человека проводником к ощущениям совершенно другого уровня. Когда мы слушаем музыку, смотрим на картину, читаем поэзию, мы испытываем нечто, что выходит за рамки «земных» чувств.

Черкашины_07.jpg

Человек так устроен, что всегда стремится выйти за рамки чего-то большего, чем Земля, чем он сам. Человечество придумало слово «бесконечность» для того, чтобы передать масштаб той мысли, которую невозможно объяснить словами.

Многие гениальные художники, ощущая стремление к бесконечности, к выходу за пределы обыденного, земного, материального, пытались передать эти мысли в своих работах. Леонардо да Винчи чувствовал, что человек может летать, но во время его жизни цивилизация еще не обладала необходимыми знаниями для того, чтобы это стало реальным.

С развитием технологий, науки шире становится и мышление человека. Когда мысль о полетах уже перестала казаться невозможной, художники продолжали «раздвигать» рамки восприятия людей. Например, Казимир Малевич показал, что форма выражения идей может быть не такой, какой ее представляло себе человечество многие годы.

Чем дальше шагает наука, тем дальше к бесконечности тянется человек. Искусство и религия – те сферы, которые помогают ему туда проникнуть.

Черкашины_08.jpg

– Вы много работаете с культурами разных стран. Чем они отличается друг от друга и чем похожи? Чем интересен художнику опыт взаимодействия с иными культурными пространствами?

В.: Человечество – это единое целое, рассредоточенное по всей планете. Художники, подобно собирателям, часто в своем творчестве обращаются к элементам из разных культур, интуитивно или осознанно собирая картинку, как мозаику. Поль Гоген восхищался полинезийской культурой, Пабло Пикассо вдохновлялся африканскими масками. Подобных примеров можно привести очень много.

Пожалуй, на Земле сложно встретить человека, которому была бы близка только одна-единственная культура. Мы ощущаем свою принадлежность к миру, к его многообразию.

В целом сейчас очень сложно говорить о «чистых» культурах. Практически каждая из них ощутила на себе воздействие ряда других культур. Они перетекают друг в друга, соединяются и от этого становятся еще более интересными. Часто такое слияние и можно увидеть в работах художников, вдохновленных чем-то, с чем они соприкоснулись в других странах.

Недавно мы познакомились с интересным специалистом, который занимается исследованием того, как природа, климат, география влияют на развитие людей и их культуры, традиций, архитектуры, искусства. Это же невероятно интересно – осознавать, насколько уникальна каждая страна, каждый регион и даже каждый город!

Н.: Если художник не путешествует или даже просто не выходит из дома, то он сам себя очень ограничивает. Это всё равно что сидеть в болоте: рано или поздно вода начинает застаиваться от недостатка новых источников. Порой стоит сделать шаг «наружу», чтобы увидеть безграничность мира.

В.: Я бы сказал, что значение имеет не только и не столько возможность человека путешествовать, сколько само стремление познавать другие культуры. Знакомиться с бесконечностью мира можно, даже не переступая порог своего дома. Писатель Марсель Пруст почти никуда не выезжал из своей страны, но в его романах сосредоточены глубочайшие мысли на общечеловеческие темы.

Черкашины_09.jpg

– Откуда вы черпаете столько сил для реализации огромного количества таких разных, масштабных, глубоких проектов?

В.: Вероятно, наша активная творческая энергия связана не только с какими-то врожденными талантами, способностями, но и с тем, что мы заботимся о своем здоровье, стараемся помогать организму оставаться в тонусе.

В здоровом теле здоровый дух. Это неоспоримая истина, которая играет действительно важную роль в жизни каждого человека, в том числе художника. Когда мы здоровы, полны сил, мы готовы реализовывать даже самые невероятные идеи.

Кажется, что чем больше мы едим, тем больше у нас появляется энергии. Однако это не совсем так. Гораздо важнее не то, сколько мы едим, а то, что именно мы потребляем. И хотя мы с Наташей не имеем привычки строго ограничивать себя в пище или придерживаться диеты, всё же нам удается по большей части соблюдать здоровый рацион. И нужно понимать, что у каждого человека такой рацион может быть свой. Можно ориентироваться на интуицию, личные наблюдения за тем, как чувствует себя организм, или на советы специалистов.

Н.: Вместе с тем здоровое питание играет важную, но не главную роль. Большое влияние на состояние души и духа оказывает физическая активность. Важно, чтобы мышцы чувствовали, что они живые и находятся в движении.

В.: Ученые считают, что организм человека перестает развиваться примерно к 24 годам. Это тот период, когда, по мнению природы, живое существо уже выполнило свою главную функцию, оставило после себя потомство и дальше постепенно начинает угасать. Однако, в отличие от зверей и растений, человек имеет больше возможностей и устремлений, чем просто продолжить род. Жизнь в обществе рождает у нас стремление оставить след после себя, внести лепту в улучшение жизни своих современников и будущих поколений, поделиться опытом и знаниями с другими людьми.

Каждый этап взросления открывает перед нами новые двери – мы начинаем ощущать в себе те качества, которые до этого могли не замечать. Наш дух, в отличие от организма, крепнет. Для того чтобы сохранять баланс и иметь силы для реализации идей, нам необходимо поддерживать свое тело.

Важно быть молодым не по возрасту, а в душе. Я не люблю считать, сколько мне лет. В большинстве случаев, например, я чувствую себя на 30, а иногда совершаю поступки, как трехлетний ребенок. В такие моменты совершенно не имеет значения, в каком году я родился и сколько дней рождения отметил.

Черкашины_10.jpg

– Сегодня вы уже не только художники, но и наставники, идейные вдохновители для подрастающего поколения талантливых авторов. Какие главные мысли об искусстве вы хотели бы до них донести?

В.: Я не воспринимаю себя художником-наставником, потому что, в моем понимании, это некий законченный результат. Вероятно, я стану таким после своей смерти, а пока что я и сам продолжаю учиться. Мне нравится пробовать себя в новых видах деятельности, как сейчас в пении, развиваться в привычном изобразительном искусстве.

Нет предела совершенству. Особенно это заметно сегодня, в век стремительного развития всего, чего только можно. Поэтому я бы пожелал подрастающему поколению постоянно учиться.

Черкашины_11.jpg

– О чем вы мечтаете?

Н.: Я мечтаю о хорошем здоровье и активном долголетии. Когда ты здоров, ты находишься в таком состоянии, что тебе всё кажется возможным.

Для меня жизнь – это не трудность преодоления проблем, а восторг от их решения. Я получаю удовольствие от того, что имею возможность расти. И пока у меня есть здоровье и силы, этот процесс происходит без остановки.

В.: В этом я поддерживаю мнение Наташи. Благодаря здоровью человек способен на многое, а планов у нас еще громадье. Каждый день у нас рождаются всё новые идеи. Главное – иметь силы для их воплощения.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG