Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Иностранные языки: без границ

Оксана Куреня об изучении языков
24 Декабря 2020
Иностранные языки: без границ

Изучение иностранных языков – это точная наука, творчество и постоянное исследование. Без любого из этих элементов процесс становится неинтересным и неэффективным. Так считает эксперт в лингвистической области Оксана Куреня – кандидат филологических наук и человек, который уже более 6 лет возглавляет факультет иностранных языков. В интервью Global Women Media она рассказала об особенностях того образовательного процесса, который реализуется под ее руководством.

Куреня_0T1.jpg Оксана Куреня
декан факультета иностранных языков ИГУМО, декан колледжа иностранных языков МКИК, кандидат филологических наук

Под руководством и наставничеством Оксаны Олеговны вот уже несколько лет подряд проходят подготовку будущие лингвисты, переводчики и преподаватели английского языка. Многие из них мечтали попасть именно на ее факультет колледжа или института, потому что были искренне воодушевлены образовательным процессом, основанным на авторских педагогических методиках и творческих подходах.

Куреня_03.jpg

– Оксана Олеговна, в чем заключается главная особенность образовательного процесса на Вашем факультете?

– В нашем колледже мы готовим учителей английского языка для начальных классов. Поскольку мы также работаем со студентами вуза, мы обладаем всем арсеналом средств и механизмов обучения иностранным языкам. Так, мы имеем возможность реализовать идентичные программы как на базе института, так и на базе колледжа. Мы преподаем иностранный язык в разных аспектах, включая теоретические и практические дисциплины.

Для нас принципиально важно, чтобы обучение было максимально глубоким и всесторонним. Для этого мало простого заучивания правил и выполнения упражнений из учебников.

Куреня_04.jpg

Огромное внимание в ходе учебного процесса уделяется работе не только над постоянным расширением словарного запаса и углублением в грамматику, но и над произношением – дикцией и интонацией. Это необходимо для того, чтобы будущие профессионалы говорили на языке свободно, спокойно и естественно. Главным ориентиром в этой области для нас является произношение дикторов BBC.

Один из самых любимых и интересных для студентов форматов занятий – общение с носителями языка. В этом семестре мы запустили новый проект «Dive into English», в рамках которого основным спикером выступает наш коллега из США Шон Бодроу. Это американец ирландского происхождения, человек с огромным опытом, сертифицированный преподаватель английского языка.

Куреня_06.jpg

Шон жил в разных странах, много путешествовал и сегодня с удовольствием делится знаниями с нашими студентами.

Вместе с ними он обсуждает самые актуальные темы, связанные с межкультурной коммуникацией, делится своим видением вопросов, а затем предлагает аудитории принять участие в обсуждении. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, с шутками и душевными разговорами, что, конечно, приносит и самому Шону, и студентам огромное удовольствие. Важно, что присоединиться к общению могут учащиеся других факультетов.

Куреня_05.jpg

Вообще преподаватели – пожалуй, одна из главных особенностей нашего института и колледжа. Все они – высококвалифицированные педагоги, авторы учебников и уникальных образовательных методик, практики с современным подходом к профессии. Каждый из них чем-то уникален и примечателен. Однако главное, что их объединяет, – это огромная любовь к детям и молодежи, к своему делу, иностранным языкам и разным культурам.

Куреня_07.jpg

У каждого из наших преподавателей есть чему поучиться не только студентам, но и коллегам.

Таким образом, у нас складывается мощный педагогический коллектив, реализующий максимально эффективные образовательные методики и формирующий уникальную среду, благоприятную для личностного и профессионального роста каждого ее участника.

Куреня_08.jpg

– Участвуют ли студенты в различных внешних мероприятиях, конференциях и форумах?

Наши студенты активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. И мы с коллегами с удовольствием руководим их проектами. Уже на втором курсе колледжа студенты приступают к подготовке собственного исследования, связанного с их будущей профессией и затрагивающего разные научные аспекты педагогики, методики преподавания, общей лингвистики. И нужно сказать, что уровень этих проектов, первых индивидуальных работ учащихся, достаточно высок.

Куреня_09.jpg

Результатами своих исследований студенты делятся на всероссийских и международных конференциях. Одна из них состоялась в декабре этого года. Конференцию проводил Вильнюсский университет. Наши студенты представили доклады на основе своих проектных исследований, и их работы на конкурсной основе были выбраны для публикации в сборнике научных статей.

Одна из наших студенток вошла в список лучших участников конференции. Это большое достижение, ведь в событии принимали участие 140 человек из 20 разных стран.

Куреня_10.jpg

Интересно, что большую часть участников конференции составляли учащиеся высших учебных заведений. И для меня стало большой гордостью, что наши колледжане не только составили им достойную конкуренцию, но и в некоторых случаях даже показали более высокие результаты.

Еще наши студенты всегда с удовольствием принимают участие в различных международных акциях. Этой осенью они подготовили англоязычные выступления для видеоролика, созданного для международного онлайн-марафона по экологии, а также для акции Peace Hour, которую проводило сообщество Peace-50.

Куреня_11.jpg

– Помимо программных занятий и научных исследований какие еще виды деятельности включает учебный процесс?

– Помимо того что мы осуществляем мощную профессиональную подготовку, наши студенты могут реализовать свои языковые компетенции в рамках практико-ориентированных проектов и дополнительных активностей. Для нас очень важно, чтобы процесс роста продолжался постоянно, даже вне учебного времени. И еще важнее, чтобы студенты получали удовольствие от того, что они делают, иначе полноценное развитие окажется просто невозможным. Поэтому мы всегда открыты любым студенческим идеям, с удовольствием предоставляя возможности для их реализации.

Куреня_12.jpg

Например, недавно наши ребята сами выступили с инициативой создать англоязычную версию сайта колледжа. Профессиональные переводчики уже выполнили подобную работу для института, и теперь, ориентируясь на их результат, учащиеся решили продолжить реализацию этой задумки.

И хотя, конечно, работа происходит под моим кураторством, перед студентами стоит большая и ответственная задача. Ведь именно от того, насколько качественно и понятно будет переведен сайт, зависит то, как колледж будет представлен в международном пространстве.

Еще одна «изюминка» нашего факультета – это лингвистический театр. Он вызывает огромный интерес у многих абитуриентов на днях открытых дверей и, конечно, у самих студентов. Это проект, который позволяет развить у учащихся языковые компетенции, навыки устной речи и soft skills, включающие выступление на публике, креативные способности и работу в команде.

Куреня_13.jpg

При подготовке спектаклей лингвистического театра студенты сами выбирают те произведения, которые они будут ставить, адаптируют сценарии, работают над костюмами, гримом и сценическими движениями. Словом, они получают абсолютную свободу творчества, которая так важна для любого профессионального и личностного роста.

Творчество необходимо в любой профессии. Оно позволяет расширять границы кругозора человека и его видения мира.

Сам процесс творчества заключается в том, чтобы создать что-то новое, нестандартно подойти к привычному. Человек начинает по-другому смотреть на окружающую его действительность. И, конечно, творчество особенно важно в таких сложных и многомерных профессиях, как учитель и переводчик. Творческий человек мыслит нешаблонно, нестереотипно, а это значит, что ему проще выстраивать интересную и эффективную коммуникацию с самыми разными людьми, будь то представители другого поколения, других профессий или культур.

Куреня_14.jpg

– Оксана Олеговна, Вы и сами очень творческий человек. Думаю, Ваша личность играет огромную роль в образовательном процессе, ведь Вы – главный наставник для студентов. В чем заключается Ваша творческая реализация?

– Да, действительно, мне очень близко и интересно творчество. Уже несколько лет я активно занимаюсь озвучиванием книг и записью подкастов. Для меня большая радость и ответственность, что сегодня я могу делиться своими знаниями, энергией и позитивным настроем не только со своими студентами, но и с более широкой аудиторией.

Один из моих «свежих» проектов – запись подкастов для интернет-портала дополнительного образования «Одаренные дети». Его пользователями являются десятки тысяч школьников со всех регионов России.

Запись подкастов для портала «Одаренные дети» я начала весной, в период пандемии. Мне очень хотелось поделиться с ребятами теплотой и оказать им поддержку. И тогда я стала записывать для них добрые сказки и детские рассказы, чтобы они могли слушать их в свободное время или перед сном, снимая напряжение и успокаивая свои мысли, погружаясь в волшебный мир приключений.

Куреня_15.jpg

Сейчас проект вышел на новый виток развития. Так как я являюсь преподавателем английского языка, мы с руководителем портала решили, что я могла бы записывать полезные образовательные подкасты для школьников. Недавно я начала работать над подкастами, где в понятной и доступной для детей разного возраста форме рассказываю о правилах английского языка, раскрывая их нюансы и сложности.

И, конечно, я продолжаю записывать аудиокниги, которые можно скачать на популярных интернет-ресурсах. Это деятельность, которая приносит мне огромное удовольствие и ощущение реализации моего творческого потенциала.

Куреня_16.jpg

До сих пор во многих семьях принято читать детям на ночь. Это хороший способ сближения и проявления заботы. Читая вслух, мы делимся со слушателями своей энергией и эмоциями.

Каждый человек видит произведение по-своему, и это очень заметно отражается в чтении вслух. Через голос и интонации можно передать гораздо больше информации, чем через буквы на бумаге. И для меня как для лингвиста и филолога такая интерпретация коммуникации очень интересна.

Куреня_17.jpg

– Как изучение иностранных языков влияет на человека?

– На самом деле, это очень глубокий и серьезный процесс. Потому что вместе с изучением языков мы неизбежно развиваемся личностно.

В лингвистике есть концепция, связанная с образованием вторичной языковой личности. Она предполагает многостороннее развитие человека при изучении иностранных языков.

Каждый человек, задумываясь о том или ином слове, может назвать одну или несколько ассоциаций, связанных с ним. И эти ассоциации рождают в нашем сознании определенные смыслы и взаимосвязи. Интересно, что в процессе изучения иностранных языков «картинки», всплывающие в голове, могут отличаться от тех, которые мы представляем, говоря на родном языке. Из этого следует, что языковое поведение человека может быть разным в зависимости от того, на каком языке он говорит. И дело не в величине словарного запаса, а именно в наших ассоциациях.

Куреня_18.jpg

Еще один важный момент – невозможно изучать язык в отрыве от его культуры. Так или иначе, мы вынуждены погружаться в ту жизнь, которой живут носители языка. И тогда нам становится проще понять не только их речь, но и их ценности, взгляды на мир.

Изучая языки, мы становимся внутренне богаче, глубже и мудрее. Перед нами открываются безграничные возможности для личностного и любого профессионального роста.

Мне как декану и наставнику очень бы хотелось, чтобы мои студенты становились не просто переводчиками или учителями, а людьми, которые способны расширить границы для себя и окружающих. Здорово, что сегодня для этого существует столько возможностей. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG