Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Измайлово, Беляево и… Япония

Выставка об архитектуре разных, но похожих районов
27 Августа 2021
Измайлово, Беляево и… Япония

В Москве в галерее «Беляево» проходит очередная выставка проекта «Советский модернизм. Откуда: и Куда:». Кураторы проекта – архитектор Анастасия Петрова и художник Елизавета Землянова – уверены, что каждый город и район уникальны, а их культурно-архитектурное наследие бесценно. Новая выставка проекта объединила сразу две темы, связанные с модернизмом и концептуализмом, а также архитектурой двух разных районов – Измайлово и Беляево.

Выставка_0T.jpg Анастасия Петрова
главный архитектор инвестиционно-строительного холдинга «ЦАМ Групп», декан архитектурного колледжа МКИК, сокуратор проекта «Советский модернизм. Откуда: и Куда:»
Елизавета-ЗемляноваT.jpg Елизавета Землянова
художник, декан факультета дизайна ИГУМО, куратор Международного фестиваля современного искусства DOCA, сокуратор проекта «Советский модернизм. Откуда: и Куда:»

Выставка в галерее «Беляево» стала восьмой из серии выставок «Советский модернизм. Откуда: и Куда:». Изначально проект зародился в районе Измайлово и был направлен на исследование его архитектуры. Однако со временем инициатива приобрела новые масштабы. Каждая новая выставка стала объединять основную экспозицию, посвященную измайловскому советскому модернизму, и дополнительную, связанную с тем районом, в котором она представлена.

В интервью Global Women Media Анастасия Петрова рассказала о проходящем в галерее «Беляево» событии и поделилась интересными результатами исследования архитектурного наследия района.

Выставка_03.jpg

– Анастасия Сергеевна, в чем заключается уникальность восьмой выставки проекта?

– Главная особенность выставки заключается в том, что дополнительная часть экспозиции связана с районом Беляево, где и расположена галерея. Это очень интересный с точки зрения архитектуры район, на что первым обратил внимание польский архитектор Куба Снопек. Он написал книгу «Беляево навсегда», которая привлекла внимание многих его коллег не только в России, но и в других странах мира. Более того, Куба Снопек предложил включить Беляево в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще одна особенность района связана с тем, что в нем жил выдающийся художник Дмитрий Александрович Пригов. Он очень любил Беляево, называл его герцогством, а себя – герцогом Беляевским. Художник не только создавал картины и инсталляции, но и писал литературные произведения, часть которых посвящал своему району.

Выставка_04.jpg

Сегодня личность Дмитрия Александровича Пригова является важной частью локальной идентичности района. Жители знают наизусть его стихотворения, организуют тематические встречи, а уличные художники – граффитчики и стрит-артеры – нередко отсылают к его творчеству в своих работах.

Беляево представляет собой типичный спальный район с множеством типовой застройки – «хрущёвок», домов 1970–1880-х годов. Тем не менее Дмитрий Александрович Пригов увидел в этом свою красоту.

Таким образом, мы решили создать экспозицию из двух частей. Первая включила все основные элементы, которые мы сохраняем от выставки к выставке: коллекцию графической продукции 50–80-х годов XX века, марки, значки, буклеты и прочие предметы, связанные с архитектурой советского модернизма. Вторую часть экспозиции мы разработали специально для галереи «Беляево», обратившись к творчеству московских концептуалистов и делая отсылку к работам Пригова.

Однажды мне посчастливилось лично познакомиться с Дмитрием Александровичем во время встречи, которая проходила в клубе на Лубянке для начинающих, молодых авторов и именитых современных художников. Пригов провел с нами весь вечер, очень интересно рассказывая о себе и своем творчестве. Он вел себя очень просто и дружелюбно, несмотря на высокий и значимый статус в профессиональном сообществе. Общение с художником настолько увлекло и вдохновило меня, что после встречи я взахлеб прочитала его книги, две из которых – «Живите в Москве» и «Только моя Япония» – стали для меня настольными. И, конечно, мы опирались на них и когда готовили выставку.

Выставка_05.jpg

В книге «Только моя Япония» Дмитрий Александрович рассказал о своем опыте путешествия в Страну восходящего солнца, поделился впечатлениями от увиденной новой для него культуры, проанализировав ее в свойственной ему манере письма.

Вдохновившись его рассуждениями и описаниями, мы решили связать экспозицию, посвященную концептуализму в архитектуре района Беляево, с Японией.

Приходя на выставку, зритель буквально попадает в другую страну – необычную и загадочную. Предметы экспозиции представляют собой переосмысленные художниками объекты японской культуры, дополненные элементами советского периода и российской современности.

Выставка начинается с занавеса норен – специальной шторы, отделяющей разные пространства в традиционном японском доме. Экспозиция также включает каменный бассейн цукубаи, икебаны и многие другие инсталляции. Интересно, что все объекты, выполненные в японском стиле, имеют связь с непосредственной темой выставки. Так, на кимоно вместо традиционных узоров изображен коллаж с кинотеатром – снесенным памятником архитектуры советского модернизма, а элементы для японской чайной церемонии включают фарфоровые чашки советского периода.

Выставка_06.jpg

Еще одной интересной отсылкой к творчеству Пригова является тот факт, что организаторы проекта не стали подписывать свои фамилии.

Дмитрий Александрович намеренно всегда представлялся по имени и отчеству – это был его псевдоним. И мы с моим сокуратором, деканом факультета дизайна ИГУМО Елизаветой Александровной Земляновой, тоже в рамках проекта, посвященного району Беляево, не используем фамилии.

Выставка_07.jpg

– Две части экспозиции гармонично связаны между собой. Что стало объединяющим звеном между районами Беляево и Измайлово?

– Когда мы начали искать точки пересечения между ними, в первую очередь нам пришла в голову тема, связанная с движением. Всем известно, что одним из самых популярных видов транспорта в Москве является метро. Оно связывает спальные районы с центром и между собой. Именно поэтому наряду с японской тематикой в основу концепции нашей экспозиции был заложен образ Московского метрополитена.

Второй точкой соприкосновения стала типовая застройка, схожесть ряда архитектурных объектов в двух районах и ситуаций, связанных с ними. Например, и в Беляеве, и в Измайлове по очень похожим проектам были построены кинотеатры «Витязь» и «Первомайский». Позже они оба были снесены в рамках одной и той же программы. Ряд элементов экспозиции на выставке связан именно с этими двумя объектами, представляющими собой определенные символы.

Мы намеренно положили на пол под ноги зрителям баннеры с изображениями кинотеатров, показав, что здания были не просто разрушены, а буквально растоптаны.

Третье объединяющее звено оказалось еще более интересным – основанным на случайном совпадении. В сентябре 1974 г. на Беляевском пустыре свои работы выставили не признанные на официальном уровне художники-нонконформисты. Советские власти разогнали выставку достаточно жестоким способом: 50 человек попали в отделение милиции, а картины были испорчены бульдозерами, которые своими ковшами беспощадно ломали их и портили холсты.

Выставка_08.jpg

Событие получило название «Бульдозерная выставка», о нем заговорили не только в России, но и за рубежом. Власти, не захотевшие раздувать конфликт, отпустили художников и разрешили организовать новую выставку. И по удивительному совпадению местом для организации события стал именно Измайловский лесопарк.

По старым архивным фотографиям нам удалось выяснить, что свои работы нонконформисты представляли на Просянской плотине. Именно она связала Беляево и Измайлово. Возвращаясь к теме японской культуры, мы решили создать для выставки икебану с растениями, собранными на Просянской плотине. Кроме того, мы подготовили специальную видеоинсталляцию, в которой обыграли ситуацию, произошедшую с художниками.

Так, ключевой темой выставки стали движение из одного района в другой и связь между ними. В 1974 г. художники приехали из Беляева в Измайлово, в 2021 г. мы едем проводить выставку из Измайлова в Беляево, замыкая круг.

Выставка_09.jpg

Станции метро «Измайловская» и «Беляево» очень похожи между собой, они имеют типовые конструкции. И в то же время каждая из них обладает своей атмосферой и особенностями. Мы представили нашу экспозицию в виде стилизованных станций метро. Попадая на выставку, зритель будто бы спускается в беляевскую «подземку» с типичными платформами и колоннами, встречая по пути объекты, отсылающие к творчеству Пригова и других художников. Затем «пассажир» переходит ко второй части выставки и оказывается на станции метро «Измайловская» с другим ритмом и подачей.

На мой взгляд, нам удалось достаточно гармонично включить японскую тематику в контекст движения. Одним из моих любимых объектов в этом плане стал «Сад камней». В Японии такие сады создают для медитаций и сосредоточенного расслабления. Наблюдая за пассажирами метро, мы заметили, что жители столицы настолько привыкли к ежедневным, порой утомительным, поездкам, что едут в метро в состоянии, напоминающем медитацию. Они погружаются в свои мысли и абстрагируются от всего происходящего вокруг. В этом мы увидели некую интересную связь, поэтому разместили в нашем искусственно созданном метро «Сад камней».

Выставка_10.jpg

– Работы каких современных художников представлены на выставке?

– На выставке представлен ряд работ как именитых, так и начинающих авторов, в том числе результаты исследований, в которых принимали активное участие студенты нашего архитектурного колледжа и факультета дизайна института.

Интерес к проекту проявил известный современный художник Валерий Чтак. Сам автор определяет себя как последователя московских концептуалистов. Он хорошо знаком с творчеством Дмитрия Александровича Пригова, и именно к нему сделал отсылку, расписывая занавес, расположенный при входе на экспозицию. Валерий Чтак изобразил на ткани черный круг – подобные фигуры часто встречались в работах концептуалиста.

Дмитрий Александрович называл черные круги, объекты, придающие объем, «мясом пространства». Такие визуальные эффекты позволяли изобразить глубину даже на плоской стене.

Нас также поддержал еще один интересный человек – редактор журнала Strelka Mag, исследователь района Кирилл Головкин, автор блога «Только мое Беляево», который также в названии своего проекта отсылается к творчеству Дмитрия Александровича Пригова. Он много рассказывает аудитории об уникальности того места, где живет, делится интересными фактами и знаниями. Кроме того, Кирилл собрал и продолжает собирать уникальную коллекцию значков, марок, книг, журналов, брошюр и других вещей, связанных с районом. Часть предметов он предоставил для выставки.

Одна из коллекционных вещей Кирилла Головкина идеально вписалась в концепцию нашей экспозиции. Это старая табличка с названием станций метро, которую ставили на стекло вагона, чтобы пассажиры знали, куда направляется состав. С одной стороны картонки написано «Беляево», с другой – «Новые Черемушки». И хотя сама по себе табличка является совершенно обычной и, возможно, непримечательной для обывателя, она передает удивительную атмосферу советских времен и является важным элементом, дополняющим образ нашего искусственно созданного образа метрополитена.

Выставка_11.jpg

– Выставка представляет собой очень интересный синтез серьезных исследований и безграничного творчества. Как рождаются такие неординарные идеи?

– По своей сути модернизм, ярко представленный в архитектурном наследии двух районов, является антитезой концептуализму. В свою очередь концептуализм тесно связан с именем Дмитрия Александровича Пригова и считается важной частью локальной идентичности Беляева. Когда перед нами встала задача соединить два этих элемента, мы чувствовали энтузиазм и растерянность одновременно. Мы подумали, что связать несвязуемое можно только с помощью творческого подхода и неординарного мышления.

Идеи наших проектов часто рождаются в непринужденных разговорах. Мы не «заставляем» себя придумывать идеи, а просто обмениваемся с Елизаветой Александровной мыслями и рассуждениями по заявленной теме, рассказываем о том, что считаем самым интересным в ней. В таком диалоге одна мысль сменяется другой, создавая целую цепочку взаимосвязей, и постепенно рождается концепт.

Меня увлекает сама возможность вести дискуссию с единомышленником и в диалоге находить новые грани у привычных вещей.

Выставка в галерее «Беляево» имеет для меня особое значение еще и потому, что в ней принимает участие мой маленький сын. Он представлен в проекте как настоящий художник, так как является одним из действующих лиц в видеоинсталляции о «Бульдозерной выставке» и Просянской плотине.

Мне всегда очень интересно переходить к обсуждению общей проблематики через что-то личное. Это тот метод, который я использую во многих своих авторских проектах. Именно поэтому всё, что мы делаем, для меня особенно близко, трогательно и по-настоящему важно.

Выставка_12.jpg

– Кому будет особенно интересна выставка?

– На мой взгляд, выставка может оказаться очень интересной не только для жителей Измайлова и Беляева. Подавляющее большинство москвичей живут в спальных районах и при этом практически не обращают внимания на то архитектурное наследие, которое их окружает. Наш проект был создан именно для того, чтобы люди могли по-другому взглянуть на среду своего обитания, найти интересное и ценное в том, что видят каждый день.

Выставка в галерее «Беляево» открылась 18 августа и будет идти до 3 октября. Я с удовольствием приглашаю всех желающих погрузиться в атмосферу прошлых лет, познакомиться с творчеством талантливых художников и лучше узнать Москву.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG